В состав небанковских кредитных организаций входят ломбарды, общества взаимного кредитования, кредитные союзы и др. организации.

См. подробности >>


Преимущества рефинансирования ипотечного кредита

Условия предоставления кредита под залог квартиры

Процентные ставки по кредитам и их значение


Автокредит по кредитной карте: схема предоставления

Автокредитование в Москве: тенденции авторынка

Экспресс автокредит: на что можно надеяться

Страхование автокредитов: условия и процентные ставки

Автомобили трейд ин: меняем старую машину на новую

Кто пользуется автокредитами с быстрым оформлением
На правах рекламы:

Если вы арендуете собственный выделенные сервера то и администрировать его придется вам.

Народное образование и культура Москвы в послевоенные годы


История Москвы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период
Издательство "Наука", М., 1967 г.
OCR www.kredit-moskva.ru

вернуться в оглавление раздела...

В послевоенный период в Москве, как и по всей стране, стала быстро развиваться сеть школ. Уже к 1950/51 учебному году в столице работало 583 общеобразовательные школы, в 1955/56 — 655, в 1956/57 — 675, а в 1964/65 — 954.
Быстро увеличивалось и число учащихся, резко сократившееся в годы войны. Уже в 1950/51 учебном году численность учащихся московских школ достигла довоенного уровня и составляла около 618 тыс. человек. В 1955/56 учебном году в школах столицы обучалось более 636 тыс., а в 1964/65 — 940 тыс.
Особенно быстро росло число учащихся старших классов. В 1950/51 учебном году в 8—10 классах средних школ обучалось всего лишь 58,7 тыс. человек, а в 1955/56 — 164,7 тыс., или в 3 раза больше.
В первые послевоенные годы в школу возвратились многие учителя, находившиеся в Советской Армии или в эвакуации. Была расширена подготовка новых кадров преподавателей в педагогических вузах, университетах, педагогических училищах. Все это способствовало значительному росту числа учителей. В 1940/41 учебном году в Москве работало 23,2 тыс. учителей, в 1956/57— 30,4 тыс., а в 1964/65 — 40 тыс.
Из года в год повышалось качество педагогической работы. Принимались меры по развитию политехнического обучения в школах. Во многих школах Москвы в первые же послевоенные годы стали создаваться учебные мастерские и кабинеты по машиноведению, электротехнике, автоматике и др. В 1955/56 учебном году в 209 школах столицы работали учебные мастерские и кабинеты для производственных занятий.
Значительную помощь школам оказывали предприятия столицы. В 1955/56 учебном году московские предприятия направили в школы 950 инженеров, техников, а также квалифицированных рабочих для трудового обучения учащихся.
Важным событием в развитии народного образования в послевоенный период было принятое в 1956 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об организации школ-интернатов». Школы-интернаты, являясь общеобразовательными учебно-воспитательными учреждениями, ставили задачу обучения и воспитания детей, лишившихся попечения родителей, а также детей из многодетных семей.
К 1 сентября 1956 г. в столице открылось 13 школ-интернатов, в которых приступили к занятиям 2096 учащихся. В 1965 г. в Москве действовало около 60 школ-интернатов с общим числом воспитанников более 27 тыс. В этот период в школы-интернаты была переведена значительная часть детей, воспитывавшихся в детских домах. В школах-интернатах были созданы хорошие условия для обучения и всестороннего развития детей. Педагогические коллективы школ-интернатов внесли много нового в теорию и практику учебно-воспитательной работы с детьми.
Одновременно в нашей стране разрабатывались мероприятия по коренной перестройке работы общеобразовательной школы. Основные положения о перестройке школы были подробно изложены в опубликованных 21 сентября 1958 г. тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР, где отмечалось, что, несмотря на достижения в развитии советской школы и в подготовке кадров специалистов для всех отраслей народного хозяйства и культуры, наши общеобразовательная, средняя специальная и высшая школы все еще отстают от требований коммунистического строительства, имеют серьезные недостатки. Главные из них — известный отрыв обучения от жизни и слабая подготовленность оканчивающих школы к практической деятельности.
В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Законом предусматривался переход от всеобщего обязательного семилетнего образования к всеобщему обязательному восьмилетнему образованию, что являлось важным фактором в повышении культурного уровня народа.
В средней школе был введен 11-летний срок обучения. Предусматривалось, что в старших, 9—11 классах, учащиеся, окончившие восьмилетнюю школу, должны получать среднее образование и профессиональную подготовку для работы в одной из отраслей народного хозяйства и культуры.
Органы народного образования столицы под руководством Московской партийной организации и при активной помощи общественности сразу же после принятия этого закона развернули большую организационную работу по созданию широкой сети городских школ с производственным обучением. В 1959/60 учебном году в Москве работало 96 таких школ, в 1960/61 учебном году число их достигло 295, а в 1961/62 учебном году — 380.
В июне 1961 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли новое постановление, в котором указывалось, чю производственное обучение учащихся необходимо проводить на базе специальных учебных цехов, участков и кабинетов. В соответствии с этим постановлением в Москве уже в 1961/62 учебном году было создано около 230 учебных цехов и участков. 1106 московских предприятий участвовали в производственном обучении школьников.
Большую роль в воспитании и обучении юношества играли школы рабочей молодежи, сеть которых непрерывно расширялась. Из года в год увеличивался и контингент учащихся в этих школах. В 1950 г. в школах рабочей молодежи обучалось 52 тыс. работающих юношей и девушек, а в 1965 г.— 151 тыс.
В 1960 г. по инициативе Московской партийной организации в столице начался общегородской поход за подъем общеобразовательного уровня и технической квалификации молодых рабочих. Поход возглавили в большинстве районов столицы райкомы комсомола. На всех крупнейших предприятиях были созданы партийно-комсомольские комиссии содействия обучающейся молодежи. Повсеместно прошла кампания вовлечения молодых рабочих и работниц, не имеющих среднего образования, в школы рабочей молодежи, а закончивших школу — в заочные техникумы и институты. В результате большой работы партийных и комсомольских организаций Москвы в 1961 г. начали действовать школы рабочей молодежи почти на каждом крупном предприятии столицы.
Осуществление Закона оказало положительное влияние на постановку трудового обучения в школе, но, как показала жизнь, введение профессиональной подготовки всех учащихся во многих случаях себя не оправдало. С 1964/65 учебного года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в средней школе вновь был введен 10-летний срок обучения. Намечены меры и к улучшению политехнического образования. Состоявшийся в 1966 г. XXIII съезд КПСС определил задачи в области народного образования и направление развития общеобразовательной школы.
Съезд поставил задачу осуществления в основном к 1970 г. всеобщего среднего образования молодежи. Качество и содержание общего, трудового и политехнического обучения должно соответствовать современным требованиям.
В соответствии с решениями XX] II съезда КПСС в ноябре 1966 г. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». В постановлении указывается, что советская школа и впредь должна развиваться как общеобразовательная, трудовая политехническая.
Десятилетка все более становится общеобразовательной, трудовой политехнической школой, в которой серьезное внимание уделяется организации общественно полезного труда школьников, его органическому слиянию со всей системой учебной и воспитательной работы. Учебно-воспитательный процесс организуется таким образом, чтобы каждый ученик, закончив школу, обладал серьезными знаниями основ науки и трудовыми навыками; чтобы в нем органически сочетались такие качества, как трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать трудности, высокая нравственность и чувство долга перед обществом, преданность делу партии и подлинно коммунистическая убежденность.
Продолжался дальнейший рост числа обучающихся в средних специальных учебных заведениях. В 1964/65 учебном году в Москве работало 133 средних специальных заведения. Численность учащихся в них в 1965 г. по сравнению с 1945 г. увеличилась в 3,7 раза и достигла 246 тыс. человек. За 20 послевоенных лет средние специальные учебные заведения столицы выпустили около 490 тыс. молодых специалистов. Лишь в 1964 г. их окончило 44 тыс. человек.
Планы развития народного хозяйства СССР из года в год предусматривают расширение подготовки новых контингентов молодых рабочих в школах в училищах профессионального обучения. Выпускники училищ и школ, получившие профессионально-техническое образование уже в первые послевоенные годы, успешно осваивали сложные станки, смело переходили на повышенные режимы 426 работы.
Не все сразу наладилось в обучении молодых рабочих кадров. В 1950 г. бюро МГК КПСС приняло постановление «О недостатках в подготовке и воспитании молодых квалифицированных рабочих в училищах и школах ФЗО г. Москвы». При помощи МГК КПСС училища и школы ФЗО Москвы сумели значительно модернизировать учебный станочный парк и создать условия для перенесения передовой заводской технологии в учебные мастерские.
Значительная работа в 1950—1955 гг. была проведена по переводу большинства училищ на производство более сложной многодетальной продукции. Училища и школы ФЗО уделяли большое внимание обучению скоростному и силовому резанию металла и скоростным методам стройки. В 1951 — 1952 гг. в училищах с этой целью было создано 20 специальных производственных участков, приспособлено 226 станков. В освоении новых методов работы учащимся помогали передовые предприятия Москвы. С молодежью охотно делились своим производственным опытом знатные люди многих московских заводов. На слетах, технических конференциях, в учебных мастерских, на строительных площадках часто бывали и выступали лауреаты Государственной премии, новаторы П. Быков, В. Васильев, Ю. Диков, В. Михайлов, В. Шумилин и др. Все они — шефы училищ и организаторы высокопроизводительной работы учащихся. На заводе им. С. Орджоникидзе учащиеся ремесленного училища № 56 изучали опыт работы лауреатов Государственной премии скоростников Ю. Дикова и Н. Чикирева; на автозаводе им. И. А. Лихачева учащиеся училища № 1 подробно ознакомились с выдающимися достижениями токаря-скоростника С. Бушуева; учащиеся строительных школ города встречались со знатным каменщиком П. Орловым, штукатуром Т. Шаульским и др.
Благодаря систематическому внедрению в учебный процесс новых достижений промышленности и строительства с каждым годом росла производственная квалификация выпускников ремесленных училищ и школ ФЗО.
Среди поступающих сюда все большее место стали занимать выпускники средних пткол. В 1947/48 учебном году в училищах и школах ФЗО Москвы учащиеся с образованием 7 классов и выше составляли всего лишь 12,4%, а в 1953/54 — уже 75%. Это позволило значительно расширить учебную программу училищ. Уже в течение 1950—1955 гг. учебные планы школ и училищ профессионального обучения дважды менялись: увеличилось число часов на теоретическое обучение, введены новые дисциплины: основы электротехники и основы технической механики, широкий курс «Общей технологии металлов».
В 1954 г. Совет Министров СССР признал необходимым организовать производственно-техническую подготовку молодежи, окончившей средние школы. В Москве открылось 10 технических училищ для подготовки высококвалифицированных рабочих и младшего технического персонала. Технические училища начали готовить специалистов по 22 профессиям.
Успехи, достигнутые школами ФЗО Москвы, высоко оценены партией и правительством. В 1956 г. группе мастеров и преподавателей московских училищ и школ ФЗО — К. Володину, С. Воронцовой, Н. Захарову, А. Зенину, Н. Ковалеву, М. Саблукову, В. Сачкову,Н. Остапенко — за большие заслуги в области профессионально-технического образования были присвоены почетные звания заслуженного мастера и заслуженного учителя профтехобразования РСФСР.
Много славных дел на счету ремесленных училищ и школ ФЗО Москвы. Выпускники их успешно работали на строительстве Московского государственного университета на Ленинских горах, новых павильонов Выставки достижений народного хозяйства, жилых домов в районе Песчаных улиц, Юго-Западном районе, в Черемушках, Хорошево — Мневниках, Химках— Ховрине и др.
Коллективы учащихся выезжали на строительство энергоузлов и линий электропередач Куйбышев — Москва, Куйбышев — Бугульма, на электрификацию железных дорог в Закавказье, на Украину, в Башкирию. Большую помощь оказывали учащиеся Москвы колхозам и совхозам. В 1954 г. учебные заведения города по инициативе комсомольцев ремесленного училища № 1 и технического училища № 5 за счет экономии материалов и сверх плана изготовили для колхозов Московской области 14 тыс. единиц инструмента. В летние каникулы 1954 и 1955 гг. более 3 тыс. учащихся-комсомольцев работали в колхозах Московской, Рязанской, Калужской, Калининской областей, а в 1957 г. по призыву МГК ВЛКСМ выезжали на уборку урожая на целинные земли.
Более чем за 25 лет своего существования московские ремесленные, железнодорожные, технические училища и школы ФЗО дали заводам, фабрикам, стройкам, предприятиям коммунального хозяйства значительное пополнение: они подготовили сотни тысяч молодых рабочих для Дальнего Востока, Крайнего Севера, Сибири, Казахстана, Донбасса и т. д.
Так в учебе и труде воспитывается и закаляется молодежь столицы — достойная смена старшему поколению.

Высшая школа


Значительных успехов в послевоенный период добились высшие учебные заведения Москвы. Уже в 1945/46 учебном году в столице работало 86 вузов, в которых обучалось около 147 тыс. студентов, в том числе более 39 тыс. заочников. К 1950/51 учебному году число вузов вместе с заочными выросло до 92. Почти в 2 раза увеличилось за это время число студентов. Только на дневных отделениях в вузах занималось 136 тыс. студентов. Около 98 тыс. человек в 1951 г. учились в вузах заочно, без отрыва от производства. К концу второй послевоенной пятилетки контингент студентов в московских вузах вырос до 363 тыс. человек. При этом в вузах промышленного и строительного профиля число студентов возросло по сравнению с 1945 г. в 2 раза, транспорта и связи — в 4 раза, а в вузах экономики и права — в 3,5 раза.
Сразу же после окончания Великой Отечественной войны в вузы Москвы, как и других городов, влилась огромная армия фронтовиков. Это резко изменило состав студентов. Только в Московский энергетический институт, например, в сентябре 1945 г. было принято 126 участников войны.
Большая работа проводилась по пересмотру учебных программ, по переработке учебников и учебных пособий, по перестройке учебного процесса. Вузы столицы получили значительное количество различного оборудования, наглядных пособий. Все это способствовало улучшению подготовки специалистов.
Из года в год росло число оканчивающих высшие учебные заведения Москвы. В 1954 г. выпуск специалистов с высшим образованием по сравнению с довоенным 1940 г. возрос на 87%. Повысилась теоретическая подготовка студентов, расширился состав специалистов по отраслям промышленности, транспорта, сельского хозяйства. За две первые послевоенные пятилетки вузы Москвы дали стране 275 тыс. инженеров, врачей, педагогов, агрономов и других специалистов с высшим образованием.
Однако, несмотря на значительные успехи, достигнутые в первые послевоенные годы, в работе вузов имелись серьезные недостатки. Главный из них заключался в слабой связи высшей школы с жизнью, с практикой, с производством. Система комплектования и обучения в вузах, сложившаяся еще в 30-х годах, была такова, что студенты на протяжении всего периода обучения не участвовали в производительном труде. Таким специалистам даже при высокой теоретической подготовке требовалось немало времени для освоения производства.
Как известно, В. И. Ленин придавал большое значение неразрывной связи обучения с производительным трудом в воспитании детей и юношества в социалистическом обществе. «Для того, чтобы соединить всеобщий производительный труд с всеобщим обучением,— писал В. И. Ленин,— необходимо, очевидно, возложить на всех обязанность принимать участие в производительном труде».
30 августа 1954 г. Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли постановление «Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием». В постановлении указывалось, что качество подготовки специалистов все еще отстает от современных требований жизни и достижений техники в народном хозяйстве, и предусматривалось приведение в соответствие выпуска специалистов с потребностью в них всех отраслей народного хозяйства, а также приближение учебных заведений к районам будущей работы студентов. Большое внимание в постановлении было обращено на организацию производственной практики студентов, на расширение вечернего и заочного высшего образования.
При разработке планов подготовки специалистов с высшим образованием был взят курс на слияние вузов и факультетов родственных специальностей. В 1954г. Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел СССР был объединен с Московским институтом востоковедения. Несколько позже с Институтом международных отношений объединился Институт внешней торговли. В 1959 г. Московский институт инженеров городского строительства был объединен с Московским инженерно-строительным институтом им. В. В. Куйбышева. В 1960 г. с Московской сельскохозяйственной академией им. К. А. Тимирязева слились Московский институт механизации и электрификации сельского хозяйства и Московский институт инженеров водного хозяйства. Московский городской педагогический институт им. В. П. Потемкина объединился с Московским государственным педагогическим институтом им. В. И. Ленина. Московский заочный полиграфический институт вошел в состав Московского полиграфического института. В этот же период Московский институт цветных металлов им. М. И. Калинина был переведен в Красноярск; Московский торфяной институт — в Калинин, а Всесоюзный заочный рыбный институт — в Калининград.
В результате этой реорганизации число вузов в Москве сократилось; однако число студентов выросло с 363 тыс. до 427 тыс. 7 В 1964/65 учебном году в столице насчитывалось 73 вуза, в которых обучались 570 тыс. студентов. За 1962—1965 гг. число студентов Москвы увеличилось почти на 120 тыс.
Наиболее быстро росло число студентов в вузах, готовивших специалистов для промышленности и строительства. В 1950/51 учебном году в них обучалось 96,5 тыс. студентов, а в 1955/56 — 186,7 тыс. За это же время в вузах, готовивших специалистов для транспорта и связи, число студентов выросло с 12 тыс. до 31 тыс., в вузах, готовивших специалистов для сельского хозяйства,— с 8,6 тыс. до 9,3 тыс., для здравоохранения — с 11 тыс. до 13,7 тыс.
Особое внимание обращалось на увеличение числа студентов в вечерних и заочных вузах. В 1964/65 учебном году число студентов заочников и на вечерних отделениях составляло 394 тыс., т. е. 70% всего контингента студентов.
Одним из наиболее крупных московских заочных вузов является Всесоюзный политехнический институт. Институт имеет 31 филиал и учебно-консультационный пункт, в том числе в Алма-Ате, Новосибирске, Краснодаре, Волгограде, Туле, Орске и некоторых других городах. Во Всесоюзном заочном финансово-экономическом институте обучается свыше 25 тыс. студентов, во Всесоюзном институте железнодорожного транспорта — свыше 15 тыс., во Всесоюзном заочном машиностроительном институте — более 20 тыс. студентов.
Выпуск специалистов без отрыва от производства увеличивается из года в год. При этом, как правило, в заочной и вечерней системе обучаются передовики и новаторы производства, члены бригад коммунистического труда. Важное значение в перестройке работы вузов имел принятый второй сессией Верховного Совета СССР 24 декабря 1958 г. закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». В законе подчеркивалось, что «задачи коммунистического строительства требуют приближения высшей школы к жизни, к производству, повышения теоретического-уровня подготовки специалистов в соответствии с новейшими достижениями науки и техники. Дальнейшее развитие и совершенствование системы высшего образования в нашей стране должно обеспечить лучшую практическую и теоретическую подготовку специалистов, значительное усиление коммунистического воспитания молодежи, активное участие всех преподавателей в воспитании студенчества».
На основе этого закона московские вузы провели большую работу по улучшению качества подготовки и воспитания молодых специалистов. Были пересмотрены учебные планы и программы, а также задания по курсовому и дипломному проектированию. Во многих вузах введены новые курсы: по автоматизации производственных процессов, электронике, математическим и счетно-решающим приборам и устройствам, химии полимеров, применению новых материалов в технике и др.
В Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, в Московском высшем техническом училище им. Н. Э. Баумана, Московском энергетическом институте, Станкоинструментальном институте, Институте стали в сплавов и некоторых других развернута широкая подготовка кадров по новым специальностям. С этой же целью был создан Московский институт электронного машиностроения, Горный институт преобразован в Московский институт радиоэлектроники и горной электромеханики, а Институт стали — в Институт стали и сплавов.
В 1960 г. при автозаводе им. И. А. Лихачева был создан заводской втуз, в котором стали обучаться лучшие производственники. Втуз готовит инженеров путем сочетания теоретических занятий с производственной работой в цехе по специальности. Студенты проходят обучение не только у профессоров и преподавателей, но и у лучших заводских специалистов. Вечернее отделение Всесоюзного заочного политехнического института начало работать на заводе им. Владимира Ильича.
Благотворно сказалось на работе вузов резкое увеличение числа производственников среди студентов. В 1964/65 учебном году на первый курс дневных отделений московских вузов принято около 55% студентов с производственным стажем от двух лет и выше. 16 тыс. студентов командированы на учебу предприятиями, колхозами и совхозами.
За послевоенные годы выпуск молодых специалистов вузами Москвы вырос в 7,5 раза — с 7,7 тыс. в 1945г. до 56 тыс. в 1965 г. За 20 послевоенных лет вузы столицы выпустили более 744 тыс. молодых специалистов, работающих ныне в разных районах нашей страны.
Значительно укреплена материальная база вузов столицы. Сооружены новые здания Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, построены новые учебные корпуса и лаборатории в Московском автодорожном институте, Московском институте нефтехимической и газовой промышленности, Московском инженерно-физическом институте, расширена площадь учебных зданий в Московском высшем техническом училище им. Н. Э. Баумана, Московском институте химического машиностроения, Московском авиационном институте им. С. Орджоникидзе и других вузах.
Большую помощь оказывают вузы Москвы другим странам в подготовке молодых специалистов и научных кадров. Только в 1961 г. в них обучалось около 10 тыс. студентов, аспирантов и стажеров из 75 стран мира, в том числе из всех социалистических стран. В 1960 г. в Москве был создан Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы. Основная цель университета — подготовка для стран Азии, Африки и Латинской Америки высококвалифицированных специалистов промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, образования и научных работников, воспитанных в духе дружбы народов.
В университете работает более 900 преподавателей, в том числе свыше 300 профессоров, докторов и кандидатов наук. Здесь создано 80 кафедр, 160 учебных кабинетов и лабораторий, оснащенных новейшим оборудованием. Университет сотрудничает с рядом вузов и научных учреждений стран Азии, Африки, Латинской Америки.
В 1965 г. состоялся первый выпуск 228 специалистов, окончивших Университет дружбы. Значительно расширилась в Москве подготовка научных кадров. В 1965 г. подготовку научных работников вели 64 вуза и 298 научно-исследовательских институтов столицы. Вузы Москвы ведут большую научно-исследовательскую работу. XX съезд КПСС, июльский Пленум Центрального Комитета 1960 г. обратили особое внимание на расширение научных исследований и внедрение в производство достижений науки и техники. В постановлении указывалось: «Съезд считает необходимым всемерно укреплять связи научных учреждений страны с производством, с конкретными задачами народного хозяйства, сосредоточить их творческие усилия на решении наиболее важных научно-технических проблем, неуклонно поднимать роль науки в решении задач коммунистического строительства».
Ученые вузов Москвы правильно поняли поставленные перед ними задачи и самоотверженно трудятся над решением важнейших проблем научного и технического прогресса, оказывают значительную помощь предприятиям в осуществлении комплексной механизации и автоматизации производства. Большую помощь, например, предприятиям оказал коллектив ученых Московского высшего технического училища им. Н. Э. Баумана, разработавший теорию прочности машиностроительных конструкций, основы создания станков-автоматов, новый метод обработки металлов сверлением, новый метод технологического процесса изготовления труб волочением. На кафедре колесных машин инженер Цыбин совместно с работниками автозавода им. И, А. Лихачева провел цикл работ по внедрению пластмасс в автомобилестроение. В МВТУ разработаны и изготовлены программные командоаппараты с шариковым приводом по системе профессора Г. Шаумяна. Московский институт стали и сплавов выполнил ряд работ по автоматизации мартеновских и доменных печей.
Ученые Московского института инженеров железнодорожного транспорта разработали принципиально новые бесконтактные аппараты для электропоездов, провели ряд исследований по вопросам электрификации и автоматизации работы железнодорожного транспорта. Коллектив научных работников Московского энергетического института совместно с работниками 1-го ГПЗ разработал системы автоматизированного электропривода с программным управлением, создал комплексную систему программного управления с применением полупроводниковых приборов, что дало возможность значительно повысить производительность труда. Этим же коллективом разработан принцип автоматизации нескольких объектов химической промышленности. За участие в создании электродинамических моделей для практических исследований мощных энергосистем, линий сверхдальних электропередач, энергоустановок и аппаратуры электрических станций профессору Энергетического института В. А. Венникову присуждена Ленинская премия. Московские институты и факультеты химического профиля основное внимание сосредоточили на решении крупных научно-технических проблем и изыскании эффективных методов получения новых химических продуктов и их широкого применения.
Ученые Московского института тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова внесли ряд серьезных усовершенствований в ремонт камер в лакокрасочной и других отраслях промышленности. Разработаны были также новые рецептуры свето-озоностойких резин и конструкции резиновых уплотнений для затворов шлюзов гидроэлектростанций, в том числе для Ассуанской ГЭС в ОАР. Ученые-химики Московского текстильного института создали новое волокно «фторлон». Оно в несколько раз прочнее американского «тефлона», а процесс его получения проще. Новое волокно устойчиво к действиям концентрированной азотной кислоты. Получены новые специальные ткани: негорючие, водоотталкивающие, обладающие постоянной стерильностью.
В Московском химико-технологическом институте им. Д. И. Менделеева разработаны методы синтеза ценных исходных продуктов для производства полиамидных смол, которые приняты к внедрению в массовое производство. Коллектив ученых этого института под руководством профессора И. И. Китайгородского разработал технологию производства новых видов стеклокристаллических материалов, так называемых ситаллов, на основе идущих в отход металлургических шлаков. Для производства этих дешевых, высокопрочных и термостойких материалов в стране создается новая отрасль промышленности — ситаллурическая.
Большие работы выполнены учеными химического факультета МГУ и Института тонкой химической технологии по полупроводниковым материалам, разработке методов получения, разделения и очистки редких элементов, разработке методов анализа сверхчистых материалов, необходимых современной технике. Ряд московских вузов в эти годы трудился над решением проблем, имеющих важное значение для сельского хозяйства. В оказании помощи сельскому хозяйству ведущее место занимают профессора и преподаватели Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева. Ученые вузов Москвы внесли значительный вклад в развитие физики, математики, биологии и других наук. Они прилагают все усилия, знания и опыт, чтобы успешно решить задачу, поставленную партией: «закрепить за советской наукой завоеванные передовые позиции в важнейших отраслях знания и занять ведущее положение в мировой науке по всем основным направлениям».

Культурно-просветительные учреждения и библиотеки


С первых же дней после окончания войны Московская партийная организация и Моссовет приступили в широких масштабах к восстановлению культурно-просветительных учреждений города, сеть которых за годы войны значительно сократилась. Это была большая и трудная работа, потребовавшая много времени и энергии.
До войны в Москве было 186 клубов, домов и дворцов культуры. К 1948 г. 172 из них возобновили работу. Опираясь на повседневную помощь Московской партийной организации, клубы, дома и дворцы культуры развернули большую политическую и культурно-просветительную работу. Особенно усилилась деятельность культурно-просветительных учреждений в период подготовки и проведения выборов в Верховные Советы СССР и РСФСР и местные Советы депутатов трудящихся в 1947 г.
Кроме докладов и лекций, многие клубы столицы широко развернули пропаганду музыкальной культуры. Во всех районах ширилось участие населения в художественной самодеятельности. Большую популярность среди населения Москвы завоевал Дворец культуры автозавода. В его кружках художественной самодеятельности в 1948 г. занималось свыше 1,5 тыс. москвичей, а духовой оркестр уже тогда по праву считался лучшим самодеятельным оркестром в стране. С большим успехом выступал в многочисленных аудиториях Москвы вокально-хоровой коллектив Дворца культуры под руководством хормейстера Большого театра А. Рыбнова. За исполнение русских народных песен «Как пойду я на быструю речку», «Ах ты, береза» и др., а также оперных произведений П. И. Чайковского и А. Г. Рубинштейна вокально-хоровой коллектив Дворца культуры неоднократно был отмечен на московских и всесоюзных смотрах художественной самодеятельности. Значительные успехи достигнуты и автозаводским самодеятельным театральным коллективом.
Художественные самодеятельные коллективы сложились в клубах завода «Каучук», фабрики им. М. В. Фрунзе, при Центральном доме работников искусств и других.
На многих предприятиях, не располагавших клубными помещениями, существовали красные уголки, где также проводились лекции и доклады, устраивались громкие читки политической и художественной литературы, создавались различные самодеятельные кружки. К 1948 г. в Москве работало 2157 красных уголков.
Однако культурно-просветительная работа далеко еще не отвечала возросшим потребностям трудящихся. Вот почему IX Московская областная и VIII городская объединенная партийная конференция (февраль 1949 г.) в своей резолюции подчеркнула, что важнейшая задача партийных и советских организаций — дальнейшее улучшение работы и развитие сети культурно-просветительных учреждений. Придавая особое значение рабочим клубам как очагам культурной самодеятельности масс, конференция обязала партийные, советские и профсоюзные организации города создать клубы на каждом крупном московском предприятии.
Учитывая большую роль культурных учреждений Москвы в коммунистическом просвещении трудящихся, Московская партийная организация особое внимание обратила на использование учреждений культуры для удовлетворения растущих духовных запросов и организации разумного отдыха трудящихся. В мае 1956 г. пленум МГК КПСС обязал райкомы КПСС, Управление культуры Моссовета и профсоюзы решительно улучшить работу культурно-просветительных учреждений, сделать ее более содержательной, разнообразной и интересной. Пленум отметил исключительную роль массовых культурно-просветительных учреждений столицы в политическом просвещении населения, в пропаганде решений съездов партии и постановке всей работы по коммунистическому воспитанию масс.
После XXI съезда партии Московская партийная организация вновь всесторонне рассмотрела работу культурно-просветительных учреждений Москвы. В апреле 1959 г. пленум МГК КПСС в решении «О состоянии и мерах улучшения массово-политической работы среди трудящихся Москвы» указал на необходимость еще больше повысить воспитательную роль клубов и домов культуры и потребовал обеспечить развитие художественной самодеятельности, возродить практику создания самодеятельных народных театров и усилить шефскую помощь коллективам художественной самодеятельности со стороны профессиональных театров.
В деятельности культурно-просветительных учреждений Москвы в последние годы стали особенно отчетливо проявляться новые черты, отражающие закономерности развития советской социалистической культуры. В борьбу за подъем культурного уроЕНя трудящихся вступила новая общественная сила— бригады коммунистического труда.
Вторая отличительная особенность культурной жизни Москвы выражается в росте общественного актива вокруг каждого культурно-просветительного учреждения и возникновении на культурном фронте новых общественных организаций: библиотечных советов, советов по культурной работе с населением в домах, советов женщин, советов пенсионеров. В работу самодеятельных общественных организаций Москвы были вовлечены сотни тысяч человек. В домоуправлениях и общежитиях рабочих возникли клубы-спутники, филиалы заводских клубов. Всю свою работу эти клубы строят на общественных началах. Развитию клубной художественной самодеятельности всегда помогало тесное содружество рабочих клубов с артистическими и музыкальными коллективами московских театров, с Московской филармонией, с писателями и поэтами, художниками и скульпторами.
Коллективы Большого театра, Малого театра, МХАТ им. М. Горького и других театров столицы стали шефами заводских клубов. Много лет существует тесное содружество между МХАТ и заводом «Красный пролетарий». Еще в 1949 г. театр и завод заключили первый социалистический договор, по которому они обязались помогать друг другу в производственной и творческой работе и-совместно участвовать в общественно-политической жизни. С тех пор дружба завода и театра крепла с каждым годом. Коллективы МХАТ и завода провели более 700 совместных мероприятий. Рабочие, инженеры и служащие завода просмотрели и обсудили около 40 спектаклей театра и школы-студии МХАТ, заслушали свыше 400 творческих отчетов театра. Театр помогает художественной самодеятельности и заводскому университету культуры.
Хорошей традицией стала дружба между рабочими завода им. Владимира Ильича и артистами Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и телевидения. В механическом корпусе завода не раз звучала музыка Л. Бетховена, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского. Тесное общение клубов с профессиональными театрами столицы существенно помогает коллективам художественной самодеятельности.
Замечательной традицией москвичей стали праздники песни, начало которым было положено в 1960 г. Многоголосым и по-весеннему радостным был праздник песни 21 мая 1961 г. В этот день песни звучали на многих площадях столицы: Манежной, Пушкина, Маяковского, Свердлова, у здания МГУ на Ленинских горах и др. Колонны поющих москвичей прошли по многим магистралям столицы. В заключение праздника сводные хоры, оркестры и лучшие солисты столицы выступили в Зеленом театре Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького. Большую работу проводят московские клубы и дворцы культуры на селе.
Силами художественной самодеятельности для подшефных колхозов Московской области и целинников ежегодно дается несколько десятков тысяч спектаклей и концертов. Художественная самодеятельность москвичей широко известна и во многих городах страны.
За успехи в развитии самодеятельного искусства драматические коллективы дворцов культуры автозавода им. И. А. Лихачева, Метростроя и Клуба милиции удостоены почетных званий народных театров.
Значительный размах в послевоенные годы получило в Москве движение физкультурников. В 1948 г. в столице имелось всего лишь 211 тыс. физкультурников, а к концу семилетки их насчитывалось уже 1428 тыс. Наиболее крупными спортивными обществами столицы являются «Труд» (486 тыс. человек), «Юность» (431 тыс.), «Спартак» (323 тыс.), «Буревестник» (95 тыс.), «Локомотив» (51 тыс. человек).
В Москве ежегодно проводятся различные спортивные соревнования. Особенно большой популярностью среди москвичей пользуются спартакиады. Только в трех летних спартакиадах народов СССР спортсмены столицы завоевали 790 медалей, из них 389 золотых. Начиная с 1961 г., физкультурники Москвы установили 1030 рекордов, из которых 62 превышают рекорды мира и 19 — Европы.
С 1961 по 1965 г. 127 сильнейших спортсменов столицы завоевали титулы чемпионов мира, 1196 — чемпионов СССР. Среди москвичей, ставших в разное время чемпионами мира, встречаются имена выдающихся мастеров разных видов спорта: штангисты Юрий Власов, Владимир Стогов и Евгений Минаев, конькобежцы Инга Воронина и Виктор Косичкин, лыжницы Алевтина Колчина и Любовь Баранова, шахматисты Михаил Ботвинник и Тигран Петросяп, борцы Анатолий Колесов и Александр Иваницкий, стрелки Елена Донская и Надежда Южина и др.
Замечательных успехов добились москвичи в 1964 г. на IX Олимпийских зимних играх в Инсбруке. Они завоевали 24 медали, из них 17 золотых и 2 серебряные. С XVIII Олимпийских игр из Токио москвичи привезли 62 медали, в том числе 19 золотых и 23 серебряные.
С каждым годом в столице усиливается лекционная пропаганда политических и научных знаний. В 1953 г. в Москве было прочитано 21 300 лекций, а в 1965 г. Московское отделение общества «Знание», располагавшее активом в 31 тыс. лекторов, провело около 500 тыс. лекций, бесед и других массовых мероприятий. В условиях большого культурного подъема, происходящего в СССР в послевоенный период, значительно выросло значение библиотек. В Москве 338 государственных и 797 профсоюзных библиотек, книжный фонд которых в общей сложности составляет десятки миллионов экземпляров книг.
Библиотеки имеются при научно-исследовательских учреждениях, министерствах, ведомствах и вузах. Книжный фонд библиотеки одного лишь Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова составляет несколько миллионов томов. Свои библиотеки имеют также добровольные общества, союзы писателей, композиторов, журналистов.
Большой шаг вперед сделала за два последние десятилетия Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина. Библиотека получила новое здание, что позволило ей не только увеличить книжные фонды, но и значительно расширить число мест в читальных залах. В 1965 г. Библиотека им. В. И. Ленина обслуживала более 200 тыс. читателей, а количество посещений ее читальных залов достигло 2,6 млн. за год.
К концу 1965 г. объем фонда Государственной библиотеки им. В. И. Ленина вырос до 24 млн. единиц хранения, а число новых поступлений приблизилось к 1 млн. единиц за год. По многим показателям библиотека занимает первое место в мире; она превратилась в крупное научно-исследовательское учреждение в области библиотековедения, библиографии и истории книги, в центр научно-методической помощи массовым и научным библиотекам СССР всех ведомств и их координационный центр. Во много раз выросла издательская деятельность библиотеки, особенно выпуски научно-информационных библиографий в помощь науке и производству.
Значительно увеличилось число коллективных абонентов «Ленинки». Книги и выпускаемые ею микрофильмы используются в тысячах библиотек Советского Союза и в крупнейших национальных и научных библиотеках зарубежных государств.
Библиотека осуществляет книгообмен с зарубежными учреждениями в 84 государствах мира. Библиотека им, В. И. Ленина проводит постоянные выставки книг и рукописей, организует сотни тематических книжных выставок, многочисленные экскурсии для советских и иностранных граждан.
В послевоенные годы значительно выросла Государственная публичная историческая библиотека. У нее 35 тыс. читателей. Книжный фонд библиотеки составлял на 1 января 1965 г. 2500 тыс. единиц хранения. Ежедневно библиотека выдает по абонементу и в читальные залы более 5 тыс. книг. Многие читатели пользуются книгами библиотек Управления культуры Московского Совета. Они тесно связаны с населением ближайших кварталов и имеют многочисленный актив. Это помогает библиотекам проводить широкую культурно-просветительную работу среди населения. Массовые библиотеки посещают не только рабочие, служащие и учащиеся, но и те, кого редко можно встретить в больших публичных библиотеках города: пенсионеры, домашние хозяйки, инвалиды. Читателями таких массовых библиотек очень часто состоят целые семьи москвичей.
В Москве работает около 3 тыс. библиотек-передвижек. Вокруг них сложился замечательный актив, роль которого в работе массовых библиотек необычайно возросла. В 1960 г. мелкие библиотеки различных ведомств, расположенные близко друг от друга, объединились.
Важное место в коммунистическом воспитании трудящихся принадлежит университетам культуры, прочно вошедшим с 1958 г. в сеть культурно-просветительных учреждений Москвы. Университеты культуры строятся на общественных началах. В их работе безвозмездно и по собственной инициативе принимают участие многие деятели науки и культуры. В Москве к 1965 г. было свыше 120 университетов культуры. Среди их слушателей представлены самые различные слои населения.
Университет искусств, созданный на базе Центрального дома работников искусств, знакомит широкие слои трудящихся Москвы с наиболее значительными достижениями театральной и музыкальной культуры, пропагандирует изобразительное искусство. С 1959 г. существует Университет культуры при комбинате «Трехгорная мануфактура». В его программе — лекции по истории литературы, кино, музыки, изобразительного искусства, театра. Университет сплотил группу видных ученых, лекции которых посещают многие слушатели. Значительный размах приобрела работа московских народных университетов правовых знаний. Совместно с Московским советом научно-технических обществ Московское отделение общества «Знание» организовало городской Народный университет технического прогресса и экономических знаний. С лекциями в университете высту-44:0 пают академики и члены-корреспонденты Академии наук СССР.
В условиях общего культурного подъема, который вместе со всей советской страной переживает Москва, усилился интерес трудящихся к богатствам московских музеев и проводимой ими массовой культурно-просветительной работе. В столице действует около 60 музеев и более 30 выставок. В Москве по решению ЦК КПСС создан музей К. Маркса и Ф. Энгельса. В Кремле, в помещении, примыкающем к Оружейной палате, открыт музей подарков Союзу ССР. Большой популярностью в народе пользуются историко-революционные музеи Москвы: Центральный музей В. И. Ленина, Музей-квартира В. И. Ленина в Кремле, павильон «Траурный поезд», Государственный музей Революции СССР, музей М. И. Калинина, «Красная Пресня», «Великий почин». Музеи располагают огромным числом различных экспонатов. Экспозиция Центрального музея В. И. Ленина рассказывает посетителям о жизни и революционной деятельности В. И. Ленина, об истории Коммунистической партии Советского Союза, о руководстве В. И. Ленина Советским государством. Со времени открытия музея в 1936 г. по 1965 г. его посетило почти 27 млн. человек.
Среди посетителей историко-революционных музеев Москвы много трудящихся зарубежных стран. Значительную помощь пропаганде героических страниц прошлого русского народа и других народов оказывают такие московские музеи, как Исторический, Музей истории и реконструкции Москвы, Оружейная палата, Музей Советской Армии, «Кутузовская изба» и многие другие.
Большую роль в формировании духовного облика советских людей играют московские художественные и литературные музеи. Их богатые и подчас уникальные экспозиции помогают глубже понять великое культурное наследие русского и других народов нашей страны, широко знакомят с творчеством советских писателей и деятелей искусства. В Москве более 20 литературных и художественных музеев, в том числе Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Музей архитектуры, Музей восточных культур, Центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Литературный музей, мемориальные Музеи Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. М. Горького, В. В. Маяковского, Н. А. Островского и др.
Больших успехов в массовой культурно-просветительной работе достиг Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, посещаемость которого растет из года в год. Музей развернул несколько десятков крупных выставок, в том числе несколько выставок непосредственно на предприятиях столицы.
В Москве находятся крупнейшие естественнонаучные музеи страны: Политехнический, Дарвиновский, Биологический музей им. К. А. Тимирязева и др. Пропаганда естественнонаучных и технических знаний, проводимая музеями, приобрела особое значение в массовой идейно-воспитательной работе среди населения в условиях исключительных успехов советской науки и техники. Эта работа играет большую роль в искоренении религиозных предрассудков, еще бытующих среди некоторой части населения.
Излюбленным местом отдыха и развлечений москвичей служат парки, сады и скверы, где проводится разносторонняя культурно-массовая работа, особенно в летнее время. Только Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького в 1964 г. посетило около 3 млн. человек. Несколько миллионов человек побывало в парках «Сокольники», Измайловском и им. Дзержинского. В связи с расширением границ Москва получила новые парки: Химкинский, расположенный на берегу канала им. Москвы, Бабушкинский, Люблинский, Перовский и Лианозовский.

Печать, радио и телевидение


В постановлениях, принятых в послевоенные годы, ЦК КПСС не один раз указывал на высокую миссию советской печати в коммунистическом воспитании народа.
Большое внимание деятельности столичной печати уделяет Московская партийная организация. Объединенная IX областная и VIII городская партийная конференция обратила особое внимание партийных организаций на необходимость дальнейшего усиления руководства печатью, на более полное использование газет в политической работе. Конференция поставила перед московскими органами печати задачу полнее освещать все многообразие трудовой и культурной жизни столицы. XII городская партийная конференция (январь 1956 г.) обязала редакции «Московской правды», «Вечерней Москвы», а также многотиражных газет еще шире распространять опыт новаторов производства и передовых производственных коллективов, уделять больше внимания вопросам технического прогресса на предприятиях столицы. В Москве уже в первые послевоенные годы издавалось 25 центральных газет с разовым тиражом 7513 тыс. экземпляров и три московские газеты: «Московский большевик» (с 1950 г. «Московская правда»), «Вечерняя Москва» и «Московский комсомолец». Одна из характерных особенностей советской периодической печати в послевоенные годы состояла в бурном развитии рабкоровского движения, что было своеобразным проявлением политической и культурной активности москвичей. Это движение особенно усилилось после XX съезда КПСС.
Рабкоровские посты созданы почти на всех важнейших новостройках, на промышленных предприятиях, во многих колхозах. Они своевременно сигнализируют в газеты о всех недостатках в работе этих производственных коллективов.
Значительно увеличился тираж многих центральных газет, издающихся в Москве. Тираж «Правды» с 1957 по 1965 г. вырос с 5500 тыс. до 7 млн. экземпляров, «Известий»— с 1550 тыс. до 8 млн., «Комсомольской правды» — с 1800 тыс. до 5500 тыс. экземпляров. В 1965 г. в Москве выходило 38 газет с разовым тиражом более 35 млн. экземпляров, т. е. в несколько раз больше, чем в довоенном 1940 г.
Увеличилось и число многотиражных газет Москвы. В 1948 г. в столице выходило 125 многотиражек, а в 1965 г.— уже около 200. На предприятиях и в учреждениях Москвы насчитывается несколько десятков тысяч стенных газет.
С каждым годом усиливается поток писем трудящихся в газеты Москвы, что свидетельствует о растущей связи печати с населением. Укрепление связей периодической печати с народными массами, а также рост тиража газет — результат повышения идейно-политического уровня печати.
В центре внимания каждой московской газеты повседневно находятся вопросы коммунистического воспитания народа. Газеты показывают, как в трудовых буднях наших дней формируется человек коммунистического общества, как складывается новый моральный облик нашего современника.
Многие органы советской печати вновь стали организовывать рабселькоровские рейды, широко практиковавшиеся в годы первых пятилеток. Массовые рейды — одна из важных форм участия трудящихся в работе органов печати.
17 октября 1958 г. в депо Москва-Сортировочная, где зародилось движение за звание бригад коммунистического труда, газета «Первый субботник» призвала поддержать инициативу коллектива роликового цеха, вступившего в коммунистическое соревнование. С тех пор в каждом своем номере газета рассказывала о том, как ширилось движение за коммунистический труд, что завоевано его участниками и каких новых рубежей они собираются достигнуть в ближайшие годы.
В центре внимания другой газеты — «Знамя Трехгорки» — борьба за выполнение плана. Вместе со всем коллективом «Трехгорной мануфактуры» газета борется за высокую производительность труда, технический прогресс, изыскание новых резервов увеличения выпуска тканей. Газета «Знамя Трехгорки» выступила за перевыполнение плана по комбинату на 1 % и на ярких примерах показала, сколько дополнительных тысяч метров тканей получит страна в результате этого.
Большое внимание уделяют многотиражные газеты воспитанию нового человека коммунистического общества, отношениям дружбы и товарищества среди членов коллективов. Газеты систематически выступают против пережитков капитализма в сознании людей. Заметки о поведении людей на производстве и в быту, о моральном облике отдельных членов коллектива и о случаях нарушения коммунистической этики неизменно получают широкий отклик, вызывают горячие споры в цехах.
Показательна в этом отношении работа «Мартеновки» — многотиражной газеты завода «Серп и молот». Газета активно борется против позиции невмешательства в личную жизнь человека, против равнодушия и безразличия к судьбам людей, широко пропагандирует чувства товарищества и дружбы между членами коллектива. Сила «Мартеновки» в ее общественном активе, в ее рабкорах, таких, как прокатчик М. Клейменов, сотрудничавший в газете 40 лет, П. Лобачев, Н. Киселев, мастер К. Бессуднов, сварщик А. Миронов, крановщик Г. Облезин и др.
Рабкоры подшипникового завода, чтобы помочь техническому перевооружению своего предприятия, обратились к коллективам заводов-поставщиков -«Калибр», «Красный пролетарий» и «Станкоагрегат»— с призывом ускорить поставку оборудования для нового цеха-автомата. Откликнувшись на обращение рабкоров, коллективы этих заводов досрочно выполнили нужный заказ.
Большой общественной силой на предприятиях Москвы является стенная газета. Вокруг стенных газет объединяется широкий актив корреспондентов из рабочих и служащих. Только на автозаводе им. И. А. Лихачева вокруг 340 стенных газет сплотился 4-тысячный авторский коллектив.
Десятки лет выходит в инструментальном цехе № 2 газета «Заточка», родившаяся еще в годы первой пятилетки. Тогда газета выходила раз в месяц. После войны она стала ежедневной. Газета живо интересуется вопросами культуры и быта, санитарным состоянием в цехе, жилищным строительством и всеми сторона- ми жизни рабочих и служащих. В «Заточке» выступают члены бригад коммунистического труда, новаторы производства, застрельщики социалистического соревнования.
В литейном цехе № 3 завода выходит стенгазета «Вагранка», рабкоровские посты которой действовали на всех решающих участках цеха. «Вагранка» выявила немало пробелов, тормозивших работу цеха, и активно боролась за их устранение. Боевая газета у цеха коммунистического труда завода им. Владимира Ильича -«За качество». Ее рабкоры слесари О. Серебряков, Н. Дубков, пайщики В. Петрова, А. Маркин, обмотчица А. Кузнецова и другие только в 1960—1961 гг. провели свыше 10 рейдов. Они вскрыли немало резервов повышения производительности труда, снижения себестоимости продукции.
Многие заводские газеты, в том числе «Мартеновка», «За боевые темпы», «За коммунистический труд», «Знамя труда», «Искра вагранки» и др., постоянно освещают на своих страницах культурную жизнь столицы. Заводская печать воспитала немало своих поэтов, писателей, литературных критиков.
Огромную работу проводят столичные издательства. Из года в год растет выпуск издательствами Москвы книг и журналов. В 1945 г. в Москве вышло 9170 названий книг тиражом 206 187 тыс. экземпляров (в 1940 г. в столице было издано 19 340 названий книг тиражом 295 782 тыс. экземпляров), в 1964 г. число выпущенных книг превысило 35 тыс. названий, а их тираж поднялся до 875 млн. экземпляров. В Москве издаются сотни журналов.
Среди произведений печати, выходивших в издательствах Москвы в послевоенные годы, видное место занимали труды основоположников марксизма-ленинизма: Маркса — Энгельса — Ленина. Печатались сборники произведений В. И. Ленина: «О Великой Октябрьской социалистической революции», «О печати», «О государстве и праве» и др. Отдельными изданиями выходили многие его работы.
Обширная литература издается по истории КПСС, коммунистическому строительству, развитию народного хозяйства, культуры, науки. В издательстве «Наука», являющемся крупнейшим не только в нашей стране, но и во всем мире, выходят книги почти по всем важнейшим отраслям знаний. Многие из них получили высокую оценку как в нашей стране, так и за рубежом. Широкий размах приобрело издание художественной литературы. Из печати вышли собрания сочинений А. С. Пушкина, М. Горького, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, В. Г. Короленко и многих других русских классиков, а также собрания сочинений советских писателей: М. Шолохова, Л. Леонова, В. Вишневского, П. Павленко, К. Федина и др. Большими тиражами выходят собрания сочинений, романы, повести и рассказы многих других писателей. Массовыми тиражами издаются в Москве книги зарубежных писателей.
В Москве на русском языке в большом количестве печатается литература народов СССР; вышли из печати антологии грузинской, казахской, украинской, абхазской и киргизской поэзии и произведения многих писателей и поэтов братских республик Советского Союза: О. Гончара, М. О. Ауэзова, С. Айни, С. Вургуна, С. Муканова, В. Лациса, П. Бровки и многих других.
Воспитанию нового человека наряду с советской печатью служат радио и телевидение. В духовной жизни советских людей их роль становится все более и более заметной. Большое место в передачах центрального радиовещания и телевидения занимает пропаганда идей марксизма-ленинизма, истории Коммунистической партии, ее Программы. Радио рассказывает о трудовых достижениях советских людей, о предприятиях, стройках и колхозах, о «маяках» трудовой славы. У микрофона всесоюзного радио часто выступают выдающиеся ученые. Много хороших передач посвятило радио социалистическому соревнованию, его участникам и их славным делам. Как и в печати, в работе радио и телевидения за последние годы стали широко развиваться общественные начала. При радиожурнале «Высота», например, имелась общественная редколлегия, в которую вошли многие ведущие специалисты московских строек. Постоянно растет и авторский коллектив московского радио. В передачах принимают участие рабочие, бригадиры, мастера, инженеры, ученые, руководители предприятий, министерств.
Радиовещание из Москвы ведется на 53 иностранных языках, что дает возмож ность слушать голос советской столицы многим народам земного шара. С1958 г. всесоюзное радио ввело новую ежедневную передачу — «В братских странах социализма». С 1965г. из Москвы ведутся круглосуточно передачи станции «Маяк».
Миллионы советских людей ежедневно смотрят телевизионные передачи Центральной студии телевидения. К 1965 г. передачи московского телецентра могли принимать вместе с жителями столицы телезрители 95 крупнейших городов страны, в том числе жители 10 союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Латвии, Литвы, Молдавии, Российской Федерации, Украины и Эстонии. В свою очередь москвичи получили возможность смотреть передачи из других городов Советского Союза: Киева, Ленинграда, Баку, Риги, Кишинева, Свердловска и др. В 1960 г. в Москве начала регулярную работу опытная станция цветного телевидения. Сооружение большого московского телевизионного центра в Останкино позволит значительно улучшить и расширить программу цветного телевидения.
В 1961 г. передачи московского телевидения впервые появились на экранах телезрителей Европы. 12 апреля 1961 г. для зарубежных телезрителей была показана фотография Ю. Гагарина. 14 апреля из Москвы велась первая трансъевропейская телевизионная передача с Внуковского аэродрома и Красной площади: в этот день Москва встречала первого в мире космонавта. Эту встречу вместе с москвичами видели на экранах своих телевизоров зрители Польши, Венгрии, Чехословакии, Англии, ГДР, Дании, Финляндии, Франции и некоторых других стран Европы. Московское телевидение стало средством тесной связи между советским народом и народами зарубежных стран.



Теория и практика
Кредиты могут быть разными. Попробуем разобраться в их главных отличиях и основных особенностях:

Ипотечный кредит >>

Автокредит >>

Потребительский кредит >>

Ломбардный кредит >>
Практически все крупные банки предлагают разнообразие кредитных карт. В чем их основные отличия?

См. подробности >>


Оценка кредитоспособности заемщика

Особенности страхования кредитов

Обеспечение исполнения обязательств по кредиту
Кому может быть предоставлен ипотечный кредит? Можно ли продать купленную квартиру до полного погашения кредита?

См. ответы на вопросы >>


Отказы по кредитам. Распространенные причины

Риск кредитования. Чем рискуют банки

Расчеты с помощью пластиковых карт


Особенности залога при ипотечном кредитовании

В магазин за экспресс-кредитом: покупки без денег

Ипотека для военнослужащих: как получить жилье

Главный риск заемщика - невыплаты по кредиту

Налоговый учет процентов по кредиту
   © При цитировании гиперссылка обязательна.