В состав небанковских кредитных организаций входят ломбарды, общества взаимного кредитования, кредитные союзы и др. организации.

См. подробности >>


Преимущества рефинансирования ипотечного кредита

Условия предоставления кредита под залог квартиры

Процентные ставки по кредитам и их значение


Автокредит по кредитной карте: схема предоставления

Автокредитование в Москве: тенденции авторынка

Экспресс автокредит: на что можно надеяться

Страхование автокредитов: условия и процентные ставки

Автомобили трейд ин: меняем старую машину на новую

Кто пользуется автокредитами с быстрым оформлением
На правах рекламы:


Реконструкция Москвы. Жилищное строительство


История Москвы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период
Издательство "Наука", М., 1967 г.
OCR www.kredit-moskva.ru

вернуться в оглавление раздела...

Немецко-фашистские захватчики нанесли народному хозяйству Москвы значительный ущерб: в городе были частично или полностью разрушены 1682 здания, более 400 зданий повреждено. Резко сократился подвижной состав городского транспорта. Уменьшилось число предприятий торговли и общественного питания, бытового и коммунального обслуживания. Общий размер ущерба, причиненного Москве в годы войны, составил 4 млрд. руб. (в старом масштабе цен).
По темпам строительства столица была отброшена назад на 10—15 лет. Построенные за годы войны жилые дома далеко не компенсировали потери жилой площади. Почти полностью прекратились в 1941—1945 гг. работы по реконструкции города.
В 1946 г. МГК КПСС и исполком Моссовета на основе принятого Верховным Советом СССР плана четвертой пятилетки разработали пятилетний план восстановления и дальнейшего развития городского хозяйства Москвы на 1946—1950 гг. Этот план утвердила XX сессия Московского городского Совета депутатов трудящихся в ноябре 1946 г. Центральное место в плане отводилось новому жилищному строительству, а также восстановлению и благоустройству старого жилого фонда.
Планом намечалось большое строительство школ, медицинских учреждений, предприятий коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, восстановление и дальнейшее развитие строительной индустрии и промышленности строительных материалов. На восстановление и развитие городского хозяйства Москвы за пять лет предусматривалось израсходовать 8900 млн. руб.
Прежде всего требовалось восстановить отопительное хозяйство, городской транспорт, сеть медицинских учреждений и некоторые другие жизненно важные отрасли городского хозяйства. К концу войны почти 90% всех систем центрального отопления, 48% систем водопровода и канализации, 60% электрооборудования и 54% газового оборудования нуждались в срочном ремонте. Пришла в ветхое состояние кровля, значительно обветшали фасады зданий.
За пять лет только на восстановление жилого фонда и его дальнейшее благоустройство предстояло израсходовать 2 млрд. руб. Осуществление всех этих поистине огромных работ потребовало создания в Москве новой мощной ремонтной базы. Уже в 1945 г. при всех райисполкомах столицы работали ремонтно-строительные тресты, а при районных жилищных управлениях - ремонтно-строительные конторы. Во всех трестах и конторах создавались подсобные предприятия и мастерские.
Для сокращения потребности в рабочей силе строительные организации разработали мероприятия по механизации ремонтных работ. В апреле 1946 г. общегородская техническая конференция приняла решение: в течение года добиться сокращения потребности в рабочей силе путем механизации рабств целом на 15%, по санитарно-техническим работам—на 18, малярным—на 20, подъемно-транспортным — на 22 %. В том же году в Москве была создана городская машинопрокатная база, насчитывавшая более 2 тыс. различных машин и механизмов. Значительную помощь строителям оказывали промышленные предприятия столицы.
Объем ремонтных работ возрастал из года в год. В 1945 г. на ремонт домов было израсходовано более 100 млн. руб., в 1946 г. эти затраты увеличились до 142 млн., а в 1950 г. они составили 270 млн. руб. За пять лет (1946—1950 гг.) на ремонт было затрачено 1073 млн. руб. За это время в Москве было восстановлено и отремонтировано более 25 тыс. домов. В первые три года после войны были восстановлены и отремонтированы все системы центрального отопления, водопровода и канализации, а 638 домов переведены с печного отопления на центральное.
Важнейшей частью плана первой послевоенной пятилетки было новое жилищное и культурно-бытовое строительство. В 1949 г. был достигнут довоенный уровень строительства. Однако этот уровень был крайне низким и не соответствовал возросшим нуждам Москвы. Первую послевоенную пятилетку по строительству жилья удалось выполнить лишь на 48,7%.
Медленное развертывание строительства жилья объяснялось прежде всего неподготовленностью городских проектных и строительных организаций и промышленности строительных материалов к большому объему работ. Проектные организации были маломощны и не имели экономичных типовых проектов жилых домов, а также индустриального производства строительных деталей. Повсеместно велось «штучное», индивидуальное проектирование зданий.
Существовавшая до войны слаженная, мощная система архитектурно-проектных мастерских Московского Совета, имевших в своем составе наиболее квалифицированные кадры советских зодчих, в период войны распалась. Накопленный до войны опыт проектирования предали забвению. Проектные и планировочные организации оказались не в состоянии разработать комплексные проекты застройки города, что привело к неправильному размещению и распылению строительства и задержке внедрения индустриальных методов строительства. По сравнению с довоенной мощность строительных организаций сократилась в 2,5 раза, почти в 4 раза уменьшилось число строителей.
Строительство жилых домов было разбросано по всей Москве, что исключало возможность применения индустриальных поточно-скоростных методов. При этом не только многоэтажные, но и малоэтажные дома строились по индивидуальным проектам. В 1948 г. из находившихся в строительстве 538 малоэтажных жилых домов 427 возводились по индивидуальным проектам и 111 — по типовым. На низком уровне находилась организация работ. На стройках почти повсеместно преобладал ручной труд. Особенно слабо были механизированы земляные работы, возведение стен, штукатурные, малярные и погрузочно-разгрузочные операции.
Основным строительным материалом оставался по-прежнему кирпич, да и его было недостаточно. Производство кирпича за годы войны сократилось в 5 раз. Совершенно прекратилось производство лицевого кирпича, мозаичных плиток. Увеличение выпуска строительных материалов требовало значительного времени. Еще в конце войны начались работы по реконструкции важнейших городских магистралей, связывающих Москву с другими районами страны. Проведение этих работ вызывалось тем, что большинство выездов из Москвы представляло собой узкие шоссе без тротуаров, водостоков и зелени. Естественно, что эти «ворота в город» не отвечали требованиям бурно растущей столицы и не гармонировали с новыми радиальными и кольцевыми магистралями Москвы.
Работы по реконструкции городских магистралей начались с Волоколамского шоссе, от его развилки с Ленинградским шоссе до моста Калининской железной дороги за каналом им. Москвы. Строители расширили на протяжении 4,5 км проезжую часть шоссе, построили два новых моста над путями Окружной и Калининской железных дорог. Вдоль шоссе пролегла новая трамвайная линия от Щукина до Тушина, связавшая этот промышленный пригород с Москвой. На Ленинградском шоссе был проложен правый проезд — от путепровода Белорусского вокзала до станции метро «Сокол», левый — от Беговой улицы до развилки Ленинградского с Волоколамским шоссе. Под Ленинградским шоссе, у станции метро «Сокол», был построен пешеходный переход. Проводились работы по реконструкции площади Белорусского вокзала. Построенный под Белорусским путепроводом тоннель позволил значительно улучшить городское движение в одном из сложнейших транспортных узлов столицы.
В годы послевоенного восстановления народного хозяйства в Москве началась реконструкция выездных шоссе. Были реконструированы Рязанское, Варшавское, Хорошевское, Можайское (ныне Кутузовский проспект), Ярославское (ныне проспект Мира), Калужское (ныне Ленинский проспект), Ленинградское (ныне Ленинградский проспект), Остаповское (ныне Волгоградский проспект), Рублевское шоссе и шоссе Энтузиастов.
Реконструкция выездных магистралей столицы представляла собой большой комплекс работ, включающий строительство новых и реконструкцию старых путепроводов, перекладку сетей подземных коммуникаций, прокладку водостоков, перепланировку шоссе и устройство новых асфальтобетонных покрытий шириной от 18 до 36 м, озеленение, устройство наружного освещения и многие другие работы.
Коренная реконструкция выездных путей из Москвы и последующая застройка их многоэтажными домами превратили эти пути в первоклассные магистрали города. Значительно повысилась пропускная способность дорог. Тогда же развернулось строительство новых и реконструкция старых автомагистралей. За сравнительно короткий срок была построена автомагистраль Москва — Симферополь. В соответствии с генеральным планом реконструкции Москвы в 1945 г. были сняты трамвайные пути с центральных площадей и улиц. Большие работы в 1947 г. проводились по комплексной реконструкции магистрали Неглинная улица — Цветной бульвар — площадь Коммуны. В 1948 г. была проложена новая радиальная магистраль от Садового кольца до Окружной железной дороги, в которую вошли Зубовская и Большая Пироговская улицы, площадь Десятилетия Октября и Лужнецкий проезд. Подверглись реконструкции примыкающие к этой магистрали Клиническая улица, проезд Новодевичьего поля и др. В 1946—1950 гг. проведена реконструкция улиц, соединяющих между собой радиальные магистрали: Беговой, Большой Грузинской и Лесной, Сущевского вала, проездов Бульварного кольца от Кропоткинских ворот до площади Пушкина.
За первое послевоенное пятилетие в Москве было построено и реконструировано 3074 тыс. кв. м усовершенствованных дорог. За это же время строители проложили более 70 км новых водостоков ливневой канализации.
Серьезное значение для благоустройства города имели работы по реконструкции путей трамвая. В течение 1946—1950 гг. было реконструировано более 100 км трамвайных путей с заменой старых рельсов на рельсы железнодорожного типа и укладкой их на бетонное и щебеночно-такелажное основание.
В годы первой послевоенной пятилетки в Москве было положено начало сплошной газификации жилых домов, а также культурно-бытовых и коммунальных предприятий. Для выполнения этих работ была создана специальная строительная организация — Мосгазстрой. Начиная с июля 1946 г., столица ежемесячно стала получать около 40 млн. куб. м саратовского газа. Ресурсы газа в городе сразу увеличились в 6 раз. Это позволило газифицировать за первые пять послевоенных лет 211 тыс. квартир. К 1950 г. 75% населения Москвы пользовалось газом.
В четвертой пятилетке возобновилось прерванное войной строительство коксогазового завода под Москвой, начались подготовительные работы по строительству Щекинского газового завода и газопровода Тула — Москва. Значительные работы проводились и по расширению теплоцентралей. Было построено 115 км тепловых сетей и теплофицировано 1536 зданий. С развитием газификации и теплофикации города резко изменилась структура топливного баланса. К 1950 г. завоз дров в Москву сократился в 2 раза. Удельный вес газа в топливном балансе увеличился с 1,7 до 20%.
За успешное выполнение задания партии и правительства по газификации города Управление Мосгазстроя было награждено орденом Ленина. Награды получили 998 рабочих и инженерно-технических работников столицы.
Успешно продолжало развиваться в послевоенные годы водопроводно-кана-лизационное хозяйство Москвы. Увеличилась мощность Восточной и Черепковской водопроводных станций. Только в районах новой застройки было проложено 100 км водопроводных магистралей и сетей. В годы четвертой пятилетки закончилось строительство Люблинской станции биологической очистки сточных вод и началось строительство Курьяновской станции аэрации.
Москва с каждым днем становилась благоустроеннее и чище. К концу 1950 г. на уборке улиц и площадей было занято 1656 специальных машин — в 2 раза больше, чем в 1940 г. На московских заводах были изготовлены новые типы уборочных машин для города: роторные снегоочистители, автоснегопогрузчики, механические пескоразбрасыватели, мусоровозы и др. Это позволило заменить труд многих тысяч рабочих и повысить уровень механизации уборки улиц в зимнее время с 32 до 88%, а поливки улиц летом — с 63 до 100%. За успешное создание новых уборочных механизмов, их производство и массовое использование на уборке города группа ведущих московских конструкторов, инженеров и рабочих Управления благоустройства была удостоена Государственной премии.
В годы послевоенной пятилетки в столице успешно продолжалось строительство четвертой очереди метрополитена — кольцевой линии. Первый участок линии — от Курского вокзала до Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького — вступил в строй 1 января 1950 г. В 1946 г. были построены подземный переход между площадью Революции и площадью Свердлова и переход Библиотека им. В. И. Ленина — улица Калинина.
За пять лет в 2 раза увеличился подвижной состав метрополитена. Значительно возросла частота движения поездов. Вместо четырехвагонных составов на линии стали курсировать поезда из шести вагонов.
Большой вклад в восстановление городского транспорта внесла московская промышленность. На многих предприятиях столицы было организовано производство новых, более комфортабельных и технически более совершенных троллейбусов и автобусов. Старый подвижной состав был капитально отремонтирован и модернизирован. В 1946—1950 гг. столица получила 456 новых трамвайных вагонов, 363 троллейбуса и 646 автобусов. За пятилетие было построено более 384: 70 км новых троллейбусных линий, 25 км трамвайных линий, а длина автобусных маршрутов увеличилась почти в 11 раз и достигла 1693 км. В июле 1950 г. началось автобусное и таксомоторное движение по новой автостраде Москва — Симферополь протяжением 1414 км.
Большой размах в послевоенные годы получили работы по озеленению Москвы. Весной 1945 г. коллектив рабочих и служащих завода «Нефтегаз» обратился к трудящимся Москвы с призывом широко развернуть работы по благоустройству и озеленению территории родного города. Призыв нашел большой отклик среди москвичей. 700 тыс. человек вышли украшать свой город. Только в течение года в столице было посажено 260 тыс. деревьев и 1130 тыс. кустарников, создано 66 новых скверов, на площади 220 га разбиты газоны.
В 1945 г. начались работы по реконструкции Тверского и Страстного бульваров, в 1946 г.— Гоголевского, Никитского, Нарышкинского (ныне Петровского), Рождественского, Сретенского, Чистопрудного, Яузского бульваров. В течение 1945—1947 гг. на бульварах было посажено 4 тыс. деревьев и свыше 130 тыс. кустарников.
В эти же годы Моссоветом были приняты меры по планомерному озеленению центра и важнейшихмагистралейгорода. На состоявшейся во второй половине 1947 г. сессии Московского городского Совета депутатов трудящихся был утвержден план озеленения Москвы на 1948—1950гг. Осенью 1947г. в виде опыта на Театральном проезде, в Охотном ряду (ныне проспект Маркса) и на Советской площади были посажены липы в возрасте 35—40 лет, а на Неглинной улице — в возрасте 18— 20 лет. Все они хорошо привились, прекрасно перенесли зиму 1947/48 г. В последующие годы были озеленены улица Горького, Манежная и Красная площади, Охотный ряд, Моховая улица (ныне обе последние улицы носят общее название — проспект Маркса), площадь Революции, площадь Дзержинского, Садовое кольцо, набережные Москвы-реки и Водоотводного канала, Ленинградское шоссе, Большая Дорогомиловская улица, Можайское шоссе (ныне Кутузовский проспект), 1-я Мещанская улица и Ярославское шоссе (ныне проспект Мира), а также выезды из Москвы на загородные магистрали, большое число дворов, школьных и больничных участков, территорий предприятий, учреждений и высших учебных заведений. Всего за 1946—1950 гг. было озеленено 87 магистралей и улиц, реконструировано 57 бульваров и скверов общей площадью 88 га. Кроме того, создано 155 новых бульваров и скверов общей площадью 70 га. За это же время посажено ИЗО тыс. деревьев и 5660 тыс. кустарников.
Большие работы по благоустройству и озеленению проводились в городских парках культуры и отдыха — Центральном им. М. Горького, Измайловском, Сокольническом, им. Ф. Э. Дзержинского, Петровском, в пригородных парках — Кузьминском, Кусковском, Хорошевском — Серебряном бору, а также в парках Ленино-Дачное, Покровско-Стрешнево, Фили—Кунцево. Расширилась производственная база озеленительных работ. В 1951 г. площадь питомников по сравнению с 1940 г. увеличилась в 2,5 раза, оранжерей — на 51 %, парников — на 76%.
В эти годы была построена первая очередь Измайловского цветочного комбината, организована школа длительного выращивания деревьев и кустарников на землях Битцевского лесопарка, значительно расширен принадлежащий городу Черноморский комбинат субтропических и луковичных растений.
К 1949 г. основные отрасли городского хозяйства в своем развитии достигли довоенного уровня, а в 1950 г. значительно превзошли его. Жилой фонд города в 1950 г. по сравнению с 1940 г. вырос на 14%, потребление тепла теплоэлектроцентралей жилищно-коммунальным хозяйством увеличилось в 4 раза, газа -в 3,6 раза, мощность водопровода возросла на 45%, очистных сооружений канализации — на 31 %; протяжение линий метро увеличилось на 86 %, троллейбуса -на 35, маршрутов автобусов — на 62, площадь асфальтированных проездов города — на 43, мощность прачечных — на 26%.
Только социалистическая система планового хозяйства, все возрастающая мощь социалистической экономики, самоотверженный труд советских людей, руководимых Коммунистической партией, способны были в такой короткий срок не только ликвидировать последствия войны, но и добиться дальнейшего роста всех ведущих отраслей хозяйства столицы.

Жилищное и культурно-бытовое строительство


Темпы жилищного строительства в Москве, достигнутые за 1946—1950 гг., не решали жилищной проблемы. В столице по-прежнему ощущался острый недостаток жилья. Положение осложнялось тем, что население города в послевоенный период продолжало быстро увеличиваться.
Если в Москве по данным переписи 1939 г. число жителей составляло 4542 тыс., то к концу 1965 г. оно увеличилось почти до 6500 тыс.
Только за первое послевоенное пятилетие общий прирост населения столицы составил 572 тыс. человек.
Успешное осуществление послевоенного пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР, особенно тяжелой индустрии, открыло новые возможности для дальнейшей реконструкции Москвы, улучшения жизненных условий ее населения.
В соответствии с постановлением Центрального Комитета партии и Совета Министров СССР, МК партии и Московский Совет депутатов трудящихся разработали новый генеральный план реконструкции Москвы на 1951 —1960 гг., который был утвержден Советом Министров СССР. План предусматривал комплексное развитие Москвы и ее городского хозяйства, обеспечивающее за 10 лет достижение более высокого уровня благоустройства и санитарного состояния города.
Осуществление новых грандиозных работ по реконструкции города стало в центре внимания всех партийных и советских организаций Москвы. Для успешного выполнения генерального плана реконструкции Москвы требовалось в первую очередь коренным образом улучшить организацию строительства, широко применять индустриальные методы, устранить серьезные недостатки в работе проектных организаций. До 1950 г. проектирование было крайне распылено: составлением проектов в Москве занималось 350 проектных организаций. Большинство их не располагало необходимыми квалифицированными кадрами, имеющими опыт проектирования жилых домов.
Чтобы ликвидировать эту распыленность в 1951 г. были принять; меры по укрупнению проектных организаций и ликвидации мелких проектных контор. Кроме того, было организовано Архитектурно-планировочное управление г. Москвы.
На Архитектурно-планировочное управление были возложены осуществление руководства архитектурно-планировочным и проектным делом, координация всех вопросов по застройке Москвы и пригородной зоны, а также контроль за строительством, независимо от ведомственной подчиненности застройщиков. В составе Архитектурно-планировочного управления были созданы Институт генерального плана Москвы, Институт по проектированию жилищно-гражданского строительства в Москве (Моспроект) с 13 архитектурно-проектными мастерскими (число мастерских потом увеличилось до 15), Специальное архитектурно-конструкторское бюро для разработки типовых проектов жилых домов, школ и больниц, Мосгоргеотрест и Инспекция государственного архитектурно-строительного контроля. Для регулирования текущей застройки и благоустройства районов столицы в соответствии с утвержденным генеральным планом города были созданы отделы районных архитекторов Москвы и пригородной зоны.
Для рассмотрения проектов зданий и сооружений при Архитектурно-планировочном управлении был учрежден Архитектурно-строительный совет, а при МГК КПСС восстановлена работавшая до войны Архитектурно-планировочная комиссия (Архплан). В состав комиссии вошли виднейшие архитекторы, специалисты городского строительства, руководящие работники партийных и советских организаций.
Основным творческим звеном по проектированию зданий и сооружений стали архитектурно-проектные мастерские Моспроекта, за каждой из которых были закреплены определенные магистрали, площади, набережные и отдельные территории, подлежащие застройке.
Мастерские возглавили выдающиеся зодчие нашей страны, действительные члены Академии архитектуры К. С. Алабян (1-я мастерская), А. В. Власов (3-я мастерская), В. Г. Гельфрейх (4-я мастерская), М. В. Посохин (9-я мастерская), Д. Н. Чечулин (13-я мастерская) и др.
Реорганизация архитектурно-планировочного аппарата, концентрация почти всего проектирования жилых и общественных зданий в Моспроекте не замедлили сказаться — строительное дело в Москве значительно улучшилось. Архитектурно-планировочное управление развернуло большую работу по планировке отдельных районов и города в целом, а также по комплексной разработке проектов планировки и застройки отдельных кварталов, магистралей, площадей и набережных, включая вопросы благоустройства, строительства инженерных коммуникаций и сети культурного, медицинского, торгового и бытового обслуживания населения.
Развитие индустриальных методов строительства настоятельно требовало скорейшей разработки полноценных экономичных типовых проектов жилых домов, школ, больниц, зданий для детских учреждений и других объектов культурно-бытового назначения с применением сборных узлов, конструкций и деталей заводского изготовления. К разработке таких проектов приступило специальное архитектурно-конструкторское бюро. Однако создание новых типовых проектов шло медленно.
В 1954 г. по типовым проектам в Москве было построено всего лишь 18% жилой площади, за что московские проектные организации и исполком Моссовета подверглись критике в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 г. «О ликвидации излишеств в проектировании и строительстве». В 1956 г. Госстрой СССР утвердил унифицированную планировочную секцию, отобранную на всесоюзном конкурсе; она была положена в основу разработки типовых экономичных жилых домов с малометражными квартирами, рассчитанными на одну семью. В сентябре 1957 г. исполком Моссовета утвердил новую обязательную для всех организаций города номенклатуру типовых проектов жилых домов, состоящую из восьми серий (двух крупноблочных, четырех панельных и двух кирпичных), на основе которых разработаны и введены в действие новые каталоги сборных железобетонных конструкций и других изделий для индустриального строительства. В 1957 г. мастерской № 7 Моспроекта под руководством инженера В. Лагутенко был разработан проект дома из крупных панелей, изготовление которого полностью производилось в заводских условиях в специально сконструированных кассетных машинах. В это же время институт Гипростройиндустрия под руководством инженера А. Сусникова создал проект дома с многослойными наружными панелями. Изготовление всех конструкций этого дома также производилось на заводах по кассетной технологии.
Большое значение для дальнейшего развития жилищного строительства имели сконструированные в 1956—1957 гг. группой инженеров во главе с Н. Козловым станы для изготовления гипсобетонных перегородок и железобетонных стеновых панелей и перекрытий методом непрерывного проката.
За создание прогрессивных индустриальных конструкций для полносборного домостроения Н. Козлову, В. Лагутенко и А. Сусникову в 1961 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Широкое распространение получили в Москве новые типы пяти- и девятиэтажных жилых домов из крупных шлакобетонных блоков. Дома с малометражными квартирами, построенными по новым проектам, дали возможность перейти на заселение квартир одной семьей. Уже в 1961 г. около 90% всех семей, получивших жилую площадь, въехали в отдельные квартиры. Однако в жилищном строительстве имелись и недостатки. Они проявились в чрезмерном увлечении строительством пятиэтажных жилых домов с неудачно спланированными смежными комнатами, с небольшими прихожими и кухнями, с совмещенными санузлами. Строительство малоэтажных домов привело к неэкономному использованию земельных участков, растянуло коммуникации города. При осуществлении массового строительства крупнопанельных жилых домов строительные организации в ряде случаев допускали низкое качество работ, особенно при заделке стыков между панелями.
Для внедрения индустриальных, поточно-скоростных методов в строительство необходимо было наряду с перестройкой деятельности проектных организаций создать качественно новую производственную базу строительной индустрии.
В первые годы пятой пятилетки по инициативе Московского комитета партии и Моссовета в Москве начались работы по строительству новых и реконструкции 15 ранее построенных заводов по производству железобетонных изделий, 9 заводов по производству керамических блоков и облицовочных плит, 10 крупных механизированных карьеров по добыче бутового камня, гравия и щебня, 3 крупных заводов изоляционных материалов. За 1951—1955 гг. на сооружение новых заводов железобетонных изделий и реконструкцию старых было израсходовано 500 млн. руб. В результате основные промышленно-производственные фонды предприятий исполкома Моссовета возросли в 2,5 раза.
Особое внимание было обращено на развитие производства сборного железобетона. В течение пятой пятилетки в Москве были построены мощные, оснащенные современной техникой, с поточно-конвейерным методом производства Люберецкий и Московский комбинаты железобетонных изделий. Проектная мощность каждого из них составляла 120 тыс. куб. м готовых изделий в год. Два эти комбината стали выпускать железобетонных изделий почти в 3 раза больше, чем давали в 1950 г. все предприятия промышленности строительных материалов столицы.
Широкое применение в строительстве железобетонных конструкций и деталей, изготовленных на заводах, сократило расход металла, леса, ускорило темпы строительства, повысило производительность труда строителей. В пятой пятилетке вошли в строй крупные заводы по производству керамических плит для облицовки фасадов зданий, санитарно-технических и метлахских плит: Кучинский, Кудиновский, Буньковский и Катуарский. Коренным образом были реконструированы Московский керамико-плиточный и Тучковский керамический заводы. Керамические заводы стали в больших количествах выпускать фасадную керамику, канализационные трубы, коллекторные блоки, лицевой кирпич, ковровую мозаику.
Значительное увеличение выпуска облицовочного материала позволило отказаться от трудоемкой штукатурки фасадов и перейти на облицовку их долговечными и красивыми керамическими плитками. Увеличился выпуск гипсовой сухой штукатурки, гипсовых перегородочных и древесно-волокнистых плит.
Наряду с развитием предприятий по выпуску прогрессивных строительных материалов принимались меры по расширению и коренному техническому перевооружению кирпичных заводов. В 1950 г. заводы Москвы и Московской области выпустили 1403 млн. штук кирпича, а в 1955 г.— 2293 млн., в 1,5 раза больше.
К концу пятой пятилетки Москва располагала мощной, оснащенной новейшим оборудованием, промышленностью, способной в больших количествах поставлять стройкам крупноразмерные плиты, железобетонные стеновые панели, готовые лестничные марши и площадки, блоки для фундаментов, гипсоволокни-стые крупноразмерные плиты для межквартирных перегородок и т. п. С 1950 г. в Москве ежегодно стали проводиться строительные выставки новых конструкций, деталей, отделочных материалов, машин и механизмов.
В конце пятой пятилетки были также приняты меры по дальнейшему развитию в Москве производства железобетонвых конструкций и деталей для строительства. Это открыло новый этап в индустриализации строительства и развитии социалистической экономики, ускорило темпы промышленного, жилищного и культурно-бытового строительства. В Москве и Московской области было построено еще 27 заводов и полигонов по производству сборного железобетона; расширялись и реконструировались старые заводы.
В 1955 г. при исполкоме Моссовета было создано Главное управление сборного железобетона, в ведение которого перешло 26 заводов и 11 карьеров по добыче нерудных материалов. Только в результате их объединения, укрупнения и специализации выпуск сборного железобетона в 1956 г. увеличился на 350 тыс. куб. м. В конце 1958 г. в соответствии с решением Совета Министров СССР при Мосгорисполкоме создано Главное управление промышленности строительных материалов, которому было передано 90 предприятий по производству строительных конструкций, изделий и материалов. Это позволило упорядочить руководство предприятиями, ликвидировать ведомственные преграды, обеспечить комплексное развитие промышленности строительных материалов.
На основе единой технической политики в короткий срок было произведено техническое перевооружение предприятий. Вместо мелких, отсталых заводов, принятых от различных хозяйственных организаций, были созданы высокомеханизированные, специализированные производства, рассчитанные на массовый выпуск конструкций, материалов и изделий, необходимых для превращения строительного производства в непрерывный, механизированный поточный процесс сборки зданий из конструкций, узлов и деталей заводского изготовления. Средний размер предприятия по выпуску сборного железобетона увеличился с 12 тыс. кубометров в 1954 г. до 110 тыс. кубометров в 1961 г., или в 9 раз. Резко возросла производительность труда рабочих. Все это позволило провести снижение оптовых отпускных цен на строительные материалы, что явилось важнейшим фактором снижения стоимости жилищного и культурно-бытового строительства в Москве.
Большое внимание Московский комитет партии и исполком Моссовета уделяли росту и укреплению кадров строительных организаций. На стройки Москвы пришли десятки тысяч молодых рабочих и инженерно-технических работников. Число рабочих, занятых на строительно-монтажных работах во всех организациях Москвы, увеличилось с 179 тыс. в 1950 г. до 231 тыс. в 1955 г.; по сравнению с 1940 г. численность рабочих возросла в этой отрасли городского хозяйства более чем в 1,5 раза.
В годы пятой пятилетки в Москве были заложены основы индустриального строительства зданий. В 1949 г. на Хорошевском шоссе впервые в столице возник целый квартал четырехэтажных жилых домов из строительных элементов, изготовленных на заводах. На строительной площадке производились только монтаж и окончательная отделка зданий. Вес этих домов сократился против кирпичных более чем в 2 раза, а сроки строительства - более чем в 3 раза. В 2 раза уменьшились затраты труда, наполовину сократилась потребность в квалифицированной рабочей силе.
В июле 1950 г. на Беговой улице началось строительство поточно-скоростными методами девятиэтажного дома с самонесущими стенами из керамических блоков и сборным железобетонным каркасом. При строительстве этого дома было достигнуто облегчение веса здания на 23,3%, значительно сокращены трудоемкость и расход металла и леса.
В 1951 г. на Скаковой улице по проекту архитекторов М. Посохина, А. Мндо-янца и В. Лагутенко был построен многоэтажный дом с колоннами из сборного железобетонного каркаса высотой в два этажа, с наружными стенами в виде самонесущих железобетонных простеночных и оконных блоков.
Конструктивное решение и организация строительства этого дома были шагом вперед в практике индустриализации строительства. По проекту тех же авторов в 1954 г. на Песчаной улице началось строительство пяти многоэтажных каркасно-панельных домов общей площадью в 42 тыс. кв. м. В том же году из крупных блоков была построена школа, а в 1955 г.— больница. С 1956 г. все школьные здания, а затем здания поликлиник и больничных корпусов стали строиться из крупных блоков.
За коренное усовершенствование жилищного строительства на основе внедрения индустриальных поточно-скоростных методов бригадиру штукатуров строительного управления треста «Мосжилгорстрой» И. Кутенкову, начальнику управления жилищного строительства Мосгорисполкома Светличному, а также большой группе инженеров и архитекторов в 1950 г. были присуждены Государственные премии.
Широкое применение сборного железобетона, крупноразмерных конструкций и деталей потребовало технического перевооружения строительных организаций, оснащения их новой техникой. За 1950—1954 гг. парк башенных кранов четырех строительных управлений Моссовета увеличился в 4,5 раза, число экскаваторов возросло в 1,6 раза, бульдозеров — в 2,5 раза, компрессоров — в 2 раза. В 1955 г. в распоряжении строителей Москвы имелось 600 башенных кранов, 300 экскаваторов, 250 бульдозеров, 400 автомобильных и дорожных кранов.
Однако достигнутые в строительстве успехи не решали еще всех вопросов внедрения индустриальных методов. Массовую индустриализацию строительства жилых и гражданских зданий невозможно было осуществить силами мелких строительных организаций. До 1954 г. строительство в Москве осуществлялось многочисленными строительно-монтажными организациями, находившимися в ведении 44 министерств и ведомств. В застройке отдельных районов Москвы участвовало до 20 различных мелких строительных организаций, уровень организации строительного производства в них был низким, средства распылялись.
Решить задачу индустриализации строительства можно было только путем ликвидации мелких и создания крупных специализированных организаций. В апреле 1954 г. при Мосгорисполкоме было создано Главное управление по жилищному и гражданскому строительству — Главмосстрой,— на которое было возложено строительство жилых домов, школ, больниц, детских учреждений, культурно-бытовых и административных зданий и сооружений, коммунальных и торговых предприятий. В состав Главмосстроя было передано 53 строительных треста, 255 строительных управлений и более 600 различных самостоятельных производственных и подсобно-вспомогательных предприятий и хозяйств.
Главмосстрой осуществил ряд мероприятий по улучшению строительного дела. Прежде всего были ликвидированы мелкие строительные организации, предприятия и хозяйства, что дало экономию более 20 млн. руб. в год. На их базе были созданы крупные тресты и строительно-монтажные организации, объединенные специализированными управлениями Главмосстроя. Укрупненные общестроительные тресты закреплялись за определенными районами застройки. Были укрупнены все хозяйственные подразделения и предприятия Главмосстроя. Для непосредственного руководства общестроительными трестами было создано пять территориальных управлений Главмосстроя.
Используя опыт поточно-скоростного строительства жилых домов в 1939— 1940 гг. на Большой Калужской улице (ныне Ленинский проспект) и в послевоенное время на Песчаных улицах, Главмосстрой осуществил поточно-скоростное строительство жилых домов в районе Песчаных улиц и юго-запада Москвы общей площадью около 200 тыс. кв. м. Только в Юго-Западном районе трест «Мос-жилгорстрой» в 1955 г. за девять месяцев (вместо двух с половиной лет по плану) построил жилые корпуса общей площадью 50 тыс. кв. м. При этом трудовые затраты на строительство сократились на 30%, себестоимость 1 кв. м жилой площади снизилась на 3% сметной стоимости; вдвое сократились затраты на эксплуатацию основных механизмов. С 1955 г. начало осуществляться поточно-скоростное строительство комплекса жилых домов в Юго-Западном районе общей площадью более 600 тыс. кв. м.
Главмосстрой стал основным застройщиком столицы. На его долю приходилось 2/3 жилищного строительства, все школьное строительство, почти все больничное строительство, а также сооружение подземных и надземных коммуникаций, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. За первые два года своей деятельности (1954—1955) строительные организации, вошедшие в состав Главмосстроя, увеличили ввод в эксплуатацию жилой площади на 44,5%, школьных зданий — на 69,6, больничных корпусов — на 40%. При этом выработка на одного рабочего на строительно-монтажных работах возросла на 31%.
Коммунистическая партия и Советское правительство высоко ценят труд строителей. В их честь Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 сентября 1956 г. был установлен День строителя, который ежегодно празднуется во второе воскресенье августа.
По мере расширения производства домов из прогрессивных, индустриальных конструкций с каждым годом возрастал в жилищном и культурно-бытовом строительстве и удельный вес полносборных зданий, целиком изготовленных на заводах. В 1957 г. в Москве было возведено только 105 тыс. кв. м, или 5,8%, таких домов, а в 1964 г. из прогрессивных конструкций построено 2324 тыс. кв. м жилой площади. Подсчеты городской плановой комиссии показали, что для выполнения плана жилищного строительства по старым типовым проектам, рассчитанным на строительство домов из кирпича, только в 1961 г. потребовалось бы дополнительно около 30 тыс. рабочих.
Значительно продвинулось вперед за эти же годы техническое перевооружение строительных организаций, оснащение их новейшими машинами и механизмами. К концу 1981 г. на вооружении московских строителей имелось свыше 1750 экскаваторов, 1520 башенных кранов, 1502 бульдозера, 2634 автомобильных и гусеничных крана. В 1961 г. в Москве по примеру ленинградцев был создан первый домостроительный комбинат. В него вошли Ростокинский, Краснопресненский и Хорошевский заводы, каждый из которых специализировался на производстве определенных деталей крупнопанельного дома. Домостроительный комбинат стал промышленно-строительной организацией, осуществляющей весь комплекс работ — от производства деталей на заводах до монтажа, отделки и сдачи в эксплуатацию готового к заселению дома. Это вызвало коренные изменения в организации строительства. Входящие в состав домостроительного комбината монтажные управления были закреплены за определенным районом массовой застройки.
Новая форма организации строительства дала большой экономический эффект. Сократился срок строительства домов, снизились затраты труда по возведению надземной части здания на 1 кв. м жилой площади, возросла выработка. Важнейшим фактором улучшения строительного дела в Москве был переход трестов Главмосстроя от возведения отдельных домов и кварталов к комплексной застройке микрорайонов и крупных жилых массивов. Это значительно ускорило темпы строительных работ. Уже в 1961 г. Главмосстрой построил и ввел в эксплуатацию 2,1 млн. кв. м жилой площади, или в 3,5 раза больше, чем в 1955 г. Выработка на одного рабочего в эти годы возросла в 2,1 раза.
Успехи московских строителей были высоко оценены партией и правительством. 1 февраля 1957 г. Указами Президиума Верховного Совета СССР тресты «Мосжилстрой», «Строитель» и «Мосотделстрой» были награждены орденами. Ордена и медали получили 2260 особо отличившихся работников строительных и специализированных организаций, в том числе 1124 работника организаций Глав-мосстроя. 12 лучшим работникам строительной индустрии столицы присвоено звание Героя Социалистического Труда. Этого высокого звания удостоились экскаваторщик П. В. Афонин, сварщик И. Д. Бондарев, слесарь И. Д. Воропаев, производитель работ М. И. Востров, каменщик А. М. Горев, обжигальщик кирпича И. С. Горяинов, старший производитель работ И. Л. Лукьянов, бригадир электромонтеров А. Я. Макарова, старший производитель работ С. И. Мурашов, мастер А. Ф. Овсянников, бригадир слесарей-монтажников И. И. Худяков и старший производитель работ Я. С. Фадеев. В числе награжденных орденом Ленина были председатель исполкома Моссовета Н. И. Бобровников, начальник Главмосстроя В. Ф. Промыслов, секретарь МГК КПСС Е. А. Фурцева, бывший председатель исполкома Моссовета М. А. Яснов и др. Орденом Ленина было награждено 117 человек, орденом Трудового Красного Знамени — 410 и орденом «Знак Почета» — 735 человек.
Наращивание мощностей промышленности, внедрение в строительство новых, более прогрессивных проектов и индустриальных методов возведения зданий позволили значительно ускорить темпы жилищного и культурно-бытового строительства.
В 1955 г. жилой площади было построено в 2 раза больше, чем в 1950 г. Задание генерального плана реконструкции Москвы по строительству жилья за 1951—1955 гг. было перевыполнено почти на 200 тыс. кв. м. Для того времени это был большой успех строителей. В 1951—1955 гг. новые квартиры получили свыше 600 тыс. москвичей. В 1955 г. исполком Моссовета утвердил трехлетний план размещения жилищного строительства на 1955—1957 гг. и задела на 1958 г. В плане предусматривалась концентрация жилищного строительства на основных магистралях, набережных и площадях. Намечалось освоение новых районов массовой застройки, особенно на Юго-Западе, в Измайлове, Текстильщиках. Большое строительство жилых зданий предусматривалось на Ленинградском проспекте, Большой Дорогомиловской улице, Кутузовском проспекте, проспекте Мира, Люсиновской улице, улице 1905 года, Беговой улице, Новой Башиловке, Нижней Масловке и др.
В 1955 г. началась коренная реконструкция Шереметьевской улицы, сопровождавшаяся постройкой новых мостов через пути Калининской и Октябрьской железных дорог. С окончанием этих работ Москва обогатилась новой первоклассной магистралью, соединившей центр города через Неглинную улицу, Цветной бульвар, площадь Коммуны, Шереметьевскую улицу с парком культуры и отдыха им. Ф. Э. Дзержинского, Выставкой достижений народного хозяйства СССР и Главным ботаническим садом Академии наук СССР.
Особенно крупные работы проводились в Юго-Западном районе. Центральное место здесь заняло высотное здание Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова на Ленинских горах. Строительство жилых домов в этом районе началось в 1952 г. и велось поточно-скоростным методом.
Уже первые строительные площадки на Юго-Западе превратились в подлинные лаборатории, в которых велась отработка всех организационных принципов и технических методов комплексного скоростного строительства жилых домов. Полученный опыт помог строителям еще шире развернуть работы по освоению новога района, который по праву можно считать одной из наиболее благоустроенных частей социалистической Москвы.
Значительное место в строительстве Москвы по объему работ, денежным, материальным и трудовым затратам в годы четвертой и пятой пятилеток заняло сооружение высотных зданий. Оно было задумано их авторами как образец многоэтажного строительства. Однако в угоду форме, силуэту в сооружении этих зданий были допущены большие излишества. ЦК КПСС и Совет Министров СССР 4 ноября 1955 г. приняли в связи с этим специальное постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
В соответствии с директивами XX съезда КПСС был разработан план дальнейшего развития городского хозяйства и реконструкции Москвы. В 1956—1960 гг. в Москве намечалось ввести в эксплуатацию 11,2 млн. кв. м жилой площади как в районах новостроек, так и на свободных территориях центра, где сносились старые дома. На основных магистралях города должны были быть размещены новые жилые дома площадью 4 млн. кв. м. Такими магистралями были улица Горького — Ленинградский проспект, Кутузовский и Ленинский проспекты, проспект Мира, Щербаковская улица, Фрунзенская, Симоновская, Кожуховская набережные и набережная Шевченко, площади Советская, Курского вокзала, развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе и др. Часть строительства размещалась на участках с большим числом ветхих домов и бараков, подлежащих сносу (Грузинские улицы, Марьина Роща, Кожухово, Ухтомские улицы, Рубцовская набережная и др.).
Однако большая часть нового жилищного строительства (2/3) должна была вестись на свободных от застройки территориях города. Массовое строительство жилых домов осуществлялось в комплексе со строительством школ, поликлиник, магазинов, предприятий общественного питания, подземных и надземных коммуникаций (дорог, водопровода, канализации, газовых и тепловых сетей) и благоустройством застраиваемой территории.
Такое размещение строительства, основой которого является микрорайон, позволило вести застройку более организованно, быстро и экономно, создало условия для правильного расселения населения и разуплотнения центра города.
В течение 1956—1960 гг. намечалось построить 230 школ, больниц на 17200 коек, кинотеатров на 25 тыс. мест, детских садов и яслей на 51 тыс. мест, театр на 1227 мест, спортивных сооружений на 150 тыс. мест, гостиниц на 5788 номеров. За это же время надо было уложить 850 км водопроводных магистралей, канализационных коллекторов и сетей, 803 км газовых сетей, 200 км тепловых сетей, 60 км трамвайных и 132 км троллейбусных линий, а также заасфальтировать 5100 тыс. кв. м дорог.
За 1956—1958 гг. в реконструкцию Москвы было вложено 19587 млн. руб., или почти на 0,5 млрд. руб. больше, чем за всю пятую пятилетку. Это позволило ввести в действие за три года 5940 тыс. кв. м жилой площади — больше, чем за четвертую и пятую пятилетки вместе взятые. К XXI внеочередному съезду КПСС, т. е. почти на два года раньше, чем намечалось планом, строители столицы выполнили задание, предусмотренное генеральным планом реконструкции Москвы на 1951—1960 гг.
Значительное число домов строилось для рабочих коллективов важнейших промышленных предприятий и строительных организаций Москвы. Московский городской комитет партии и исполком Моссовета совместно с Госэкономкомис-сией СССР исключили из программы Главмосстроя строительство различных административных зданий и второстепенных объектов более чем на 200 млн. руб. и вместо них включили в программу строительство дополнительно свыше 90 жилых домов для работников заводов «Серп и молот», им. Владимира Ильича, «Динамо», «Борец», «Красный пролетарий», «Красный богатырь», им. С. Орджоникидзе, «Каучук», фабрик «Парижская Коммуна», «Красная заря», комбината твердых сплавов, Краснохолмского комбината и др.
По примеру коллективов промышленных предприятий города Горького многие заводы и фабрики Москвы развернули строительство жилых домов хозяйственным способом. В 1956—1958 гг. силами Главмосстроя, строительных организаций министерств, ведомств и хозяйственным способом было построено около 70% всей жилой площади в городе. Большое значение для дальнейшего развития жилищного строительства в столице имело постановление Совета Министров СССР от 1 марта 1955 г. о строительстве в Москве жилых домов за счет местных финансовых источников.
Осуществление этого постановления подняло роль и ответственность районных Советов в жилищном строительстве. В 1955 г. исполкомы районных Советов построили 93 тыс. кв. м жилой площади, в 1956 г.— 207 тыс., в 1957г.— 276 тыс., в 1958 г.— 378 тыс. кв. м.
Огромный рост жилищного и культурно-бытового строительства и расширение работ по реконструкции города намечала семилетка. 50 млрд. руб. (в старом масштабе цен), или на 42,4% больше,чем было израсходовано на развитие городского хозяйства за предыдущее семилетие (1952—1958гг.), планировалось ассигновать на строительство жилых домов и культурно-бытовых учреждений в 1959—1965 гг.
В столице должно было быть построено 19,3 млн. кв. м жилой площади, или 600 тыс. квартир. Работники строительной индустрии приняли обязательства построить в Москве за семилетие сверх плана без дополнительных капитальных вложений 1 млн. кв. м площади. Таким образом, они обещали москвичам дать за семилетку на 2 млн. кв. м больше, чем было построено в столице за предыдущие 35 лет, начиная с 1923 г.
Строители Москвы, вызвав на социалистическое соревнование ленинградцев, с первых же лет семилетки взяли исключительно высокие темпы жилищного строительства. Уже в 1959 г. в столице было сооружено 2739 тыс. кв. м жилой площади, или в 2 раза больше, чем за всю первую послевоенную пятилетку. В 1960 г. в Москве было возведено 3034 тыс., а в 1961 г.— 3504 тыс. кв. м жилой площади. Таким образом, только за три года семилетки столица получила 9277 тыс. кв. м новой жилой площади (282 тыс. квартир) вместо 8059 тыс. кв. м, предусмотренных планом. Всего за семь лет (1959—1965 гг.) в Москве построено более 23 млн. кв. м жилой площади, или 770 тыс. квартир. В Москве в среднем на тысячу жителей ежегодно строится 18,5 квартир, в то время как в Нью-Йорке — 6, в Париже — 4, в Лондоне — 1. Для разуплотнения населения столицы москвичи приступили к строительству в районе станции Крюково, в 38 км от Москвы, первого города-спутника — Зеленограда. Здесь сооружается несколько микрорайонов. В каждом из них строятся школы, магазины, столовые, кинотеатры, а также различные предприятия и мастерские бытового обслуживания. Город-спутник будет иметь надежную и быструю транспортную связь со столицей.
Значительное развитие в послевоенные годы получило в столице кооперативное строительство жилых домов. В Москве созданы сотни новых кооперативов, для которых Главмосстрой построил в 1958—1961 гг. 106 тыс. кв. м жилой площади, а в 1962—1965 гг.— более 1300 тыс. кв. м.
Огромные масштабы строительных работ стали возможны прежде всего в результате систематического снижения сметной стоимости строительства и повышения эффективности капитальных вложений. Этому способствовали создание новых экономических проектов панельных и блочных зданий, организация массового серийного производства домов на заводах, развитие поточно-скоростного строительства на свободных территориях, а также организация монтажа и отделки зданий из готовых конструкций, узлов и деталей непосредственно на строительной площадке. Большое значение для решения жилищной проблемы имеет капитальный ремонт жилого фонда. За 1951 —1965 гг. на капитальный ремонт жилого фонда и его благоустройство в Москве было израсходовано несколько миллиардов рублей. За эти годы в столице капитально отремонтированы десятки тысяч домов.
В результате осуществления большой программы нового жилищного строительства, а также реконструкции старых зданий, жилые дома столицы в новых границах города по кольцевой автомобильной дороге были обеспечены к 1965 г. центральным отоплением на 87,5%, водопроводом — на 93, канализацией — на 92,3, ванными — на 72,7, газом — на 94,3%. Для сравнения можно указать, что в начале 1941 г. только 43,7% жилых домов столицы имели центральное отопление, 78 — водопровод, 74 — канализацию, 17,7 — ванны и 19,6% — газ. По уровню благоустройства жилого фонда Москва уже догнала такие города, как Париж, Лондон, Вену и многие другие столицы мира.
В соответствии с генеральным планом реконструкции Москвы с каждым годом возрастал и объем культурно-бытового строительства, особенно в районах массовой застройки. За 1951— 1965 гг. в Москве построено 559 школьных зданий, много поликлиник и больниц.
Большое внимание уделялось строительству детских садов и яслей, потребность в которых в послевоенное время резко возросла. За 1951—1965 гг. в Москве для детских садов и яслей построено около 2 тыс. зданий на 225166 мест. За послевоенные годы Москва обогатилась многими новыми учреждениями культуры. В 1958 г. в столице начал работать первый широкоэкранный панорамный кинотеатр «Мир», в 1961 г.— кинотеатр «Россия» на 2500 мест. К 41-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции открыл свои двери Кремлевский театр на 1200 мест. В 1957 г. Главмосстрой произвел полную реконструкцию Зеленого театра на 12 тыс. мест в Центральном парке культуры и отдыха им. М. Гор-кого, капитально перестроив сцену. В 1959 г. было закончено строительство здания Театра им. Моссовета. В течение одного лишь года (1960/61) строительные организации Главмосстроя с помощью строительно-монтажных организаций министерств возвели здание Кремлевского Дворца съездов объемом около 400 тыс. куб. м с залом на 6 тыс. мест. В 1961 г. закончилось строительство новых выставочных павильонов в Сокольническом парке культуры и отдыха, в 1962 г. на Ленинских горах завершена постройка городского Дворца пионеров, а в 1963 г. на Кутузовском проспекте — здания панорамы «Бородинская битва».
Большое место в послевоенных работах заняло строительство спортивных сооружений. Менее чем за 15 месяцев (апрель 1955 г.— июль 1956 г.) в Лужниках, на месте заболоченной территории площадью в 200 га был построен крупнейший в Европе комплекс спортивных сооружений. В его составе — главная спортивная арена с трибунами на 103 тыс. человек, малая спортивная арена на 15600 человек, детский стадион на 3 тыс. мест, открытый плавательный бассейн с трибунами на 13200 человек, футбольные и тренировочные поля, теннисные корты, спортивные площадки. В октябре 1956 г. здесь же было закончено строительство Дворца спорта на 17 тыс. человек. Арена Дворца спорта имеет универсальное назначение и быстро трансформируется для игры в хоккей, соревнований по боксу, баскетболу, а также для проведения массовых собраний и митингов.
На территории стадиона и подъездах к нему проложено 163 км водопровода, канализации, теплосетей, водостоков, построено 4,7 км гранитных и железобетонных набережных, заасфальтировано 914 тыс. кв. м дорог и тротуаров, посажено 26 тыс. многолетних деревьев и 175 тыс. кустарников. Для подсыпки низменной части территории Лужников и строительства различных сооружений пришлось выполнить 3 млн. куб. м земляных работ.
Строительство спортивного комплекса в Лужниках — большая победа советских инженеров, архитекторов, техников и рабочих. В Москве построен Дворец водного спорта в Первомайском районе, введены в действие открытый плавательный бассейн «Москва» на Кропоткинской площади и плавательный бассейн на Метростроевской улице, закрытые плавательные бассейны спортивных обществ «Динамо» и ЦСК МО на Ленинградском проспекте и Трудовых резервов — в Краснопресненском районе, спортивные сооружения на заводе им. И. А. Лихачева. Продолжалась реконструкция магистралей и площадей. На глазах у москвичей преображались улицы, расширялись площади, богаче и краше становился зеленый наряд столицы. Гордостью города стали в корне перестроенный в эти годы Ленинский проспект, новые магистрали — Комсомольский проспект и Юго-Западный район — Фили.
В ходе реконструкции города крупные работы ведутся по строительству новых и расширению существующих мостов и путепроводов. Сложные работы осуществлены, например, по расширению Бородинского моста через Москву-реку с устройством выездов на набережные. Работы выполнены на высоком техническом уровне: пристроенная часть органически слилась со старым мостом.
В конце 1953 г. был открыт для движения крупнейший путепровод на Ярославском шоссе (над путями Северной железной дороги) близ станции Северянин. Это одно из крупнейших инженерных сооружений, построенных в те годы, с применением железобетонных опор под металлическими пролетами моста. Длина путепровода — 1 км. На подходах к мосту построено 30 тыс. кв. м асфальтобетонных дорог. С постройкой путепровода ликвидированы постоянные «пробки» в движении транспорта в месте пересечения Ярославского шоссе с Северной железной дорогой. В том же году вступил в строй Ростокинский путепровод, связавший кратчайшим путем Сокольники с Ярославским шоссе. В связи с реконструкцией Ленинского проспекта в 1954 г. построен новый путепровод через Окружную железную дорогу у Калужской заставы. Были также сооружены два путепровода на шоссе Энтузиастов, Лизинский путепровод через реку Сетунь и ряд других, значительно улучшивших условия движения городского транспорта.
В 1953 г. созданием путепровода через Садовое кольцо у Крымского моста были завершены работы по соединению центра города через Комсомольский проспект и двухъярусный мост над Москвой-рекой прямым путем с Юго-Западным районом столицы. Одновременно с Крымским путепроводом закончилось строительство Новоарбатского моста через Москву-реку и Новоарбатской магистрали от Кутузовского проспекта до Садового кольца. Это была первая очередь работ по созданию новой прямой современной магистрали от центра города через улицу Калинина — Новый Арбат (ныне проспект Калинина) — Кутузовский проспект до Минского шоссе. Была также проведена реконструкция Остаповского шоссе со строительством трех путепроводов, Преображенской площади, части Большой Черкизовской улицы, Авиамоторной улицы, Дорогомиловской набережной. В 1961 г. закончилось строительство большого Автозаводского моста через Москву-реку у завода им. И. А. Лихачева. Всего за послевоенное время в столице построено и реконструировано 83 моста и путепровода.
В 1958 г. в Москве началось строительство транспортных и пешеходных пересечений, повысивших пропускную способность наиболее загруженных транспортных узлов и магистралей Москвы. За 1958—1965 гг. в городе построено 63 транспортных и 73 пешеходных тоннеля. После долгого перерыва, вызванного войной, в 1950 г. возобновились работы по реконструкции Яузы. Работу пришлось начинать с коренного пересмотра старого, довоенного проекта. В процессе реконструкции строители убрали под землю трассу канала между Электрозаводским и Матросским мостами. Вдоль реки построены железобетонные набережные, оформленные гранитным карнизом. Около набережных проложены широкие асфальтированные сквозные проезды с тротуарами и разделительной полосой в 3 м. Вся трасса, прилегающая к реке, благоустроена, реконструированы или заново построены мосты.
Весь комплекс работ по реконструкции Яузы закончен в 1958 г. По набережным открыто сквозное движение транспорта, разгрузившее ряд радиальных магистралей Москвы, в том числе улицы Карла Маркса, Спартаковскую, Бакунинскую и др.
Значительной реконструкции подверглись набережные Москвы-реки: Бережковская, Дорогомиловская, им. М. Горького, Котельническая, Краснохолмская, Краснопресненская, Лужниковская, Новодевичья, Фрунзенская. Они стали еще более благоустроенными и красивыми.
Никогда еще за всю свою многовековую историю Москва не переживала такого бурного развития, как в наши дни. Она непрерывно строится, растет, хорошеет. И нет сомнений в том, что в ближайшие годы она станет еще краше и величественнее.
Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили труд московских строителей. Пополнились ряды строителей, удостоенных высоких наград. За успехи в жилищном, культурно-бытовом строительстве, производстве строительных материалов и изделий, внедрении новых прогрессивных методов строительства, а также за возведение многих замечательных сооружений столицы Указом Президиума Верховного Совета СССР свыше Зтыс. наиболее отличившихся московских строителей в 1963 г. награждены орденами и медалями Советского Союза, а 11 лучшим присвоено звание Героя Социалистического Труда: Г. В. Ефимцеву, М. С. Косташу, Г. И. Ламочкину, Е. Е. Никонову, М. И. Приставке, К. П. Цупковой, Г. В. Масленникову, В. Т. Шшпову, В. Д. Полежаеву, И. Д. Филимонову, И. Н. Павлову.



Теория и практика
Кредиты могут быть разными. Попробуем разобраться в их главных отличиях и основных особенностях:

Ипотечный кредит >>

Автокредит >>

Потребительский кредит >>

Ломбардный кредит >>
Практически все крупные банки предлагают разнообразие кредитных карт. В чем их основные отличия?

См. подробности >>


Оценка кредитоспособности заемщика

Особенности страхования кредитов

Обеспечение исполнения обязательств по кредиту
Кому может быть предоставлен ипотечный кредит? Можно ли продать купленную квартиру до полного погашения кредита?

См. ответы на вопросы >>


Отказы по кредитам. Распространенные причины

Риск кредитования. Чем рискуют банки

Расчеты с помощью пластиковых карт


Особенности залога при ипотечном кредитовании

В магазин за экспресс-кредитом: покупки без денег

Ипотека для военнослужащих: как получить жилье

Главный риск заемщика - невыплаты по кредиту

Налоговый учет процентов по кредиту
   © При цитировании гиперссылка обязательна.