В состав небанковских кредитных организаций входят ломбарды, общества взаимного кредитования, кредитные союзы и др. организации.

См. подробности >>


Преимущества рефинансирования ипотечного кредита

Условия предоставления кредита под залог квартиры

Процентные ставки по кредитам и их значение


Автокредит по кредитной карте: схема предоставления

Автокредитование в Москве: тенденции авторынка

Экспресс автокредит: на что можно надеяться

Страхование автокредитов: условия и процентные ставки

Автомобили трейд ин: меняем старую машину на новую

Кто пользуется автокредитами с быстрым оформлением
На правах рекламы:


Доходы государственного бюджета


вернуться в оглавление книги...

Доходы государственного бюджета Италии мобилизуются главным образом за счет налогов. Остальные средства поступают в бюджет от размещения государственных облигационных займов, от государственных предприятий и имуществ, привлечения кредитов и др.
В первые послевоенные годы среди неналоговых доходов видную роль играла американская «помощь», поступления от которой возросли с 54 млрд. лир в 1947/48 г. (5,5% всех доходов бюджета) до 339 млрд. лир — в 1,950/51 г. (17%). В последующие годы американская «помощь» резко сократилась.
Поступления от налогов в послевоенные годы росли быстрее, чем национальный доход. За 1951—1974 гг. общие налоговые поступления государственной администрации, включая местные налоги, увеличились почти в 12 раз. За этот период в национальном доходе доля всех налоговых платежей, в том числе и налогов, поступающих в местные бюджеты, возросла с 15,7 до 20,1%, с учетом взносов на цели социального страхования— с 21,1 до 36%. С 1951 по 1972 г. в национальном доходе доля налогов, изымаемых только в государственный бюджет, повысилась с 13,2 до 17,8%, причем удельный вес налогов, поступающих в государственный бюджет, во всех налогах государственной администрации увеличился с 84 до 87,2%.
По данным научно-исследовательского отдела «Ме-диобанка», в среднем за 1968—1972 гг. доля налогов всех звеньев бюджетной системы, включая взносы на цели социального страхования, в ВНП составила в Италии 34,6%, т. е. немногим меньше, чем во Франции — 36,2 и Англии — 35,7, и почти столько же, сколько в ФРГ —34,5% (в США —28,2%, Японии — 20%) '. Поскольку национальный доход на душу населения в Италии ниже, чем в большинстве крупных капиталистических государств, то можно сделать вывод, что налоговая эксплуатация в этой стране значительно выше.
Интересно сравнить структуру налоговй эксплуатации в Италии с другими капиталистическими странами. В общем объеме поступлений от налогов и взносов на социальное страхование доля прямых налогов в Италии (20%—в среднем за 1968—1972 гг.) превышает аналогичный показатель только Франции (16,1), но значительно уступает ФРГ (32,1), Англии (39,4), Японии (42,6), США (46,7). По удельному весу косвенных налогов Италия (42% в среднем за 1968—1972 гг.) несколько уступает Англии (46,3) и Франции (44), значительно опережая США (33,8), ФРГ (35,2) и Японию (38). По удельному весу взносов на социальное страхование Италия (38% в среднем за 1968—1972 гг.) незначительно уступает Франции (39,9), опережая другие страны, и в частности ФРГ (32,7), США (19,5), Японию (19,4), Англию (14,3).
В исследовании «Медиобанка» приводятся данные, характеризующие структуру налоговой эксплуатации в Италии в сравнении со средним показателем восьми стран (Бельгия, Франция, ФРГ, Япония, Голландия, Англия, США и Швейцария) в среднем за 1968—1972 гг. В общем объеме поступлений от налогов и взносов на цели социального страхования доля прямых налогов в Италии, как было отмечено выше, составила 20% (38,8 — в этих восьми странах), косвенных налогов — 42 (36,8), взносов на социальное страхование — 38 (24,4). В то же время в ВНП удельный вес прямых налогов составил в Италии 8% (11,7 — в среднем в других восьми капитали-. стических странах), косвенных налогов—14 (10,7), взносов на социальное страхование—12,6 (6,9), а всех налогов и взносов — 34,6% (29,3). Приведенные показатели свидетельствуют о том, что в Италии по сравнению с другими капиталистическими странами налоговая система отличается значительным превышением доли косвенных налогов над прямыми.
На протяжении всей истории Италии буржуазия упорно сопротивлялась всяким попыткам изменить характер налоговой системы страны. Она не допустила даже к обсуждению в парламенте проекты законов, выдвинутых в 1905—1919 гг. и предусматривавших увеличение прямых налогов. В период фашистской диктатуры (1922—1943 гг.), поставленной у власти финансовой олигархией, вообще не делалось попыток налоговых реформ.
После второй мировой войны под давлением трудящихся масс в статье 53 конституции Итальянской Республики, вступившей в силу в начале 1948 г., было записано: «Все обязаны участвовать в государственных расходах в соответствии со своими доходами. Налоговая система основывается на прогрессивном обложении». После удаления коммунистов из правительства в 1947 г. эти положения конституции до сих пор остаются на бумаге.
Только в 1962 г. мощное народное движение, во главе которого стояла Коммунистическая партия Италии, вынудило правительство создать специальную комиссию для подготовки налоговой реформы. В октябре 1971 г. парламент Италии принял закон, обязывающий правительство провести налоговую реформу. После ряда отсрочек в Италии была введена с 1 января 1973 г. новая система косвенного налогообложения, а с 1 января 1974 г. — прямого налогообложения. Однако по-прежнему основная тяжесть налогового гнета ложится на трудящиеся массы.
Значительное преобладание косвенных налогов над прямыми нашло отражение в налоговых поступлениях государственного бюджета, хотя в послевоенные годы прямые налоги росли более высокими темпами, чем косвенные.
До 1 января 1974 г. главную роль в прямых налогах играли основной подоходный налог и дополнительный прогрессивный подоходный налог. Основной подоходный налог взимался по шедулярной системе, причем наибольшие поступления давала четвертая шедула, по которой облагались трудовые доходы (заработная плата рабочих и служащих, пенсии). Ставки налога с трудовых доходов были построены по принципу сложной прогрессии. Они увеличивались не для всей суммы дохода, а только для части, превышающей доход предыдущей ступени. Максимальной ставкой в 15% облагались доходы свыше 20 млн. лир в год, минимальной ставкой в 4%—доходы до 480 тыс, лир в год. Доходы первой шедулы (проценты по облигациям, кредитам, банковским вкладам) облагались единой ставкой — 27%. Прибыли промышленных и торговых капиталистов (вторая шедула) облагались ставкой, построенной по принципу сложной прогрессии. Максимальная ставка в 25% была установлена для доходов свыше 100 млн. лир, минимальная в 9% —для доходов до 720 тыс. лир. Третью шедулу составляли доходы ремесленников и лиц свободной профессии. Минимальная ставка для этой шедулы— 4%—применялась к доходам до 660 тыс. лир, максимальная — 15%—к доходам свыше 20 млн. лир в год. На долю основного подоходного налога приходилось более половины всех поступлений от прямых налогов государственного бюджета Италии.
Дополнительный прогрессивный подоходный налог введен 1 января 1925 г. и взимался с лиц, чей чистый доход превышал определенный уровень. В 1964 г. этот уровень был установлен в 960 тыс. лир в год. Ставки налога возрастали с 2% (для облагаемого дохода в 240 тыс. лир и ниже) до 65% (для облагаемого дохода в 500 млн. лир и выше). В общих поступлениях государственного бюджета от прямых налогов удельный вес доходов от дополнительного прогрессивного налога увеличился с 6% в 1938/39 г. до 13% в 1973 г.
С 1 января 1974 г. главными видами государственных прямых налогов в Италии являются прогрессивный подоходный налог с физических" лиц и пропорциональный подоходный налог с юридических лиц. Налогом с физических лиц облагаются заработная плата рабочих и служащих, доходы от промышленности, торговли, ремесел, сельского хозяйства, земли, строений, а также доходы лиц свободных профессий. Минимальная ставка в 10% установлена для облагаемого дохода в 2 млн. лир в год. Доходы свыше этой суммы облагаются по прогрессивной шкале. Ставки налога построены по принципу сложной прогрессии. Максимальная ставка в 72% применяется к доходам свыше 500 млн. лир. Если, например, облагаемый доход налогоплательщика составляет 4800 тыс. лир, то сумма налога определяется так: с первых двух миллионов лир взимают 10%, или 200 тыс. лир, с третьего миллиона—13%, или 130 тыс. лир, с четвертого миллиона—16%, или 160 тыс. лир, со следующих 800 тыс. лир —19%, или 152 тыс. лир. Следовательно, общая сумма налога составляет 642 тыс. лир. По подоходному налогу с физических лиц предоставляются скидки на жену и детей. В случае если общий доход работающих супругов не превышает определенный уровень, то он облагается раздельно, т. е. по низшим ставкам. В начале 1974 г. этот уровень составлял 4 млн. лир. В августе того же года по предложению Коммунистической партии Италии он был повышен до 5 млн. лир. Одновременно были увеличены скидки на детей и введены надбавки в размере 5% к облагаемым доходам с 10 млн.. лир до 14 млн. лир и в размере 10% —к облагаемым доходам свыше 14 млн. лир.
В обстановке сильного инфляционного процесса последних лет, снижающего жизненный уровень трудящихся масс, не прекращается борьба левых сил за облегчение налогового бремени наименее обеспеченных слоев итальянского общества. В результате этой борьбы осенью 1975 г. парламент принял закон об увеличении налоговых скидок с доходов трудящихся и о раздельном обложении доходов супругов, если общий их уровень не превышает 7 млн. лир в год.
Прибыли юридических лиц (торговых и промышленных компаний) с января 1974 г. облагались по ставке в l 25%, а с августа того же года — по ставке 35%. Доходы частных финансовых компаний облагаются по ставке l 7,5%, государственных финансовых компаний--6,25%.
Итальянские капиталисты находят различные способы уклонения от уплаты налогов, например в налоговых декларациях указывается заниженная сумма доводов. Бывший министр финансов Италии социал-демократ Прети признал, что предприниматели объявляют только около 1/3 своих доходов. Финансовые органы подсчитали, что лица свободных профессий скрывают в среднем 70% доходов. В итоге государство ежегодно теряет 7—8 млрд. лир. Для сравнения отметим, что в 1975 г. общая сумма поступлений в государственный бюджет от прямых налогов составила 7,7 триллиона лир. Широко используются легальные пути для уменьшения прибылей, подлежащих обложению (завышенные нормы амортизации, разнообразные налоговые льготы компаниям, создающимся в отсталых южных районах, освобождение от налогов реинвестируемых прибылей и от налогов с «доходов компаний» в момент их преобразования и слияния, возврат налогов при экспорте товаров и т. д.). В результате всех этих нелегальных и легальных путей уклонения капиталистов от уплаты налогов основная тяжесть прямого налогообложения приходится на трудящихся, причем характерно, что после введения в 1974 г. новой системы прямого налогообложения доля трудящихся в прямых налогах составила 82% против 72%— в 1973 г.
Среди косвенных налогов наибольшее значение имеет введенный с 1 января 1973 г. налог на добавленную стоимость, применяемый во всех странах — членах ЕЭС. В поступлениях от косвенных налогов в 1975 г. его доля составляла 42%. Италия неоднократно обращалась в комиссию ЕЭС с просьбой отсрочить введение налога на добавленную стоимость, ссылаясь на то, что для осуществления реформы налоговой системы страны требуется провести большую работу. Однако руководители Сообщества рассматривают введение налога на добавленную стоимость как важный этап в унификации налоговых систем и экономической интеграции стран «Общего рынка». Италия была последней страной из старых членов ЕЭС, которая ввела этот налог.
В Италии налог на добавленную стоимость (сокращенно ИВА) заменил общий налог с оборота (ИДЖЕ) и еще 22 ранее существовавших налога (коммунальные налоги на потребление и другие косвенные налоги). Общим налогом с оборота облагался товар при смене его владельца, причем в каждом последующем случае он взимался не со стоимости товара, а со стоимости плюс сумма ранее уплаченных налогов. Нормальная ставка налога составляла 4%, минимальная — 0,6, максимальная — 30%. Налогом на добавленную стоимость облагаются многие товары, производимые в Италии и импортируемые в эту страну, а также тарифы на услуги. Экспорт товаров и услуг освобожден от обложения. ИВА взимается на различных стадиях производства и при реализации товаров только со стоимости, добавленной в данном звене производства и реализации.
Ставки ИВА в Италии составляют: нормальная — 12%, пониженная — 6% на товары широкого потребления (продовольствие, воду, газ, электроэнергию для бытовых нужд, медикаменты, моющие средства, книги и т. д.), повышенная—18% на предметы роскоши (драгоценные камни, жемчуг, изделия из драгоценных металлов, меха, картины и т. д.). В период перехода к ИВА в течение нескольких лет на ряд товаров установлены временные ставки. Например, на хлеб, макароны, овощи, растительные масла ставка равняется 1%. Введение ИВА привело к ускорению роста цен на товары широкого потребления и тарифов на многие виды услуг, что привело к ухудшению положения итальянских трудящихся. В то же время капиталисты используют различные лазейки для уклонения от уплаты этого налога. Подсчитано, что в результате уклонения предпринимателей от уплаты налога на добавленную стоимость государство ежегодно теряет около 4 тыс. млрд. лир. (в 1975 г. поступления от ИВА составили почти 5 тыс. млрд. лир).
В поступлениях государства от косвенных налогов важное место продолжают занимать акцизы, среди которых главную роль играет акциз с нефтепродуктов.
С введением налога на добавленную стоимость в Италии был отменен фискальный монопольный налог на соль. В настоящее время сохранился фискальный монопольный налог на табак, спички и зажигалки, причем почти 96% всех поступлений от фискальной монополии в 1975 г. обеспечивалось за счет налога на табак. В общем поступлении от косвенных налогов доля фискального монопольного налога сократилась с 22% в 1950/51 г. до 5,3% в 1975 г. В доходах государственного бюджета в последние годы значительно уменьшилась роль таможенных пошлин и сборов, поскольку почти все поступления от них передаются в бюджет ЕЭС.

Теория и практика
Кредиты могут быть разными. Попробуем разобраться в их главных отличиях и основных особенностях:

Ипотечный кредит >>

Автокредит >>

Потребительский кредит >>

Ломбардный кредит >>
Практически все крупные банки предлагают разнообразие кредитных карт. В чем их основные отличия?

См. подробности >>


Оценка кредитоспособности заемщика

Особенности страхования кредитов

Обеспечение исполнения обязательств по кредиту
Кому может быть предоставлен ипотечный кредит? Можно ли продать купленную квартиру до полного погашения кредита?

См. ответы на вопросы >>


Отказы по кредитам. Распространенные причины

Риск кредитования. Чем рискуют банки

Расчеты с помощью пластиковых карт


Особенности залога при ипотечном кредитовании

В магазин за экспресс-кредитом: покупки без денег

Ипотека для военнослужащих: как получить жилье

Главный риск заемщика - невыплаты по кредиту

Налоговый учет процентов по кредиту
   © При цитировании гиперссылка обязательна.