В состав небанковских кредитных организаций входят ломбарды, общества взаимного кредитования, кредитные союзы и др. организации.

См. подробности >>


Преимущества рефинансирования ипотечного кредита

Условия предоставления кредита под залог квартиры

Процентные ставки по кредитам и их значение


Автокредит по кредитной карте: схема предоставления

Автокредитование в Москве: тенденции авторынка

Экспресс автокредит: на что можно надеяться

Страхование автокредитов: условия и процентные ставки

Автомобили трейд ин: меняем старую машину на новую

Кто пользуется автокредитами с быстрым оформлением
На правах рекламы:

Только здесь большой выбор грилей Вебер: угольные, газовые и электрические грили Weber.

Литература и литературная жизнь


История Москвы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период
Издательство "Наука", М., 1967 г.
OCR www.kredit-moskva.ru

вернуться в оглавление раздела...

Окончание второй мировой войны, переход к мирному созидательному труду оказали огромное влияние на развитие литературы. Создать эпическую картину войны, показать героизм созидательного труда, образы тружеников, восстанавливающих свою страну,— таковы были задачи, вставшие перед писателями. Не менее значительной была и проблематика, связанная с международной политической жизнью, с борьбой за мир. В решении этих многообразных проблем, в разработке сложных творческих задач писателям неизменно помогала Коммунистическая партия.
В 1946 г. Центральный Комитет партии принял ряд постановлений, в которых была развернута широкая программа развития искусства и литературы. Эти постановления, несмотря на содержащиеся в них некоторые неверные оценки конкретных произведений, сохраняют свое принципиальное значение: они развивали ленинский принцип партийности литературы и определяли высокое общественное назначение советского искусства как могучего оружия идеологической борьбы и действенного средства коммунистического воспитания масс. «Сила советской литературы, самой передовой литературы в мире,— говорилось в постановлении ЦК ВКП (б) «О журналах "Звезда" и „Ленинград", — состоит в том, что она является литературой, у которой нет и не может быть других интересов, кроме интересов народа, интересов государства. Задача советской литературы состоит в том, чтобы помочь государству правильно воспитать молодежь, ответить на ее запросы, воспитать новое поколение бодрым, верящим в свое дело, не боящимся препятствий, готовым преодолеть всякие препятствия».
Новая полоса в развитии советской литературы наступила в те годы, когда в жизни партии и страны начали восстанавливаться ленинские нормы партийной и государственной жизни.
С огромным воодушевлением писатели Москвы встретили мероприятия, проводимые партией. Вдохновляющая программа движения к коммунизму, содержавшаяся в решениях XX съезда КПСС, стала для них боевой программой творческой работы.
В 1954 г. в Москве состоялся II Всесоюзный съезд писателей. Основными в его работе были вопросы связи искусства с современностью, создания образа героя нашего времени, вопросы социалистического реализма. Съезд прошел под знаком идейной сплоченности, товарищеской критики, высокой принципиальности.
В развернувшейся после съезда работе писателей большую роль сыграла организация самостоятельного московского отделения Союза советских писателей, а затем Союза писателей Российской Федерации, учредительный съезд которого состоялся в 1958 г.
Московское отделение Союза писателей РСФСР — крупнейшая писательская организация страны. На 1 января 1965 г. в нем насчитывалось 1430 членов. Это половина состава Союза писателей РСФСР. Писатели Москвы призваны играть ведущую роль в развитии всей советской литературы. И, как показывает творчество московских писателей, они оправдывают это высокое назначение.
Московские писатели принимали и принимают активное участие в проводимых в Москне декадах национального искусства, в обсуждениях творчества писателей братских народов. По инициативе и при активном участии писателей-москвичей проводились декады русской литературы в союзных и автономных республиках. На выездных заседаниях Правления Союза писателей РСФСР, в обсуждении творчества писателей в областях и краях Российской Федерации большую творческую помощь местным литераторам оказывали писатели Москвы. Московские писатели деятельно участвовали во всей работе, проводимой Всесоюзным и Российским правлениями Союза писателей как в развитии литературных связей между народами СССР, так и к укреплении широких международных контактов во всемирном движении сторонников мира.
Вошли в традицию читательские конференции, на которых рабочие, служащие, учащиеся столицы, встречаясь с писателями, обсуждают художественные произведения и литературные проблемы. Стал ежегодно проводиться День поэзии, когда поэты Москвы, а вслед за ними поэты и других городов выступают перед массовой аудиторией в клубах, библиотеках и в книжных магазинах. Глубже стали связи писателей с работниками других профессий: учеными и рабочими, колхозниками и техниками, о чем свидетельствуют публицистические и очерковые работы многих писателей-москвичей. Произведения советской литературы стали шире и многограннее показывать жизнь народа, поднимать наиболее значительные проблемы современности.
Столица нашей Родины — центр литературной жизни всей многонациональной Советской страны. Здесь сосредоточены центральные писательские организации — Правление Союза писателей СССР и Правление Союза писателей РСФСР; здесь выходит всесоюзная «Литературная газета» (с 1929 г.), еженедельник «Литературная Россия» (с 1962 г.), издаются старейшие наиболее крупные литературно-художественные и общественно-политические журналы: «Октябрь» (выходит с 1924г.), «Новый мир» (с 1925г.), «Знамя» (с 1931 г.), «Молодая гвардия» (с 1922г.; после перерыва в связи с войной возобновился с 1956 г.), а также журналы «Юность» (с 1955 г.), «Дружба народов (с 1955 г.), «Москва» (с 1957 г.). В 1955 г. начал выходить журнал «Иностранная литература», знакомящий советских читателей с лучшими произведениями зарубежных авторов, и в 1957 г.— журнал «Вопросы литературы», посвященный актуальным проблемам современности и вопросам истории и теории литературы. В Москве работают крупнейшие литературные издательства — Государственное издательство художественной литературы, издательство «Советский писатель»; большое количество художественной литературы в планах издательств «Молодая гвардия», «Советская Россия», «Московский рабочий», а также Детгиза.
Являясь притягательным центром для всех прогрессивных людей мира, Москва привлекает большое число зарубежных писателей; она стала за последние годы центром широких международных литературных связей.
В послевоенной литературе темы, связанные с событиями Великой Отечественной войны, занимают значительное место. Снова и снова обращаясь к героике войны, писатели глубже осмысливают историческое значение одержанной победы, раскрывают источники силы и подвига советского народа, показывая роль Коммунистической партии в сплочении народа и разгроме врага. В произведениях о войне образ героя нашего времени представлен во всем богатстве своей интеллектуальной и эмоциональной жизни, во всем многообразии своих мыслей и чувств.
На документальной основе написаны «Повесть о настоящем человеке» (1946 г.) и «Мы — советские люди» (1948 г.) Б. Полевого. Образ Маресьева — один из самых сильных и ярких образов послевоенной литературы.
Московские писатели и на материале войны ставили и решали проблемы воспитания человека, его духовного роста, становления его личности как сознательного творца истории. Интерес к формированию характера героя, к его внутреннему миру, к росту его сознания и обогащению его опыта особенно характерен для романов, в центре которых молодой человек, не обладающий большой жизненной закалкой, впервые столкнувшийся с жизнью в трудных условиях войны. Таков роман А. Первенцева «Честь смолоду», юный герой которого мечтает о подвигах и с большим трудом привыкает к будням воинской службы. Воспитание его характера составляет сюжетную основу повествования, воспроизводящего многие яркие страницы войны.
Значительное произведение этого типа — роман М. Бубеннова «Белая береза», в котором история главного героя раскрывается на фоне широкого изображения борьбы против оккупантов на Смоленщине и в Подмосковье. Действие романа развертывается в тяжелые дни отступления в 1941 г. Писатель рисует уже сложившихся и закаленных воинов-коммунистов, таких, как майор Озеров, комиссар Яхно, рядовой Матвей Юргин. В центре же повествования поставлен беспартийный молодой солдат — колхозник Андрей Лопухов: постепенно закаляется его характер, 468 крепнет мировоззрение, складывается облик стойкого, сознательного солдата. В первые же послевоенные годы некоторые писатели Москвы опубликовали произведения, в которых дана общая широкая картина Великой Отечественной войны. В 1949 г. был опубликован роман Э. Казакевича «Весна на Одере», получивший не меньшую популярность, чем «Звезда» (1947 г.), а через несколько лет, в 1956 г., писатель выступил с романом «Дом на площади», явившимся продолжением «Весны на Одере». В центре обеих книг стоит образ гвардии майора Лубенцова. Э. Казакевич создал сложное многоплановое произведение, в котором раскрываются характеры и судьбы многих людей в последние дни войны и в первые месяцы мира. Победа Советской Армии изображена здесь не только как справедливое возмездие, но и как выполнение исторической освободительной миссии — избавление от фашизма других (в том числе и немецкого) народов. В романе «Дом на площади» не только показана освободительная миссия Советской Армии, но и глубоко поставлен вопрос о доверии к советским людям, о подлинной партийной принципиальности, о высоких моральных качествах коммуниста. Широкий охват событий военных лет дан в романах И. Эренбурга «Буря» (1947 г.) и В. Гроссмана «За правое дело» (1952 г.).
Важнейшая черта созданных произведений о войне — их глубокий, подлинно социалистический гуманизм: война раскрывается в своем всемирно-историческом значении как война справедливая, освободительная, как борьба против человеконенавистнической фашистской идеологии за свободу и счастье народов.
Глубоким гуманизмом, раздумьями о человеческих судьбах, о горестях, пережитых народом, о его неиссякаемом мужестве проникнута и послевоенная поэзия, посвященная войне. Говоря от имени советских воинов, М. Исаковский писал, обращаясь к Родине:
Пускай утопал я в болотах,
Пускай умирал я на льду,
Но если ты скажешь мне снова,
Я снова все это пройду...
О духовной силе советского человека, вернувшегося к мирной жизни не опустошенным и разбитым, а полным воли к труду, говорил и М. Луконин, повествуя о тяжелых испытаниях военных лет:
В этом зареве ветровом
Выбор был небольшой,—
Но лучше прийти с пустым рукавом,
Чем с пустой душой...
В стихах А. Суркова, Н. Тихонова, С. Гудзенко, А. Межирова, М. Максимова, Ю. Друниной, С. Наровчатова, В. Урина и многих других поэтов снова и снова звучали мотивы подвига, патриотизма, мужества. Войне были посвящены и поэма А. Твардовского «Дом у дороги», рисующая судьбу крестьянской семьи, которую война оторвала от мирного труда и его замечательное стихотворение «Я убит подо Ржевом» — обращение к живым от имени погибшего воина, завещавшего своим соотечественникам великое чувство любви к Родине и ответственности за ее судьбу.
Однако тема войны не только не была исчерпана названными произведениями, но и получила дальнейшую, во многом более глубокую, разработку в последние годы, когда стало возможным значительно более серьезное осмысление военных событий и когда советские писатели с особенно пристальным вниманием обратились к судьбам рядовых советских людей. В это время были написаны «Зеленый луч» Л. Соболева, «Дорога испытаний» Б. Ямпольского, «Все это было» Ю. Пиляра, «Живые и мертвые» и «Солдатами не рождаются» К. Симонова, «Батальоны просят огня» и «Последние залпы» Ю. Бондарева, «Пядь земли» Г. Бакланова, «Брестская крепость» С. Смирнова. В этих книгах с большой глубиной и правдивостью изображены тяготы и жертвы войны, показаны лишения, выпавшие на долю советского народа; в них смело раскрыты и такие, прежде остававшиеся вне поля зрения писателей факты, как судьбы людей, оказавшихся в оккупации и плену.
Чрезвычайно характерен для этого периода развития литературы рассказ М. Шолохова «Судьба человека» (1957 г.). С огромной художественной убедительностью раскрыты в рассказе неиссякаемое мужество и стойкость советского воина, прошедшего через все лишения и тяготы войны, испытавшего зверства фашистов и сумевшего сохранить в этих условиях свое человеческое достоинство, свои духовные силы. М.Шолохов с проникновенной силой и правдивостью показывает человека, достойного славы, проявившего огромное мужество, несгибаемого патриота.
Философская глубина этого рассказа, рисующего одну- из многих трудовых военных и послевоенных судеб, вызывает у читателя твердую веру в советского человека. Образ Андрея Соколова — один из наиболее цельных и драматических образов героев Великой Отечественной войны.
Первому этапу войны — наступлению фашистов под Москвой — посвящен роман «Живые и мертвые» (1959 г.), в котором К. Симонов показывает судьбу не только своего центрального героя, Синцова, оказавшегося оторванным от своей части и с трудом возвратившегося в строй, но и армии, и страны. Не менее важно и то, что в романе впервые с такой правдивостью и полнотой показаны первые месяцы войны, тяжесть отступления, растерянность, охватившая некоторых, и те огромные усилия, которые потребовались для того, чтобы дать отпор врагу. Дальнейшее углубление этой острой проблематики читатель найдет в романе «Солдатами не рождаются» (1964 г.).
Возвращение к мирной жизни, к труду, к созиданию и изображению самого этого труда составляло одну из важнейших тем послевоенной литературы, непосредственно связанную с переходом писателей к разработке проблем современности. Герой в произведениях этих лет — это герой-труженик, герой-строитель. Проблема счастья, понимаемая в неразрывной связи личного и общественного, проблема труда, понимаемого как закономерное продолжение воинского подвига, решались в послевоенных произведениях московских писателей на материале как военных лет, так и послевоенного восстановления. Романы и повести «Счастье» П. Павленко, «Далеко от Москвы» В. Ажаева, «Жатва» Г. Николаевой, «Водители» и «Екатерина Воронина» А. Рыбакова, «В Донбассе» и «В одном населенном пункте» Б. Галина, «Высота» Е. Воробьева, «Повесть о лесах» и «Рождение моря» К. Паустовского, «Заря» Ю. Лаптева, «Русский лес» Л. Леонова, трилогия А. Коптяевой «Иван Иванович», «Дружба» и «Дерзание», трилогия «Открытая книга» В. Каверина и ряд других произведений прозы посвящены темам труда: в деревне и на заводе, в научной лаборатории и на железной дороге, на строительстве и в больнице, на торговом судне и в шахте.
Совсем не случайно и отнюдь не из желания наделить своего героя «для жизненности» какими-ю недостатками, а по глубоким идейно-художественным мотивам П. Павленко знакомит читателя с героем своего романа «Счастье» Воропаевым в момент упадка его духовных сил. Но как бы ни трудна была его судьба, умение управлять своими чувствами и подчинять свое поведение продуманной и осознанной общественной цели составляют решающие черты этого характера. Поставленный в романе «Счастье» вопрос о цели и смысле жизни решается не только Воропаевым. Он окружен людьми, для каждого из которых вопрос о счастье — главный и трудный вопрос. Счастье не приходит само, его нельзя найти случайно, его надо создавать, за него надо бороться; право на счастье принадлежит каждому, но получает счастье тот, кто живет и трудится не для одного себя,— такова главная мысль романа.
В романе В. Ажаева «Далеко от Москвы» нет центрального героя. Подлинный герой его — трудовой коллектив, который выступает не безликой массой, а как содружество людей, руководимых лучшими, передовыми своими товарищами, в первую очередь коммунистами. Подчеркивая роль партийных руководителей как вожаков народа, писатель приводит к мысли, что душа коллектива, его совесть и разум — не отдельный, пусть даже выдающийся человек, а вся партийная организация строительства, и строит роман как историю сплочения и роста коллектива.
Пафос созидательного труда, проблемы творческой деятельности коллектива и вопросы верного, подлинно партийного руководства коллективом ставились и в ряде других произведений — в книгах Б. Галина «В одном населенном пункте» и «В Донбассе», в книгах А. Рыбакова «Водители», «Екатерина Воронина», «Лето в сосняках».
Типические характеры не могут быть раскрыты с достаточной полнотой, если писатель нарушает правду изображения типических обстоятельств, в которых действуют его герои. Между тем в некоторых произведениях тех лет наблюдались сглаживание жизненных противоречий, облегченное разрешение конфликтов; писатели нередко обходили отрицательные явления жизни, замалчивали те объективные трудности и противоречия, которых они не могли не видеть и которые впоследствии были так решительно исправлены партией.
Новый этап развития советской литературы, связанный с историческими решениями XX съезда КПСС, характеризуется решительным сближением литературы с жизнью, постепенным преодолением литературой таких недостатков, как бесконфликтность, приукрашивание действительности, иллюстративность. Стремление глубже проникнуть в жизненные процессы, помочь партии в воспитании народа, в усилении творческой инициативы каждого советского человека осуществлялось советскими писателями в разработке самых разнообразных современных проблем, самой разнообразной актуальной тематики.
В первую очередь новые художественные тенденции сказались в произведениях, посвященных советской деревне. Среди них широкую популярность и большое общественное звучание приобрели рассказы и повести «Ненастье», «Не ко двору», «Тугой узел», «Ухабы» (1954—1956 гг.) В. Тендрякова, «Повесть о директоре МТС и главном агрономе» (1954 г.) и «Битва в пути» (1957 г.) Г. Николаевой, «В Снегирях» (1955 г.) Г. Бакланова, «Из деревенского дневника» (1954—1964 гг.) Е. Дороша, «Дело было в Пенькове» (1957 г.) С. Антонова, «Орлиная степь» (1959 г.) М. Бубеннова, «Войди в каждый дом» Е. Мальцева (1960 г.) и др. В этих очерках, рассказах, повестях и романах нашла правдивое и яркое отражение современная деревня. Острая постановка общественных проблем, изображение и решительное осуждение отрицательных явлений и типов ни в какой мере не ослабляли утверждающей силы этих произведений. Партийная оценка происходящих конфликтов, умение понять сущность борьбы за новое и верно уловить тенденции развития советского общества определяли их идейно-художественное значение.
Положительный герой этих произведений — это человек, который самостоятельно, настойчиво и смело обдумывает и решает новые, сложные вопросы, выдвинутые жизнью. Мысли такого героя лишены шаблона, они в высшей степени конкретны и вместе с тем поднимаются до постановки принципиальных вопросов. Не поиски мировоззрения, как это было свойственно многим героям литературы 20—30-х годов, а мировоззренческая зрелость характерна для нового героя — современника великой эпохи построения коммунизма.
Для творчества В. Тендрякова характерен интерес к трудным судьбам, к переломным моментам в жизни людей, к острым конфликтам, возникающим между ними, к развитию их характеров.Он пристально всматривается в когда-то хорошего, деятельного председателя колхоза Ивана Чупрова, который постепенно втянулся в различные сомнительные комбинации, стал нарушать колхозные порядки и в конце концов оказался человеком, недостойным доверия («Падение Ивана Чупрова»). Писатель рисует секретаря райкома, требовавшего, чтобы, несмотря на затянувшееся дождливое ненастье, колхозники продолжали посевную точно в плановые сроки, и увидевшего затем, что его собственная пассивность, следование шаблону, формальное отношение к планам и срокам привели к большому ущербу для всего района («Ненастье»). Писатель внимательно вглядывается и в личные взаимоотношения между людьми, раскрывая в этих отношениях такие конфликты, которые связаны с глубокими внутренними причинами, с разным отношением к жизни, к труду («Не ко двору»).
Острые проблемы, направленные против бездушного, формального отношения к человеку, подняты В. Тендряковым в рассказе «Ухабы» и в повести «Тугой узел». Писатель создает более широкую картину жизни, чем в первых своих произведениях, и стремится выйти за пределы одного эпизода, одной судьбы. Он достиг значительных успехов в создании ряда образов, в первую очередь колхозника-комсомольца Саши Комелева, секретаря райкома Павла Мансурова и председателя колхоза Игната Гмызина. Важнейшей задаче — борьбе с религиозными предрассудками — посвящена повесть В. Тендрякова «Чудотворная».
В ряду произведений о современной деревне значительный интерес представляет роман М. Бубеннова «Орлиная степь», посвященный молодежи, осваивающей целину. Романтика освоения новых земель, романтика трудового подвига окрашивает этот роман, особенно образ его главного героя — московского рабочего комсомольца Леонида Багрянова. Писатель показывает трудности, с которыми сталкивается молодежь, и не скрывает того факта, что в среду энтузиастов освоения целины нередко проникают и люди корыстные, бесчестные, пытающиеся разложить коллектив. Значительным явлением литературы в послевоенный период стал первый том романа Е. Мальцева «Войди в каждый дом». Писатель правдиво и смело вскрыл противоречия, которые тормозили осуществление решений партии о подъеме сельского хозяйства: формализм в планировании, подавление инициативы колхозников, негодный подбор кадров и навязывание колхозам плохих руководителей, не пользующихся авторитетом, но умеющих вовремя рапортовать о несуществующих успехах. Писатель создал яркие образы честных тружеников, сельских коммунистов, которые, подобно главному герою романа Егору Дымшакову, решительно борются за новое, энергично выступают против косности и бюрократизма и составляют золотой человеческий фонд колхозной деревни. Обращаясь к важнейшим проблемам современности и на этом многообразном животрепещущем материале раскрывая процессы, происходящие в советском обществе, московские писатели глубоко отразили самые разнообразные явления жизни. Ясность цели, четкость идейных позиций, справедливая оценка достижений и целеустремленная критика недостатков — таковы особенности лучших произведений этих лет.
Одним из выдающихся примеров своеобразного и многогранного изображе ния человека в его любимом труде, в его профессии-призвании, одним из ярких примеров, когда большой, научно осмысленный материал получил воплощение в форме чрезвычайно оригинальной, выражающей творческое своеобразие писателя, является роман Л. Леонова «Русский лес» (1953 г.), удостоенный в 1957 г. Ленинской премии.
Роман построен как многоплановое эпическое произведение, в котором скрещиваются и развиваются судьбы многих персонажей. В центре романа стоит русский ученый Иван Вихров, человек из народа, всеми своими делами и помыслами связанный с народной жизнью и народными интересами. Вся жизнь Вихрова -начиная с детства, проведенного в лесной деревне, и юности, наполненной упорным трудом, до его настойчивых научных исканий — проходит перед читателем. Наделенный глубоким индивидуальным своеобразием, образ профессора Вихрова обладает чертами высокой типичности, является обобщением большого социального содержания. С Вихровым связана в романе и особая сюжетная линия — линия его молодых героев. Этим героям посвящены превосходные страницы романа, рассказывающие о событиях Великой Отечественной войны, о патриотизме советских людей, об участии молодежи в борьое за независимость Родины. Наряду с главными героями этой линии романа — Полей, Варей, Сережей — писатель создал и впечатляющие, глубоко правдивые эпизодические образы молодежи — сельского комсомольского вожака избача Марка Ветрова и секретаря одного из московских райкомов комсомола Сапожкова. Драматическая напряженность, широкое использование образов-символов, сложная архитектоника романа, богатый и выразительный язык и синтаксис — все это подчинено у Леонова большому идейно-художественному замыслу, все это выражает отчетливую, очень современную и страстно непримиримую убежденность писателя.
Творческим исканиям советских ученых посвящена трилогия В. Каверина «Открытая книга» («Открытая книга» — 1949 г., «Доктор Власенкова» — 1952 г., «Поиски и надежды» — 1957 г.). Роман охватывает целую эпоху. Биография героини, по самому характеру своей деятельности поставленной в центре научной, а следовательно, и философской, мировоззренческой борьбы, дала писателю возможность запечатлеть типичные черты передовых советских ученых (Заозерский, Рубакин и многие другие), а также вскрыть отвратительную сущность себялюбивых карьеристов типа^рамова, чей образ в чем-то перекликается с образом Грацианского из «Русского леса». Громкими фразами о «чистой науке» такие люди прикрывают свою сущность, чуждую социализму.
В третьей книге романа вражеская деятельность людей, наносящих удары по честным советским ученым, обнажена с особой заостренностью, что дало повод некоторым критикам усмотреть в романе неправомерное сгущение красок. Однако в финале романа его положительные герои не только отчетливо видят ясные перспективы будущего, но и ощущают реальные результаты осуществляемых Коммунистической партией широких мероприятий по восстановлению ленинских норм общественной жизни. Завершающие главы романа не декларативно, а в самом развитии сюжета и характеров содержат утверждение нашей современности в ее поступательном движении к замечательным успехам науки, к коммунизму! Актуальностью проблематики отличаются и некоторые произведения, написанные на материале более отдаленного прошлого, например, «Испытательный срок» и особенно «Жестокость» П. Нилина. Борьба за человека, за его приобщение к новой, советской жизни здесь выражена в остром и завершающемся трагически конфликте между молодым работником угрозыска Венькой Малышевым и его начальником. Венька искренне верит в возможность перевоспитывать людей, привлечь их в ряды сторонников Советской власти, разъяснить ее политику трудовым крестьянам, запутавшимся и примкнувшим к контрреволюционной банде. Подвергаясь опасности, напрягая все свои силы и способности, Малышев проникает в среду бандитов, и ему удается убедить одного из них в том, что советский строй несет ему и его односельчанам счастье и благоденствие. Но когда этот крестьянин, с трудом решившись, указывает советским органам местопребывание главаря банды и помогает ее ликвидации, начальник угрозыска, человек бездушный и бездумный, отдает приказ арестовать всех, в том числе и человека, которому Венька Малышев обещал прощение Советской власти.
Раскрыв и глубоко мотивировав трагедию Веньки Малышева, писатель вместе с тем не оправдывает его самоубийства и показывает, что это акт слабости, вызывающий радость у тех обывательских и антисоветских элементов, которые шепчутся за спиной комсомольцев, провожающих в последний путь своего товарища.
Те сдвиги, которые произошли в стране и определили развитие советской литературы в целом, интересно проследить и на эволюции отдельных московских писателей. Эта эволюция отчетливо видна в творчестве Г. Николаевой, писательницы, выступившей в литературе после войны. В романе «Жатва» (1950 г.), отразившем многие стороны жизни послевоенной деревни, все трудности разрешались внутри колхоза, некоторые из них слишком легко; в «Повести о директоре МТС и главном агрономе» (1954 г.) сталкивались два отношения к делу: живое, хозяйское отношение главного агронома Насти Ковшовой, с одной стороны, и, с другой — формальное — главного инженера Фарзанова, которого писательница характеризует как «подрядчика», равнодушно выполняющего чужое, лично его не волнующее дело. В романе «Битва в пути» столкновение между Вальганом и Бахиревым выступает как конфликт между подлинно партийными принципами и теми явлениями нашей жизни, которые были порождены культом личности.
Острота общественных проблем и столкновений изображена в романе без приукрашивания и без нарочитого сгущения черных красок: движение вперед происходит в борьбе, но творческая инициатива передовых людей не является выражением только их личной одаренности, а порождена и подготовлена всем предшествующим социалистическим развитием страны.
В творчестве поэтов наблюдались те же процессы, что и в прозе. К темам послевоенной мирной жизни обратились А. Недогонов («Флаг над сельсоветом»), Н. Грибачев («Колхоз Большевик» и «Весна в победе»), А. Яшин («Алена Фомина»), С.Васильев, Е. Долматовский, С. Щипачев, М. Алигер, А. Межиров, Я. Смеляков, С. Смирнов, В. Федоров, Е. Исаев, Е. Винокуров, К. Ваншенкин, Б. Слуцкий, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, С. Кирсанов, П. Антокольский, Н. Заболоцкий, Л. Мартынов, И. Сельвинский, В. Луговской и др.
Заметно активизировалась творческая работа поэтов в годы после II съезда писателей (1954 г.) и особенно после XX съезда партии. Следует отметить, что у некоторых поэтов старшего поколения, значительное время не создававших больших произведений, в эти годы произошел новый творческий подъем. Так, Вл. Луговской опубликовал сборник лирических стихов «Солнцеворот» и книгу философских поэм «Середина века», в которых обобщил важнейшие исторические закономерности революционной эпохи. Книга волнует прежде всего тем, что каждой строкой своей, каждой мыслью она обращена к великим событиям, свидетелем и участником которых был неутомимо жизнелюбивый поэт, что в ней заключены глубокие раздумья и содержатся пристальные наблюдения человека, который никогда не оставался равнодушным к судьбам своих современников.
Крупнейшее произведение современной поэзии — поэма «За далью даль» Л. Твардовского, удостоенная Ленинской премии за 1960 г. В поэме дана широкая картина целой эпохи, отражены главные идейные завоевания наших дней. В ней отразились не только рост самого поэта, не только новая ступень советской поэзии, но и новый этап общественного развития — тот этап, на котором смелая мысль поэта, готового нести ответственность за судьбы своего народа, проникает в самые сложные явления современной жизни.
Аналогичные сдвиги произошли и в драматургии, и в развитии детской литературы, в которой много ценных произведений было в эти годы создано К. Чуковским, М. Прилежаевой, А, Барто, С. Михалковым, С. Маршаком, Л. Кассилем, Н. Носовым, Н. Дубовым, Ф. Вигдоровой, Ю. Яковлевым, С. Баруздиным, А. Алексиным, А. Мусатовым, С. Георгиевской, Е. Ильиной и др.
Серьезных успехов достигла в послевоенные годы и литература, посвященная историческому прошлому, как в жанре исторического романа, так и в жанре автобиографических повестей и романов. Автобиографические книги Ф. Гладкова «Повесть о детстве», «Вольница», «Лихая година», «Мятежная юность», автобиографические повести В. Смирнова «Открытие мира», В. Кожевникова «Заре навстречу», К. Паустовского «Повесть о жизни», а также мемуарные произведения С. Маршака, С. ПЦрачева, В. Шкловского, И. Эренбурга воссоздают интересные черты недавнего прошлого. Исторический роман обогатился в послевоенные годы многими работами московских писателей: «Утро Советов» Ю. Либединского, «Степан Разин» С. Злобина, «России верные сыны» Л. Никулина, «Когда крепости не сдаются» С. Голубова, «Ратоборцы» А. Югова, «Алитет уходит в горы» Т. Семушкина, томами трилогии К. Федина — «Первые радости», «Необыкновенное лето», «Костер». Многие писатели в послевоенные годы удостоены высшей награды — Ленинской премии. Среди них М. А. Шолохов,— за роман «Поднятая целина» (1960 г.), С. С. Смирнов — за книгу «Брестская крепость (1965 г.), Н. Ф. Погодин — за трилогию «Человек с ружьем», «Кремлевские куранты» и «Третья патетическая» (1958 г.), С. Я. Маршак — за избранную лирику и кншя для детей (1963 г.), К. И. Чуковский — за книгу «Мастерство Некрасова» (1962г.), В. М. Песков — за книгу «Шаги по росе» (1964 г.). Большое значение в послевоенные годы приобрела проблематика, связанная с международными отношениями Советского Союза и борьбой за мир.
Советские писатели активно выступали и выступают против всех форм и методов разжигания вражды между народами. Циклы стихов А. Суркова «Миру — мир», Н. Тихонова «На Втором всемирном конгрессе» и «Два потока», К. Симонова «Друзья и враги», а также многочисленные стихи почти всех поэтов Москвы (да и всего Советского Союза) были ярким доказательством того единодушия, с которым советский народ и его творческая интеллигенция поддерживают миролюбивую политику партии и правительства. Все творчество советских писателей — и тогда, когда они обращаются к темам созидательного труда, и тогда, когда пишут о минувшей войне или далеком историческом прошлом,— направлено на воспитание нового человека, на укрепление чувства интернационализма, дружбы между народами, утверждение гуманистических миролюбивых идеалов советского общества, против фашизма, принесшего народам мира неисчислимые бедствия, против угрозы новой войны.
Советской литературе послевоенного периода принадлежит немалая заслуга в борьбе за упрочение мира, за укрепление и развитие дружбы между народами.
Очерки и публицистика на международные темы — прямой результат непосредственной и активной деятельности наших литераторов в авангарде движения за мир. Многие книги очерков и публицистических Лгатей были своеобразной формой предварительного накопления и осмысления жизненного материала, положенного впоследствии в основу больших художественных произведений. Так, в цикле стихов «Друзья и враги» К. Симонов обобщил факты, с которыми он столкнулся во время зарубежных поездок и о которых писал в ряде статей и очерков. Неразрывно связаны пакистанские очерки-рассказы Н. Тихонова с его поэтическим циклом «Два потока». Столь же естественно перекликаются статьи и очерки Н. Грибачева о героической Корее, выступления А. Суркова как публициста с его стихами, вошедшими в сборник «Миру — мир».
Борьба советской литературы за мир имеет большое международное значение и оказывает сильное влияние на передовую литературу всех стран.



Теория и практика
Кредиты могут быть разными. Попробуем разобраться в их главных отличиях и основных особенностях:

Ипотечный кредит >>

Автокредит >>

Потребительский кредит >>

Ломбардный кредит >>
Практически все крупные банки предлагают разнообразие кредитных карт. В чем их основные отличия?

См. подробности >>


Оценка кредитоспособности заемщика

Особенности страхования кредитов

Обеспечение исполнения обязательств по кредиту
Кому может быть предоставлен ипотечный кредит? Можно ли продать купленную квартиру до полного погашения кредита?

См. ответы на вопросы >>


Отказы по кредитам. Распространенные причины

Риск кредитования. Чем рискуют банки

Расчеты с помощью пластиковых карт


Особенности залога при ипотечном кредитовании

В магазин за экспресс-кредитом: покупки без денег

Ипотека для военнослужащих: как получить жилье

Главный риск заемщика - невыплаты по кредиту

Налоговый учет процентов по кредиту
   © При цитировании гиперссылка обязательна.