В состав небанковских кредитных организаций входят ломбарды, общества взаимного кредитования, кредитные союзы и др. организации.

См. подробности >>


Преимущества рефинансирования ипотечного кредита

Условия предоставления кредита под залог квартиры

Процентные ставки по кредитам и их значение


Автокредит по кредитной карте: схема предоставления

Автокредитование в Москве: тенденции авторынка

Экспресс автокредит: на что можно надеяться

Страхование автокредитов: условия и процентные ставки

Автомобили трейд ин: меняем старую машину на новую

Кто пользуется автокредитами с быстрым оформлением
На правах рекламы:


В первые годы семилетки


История Москвы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период
Издательство "Наука", М., 1967 г.
OCR www.kredit-moskva.ru

вернуться в оглавление раздела...

Большим событием в жизни народов СССР и всего социалистического лагеря был внеочередной XXI съезд КПСС. Известие о созыве съезда всколыхнуло всю страну. Только в Москве в обсуждении тезисов «О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 гг.» приняло участие свыше 1,5 млн. человек. Трудящиеся внесли большое число предложений в проект семилетнего плана.
XXI съезд КПСС москвичи встретили новыми замечательными успехами в труде. К открытию съезда 250 предприятий столицы досрочно выполнили январский план. Больших успехов добились и многие другие производственные коллективы. Съезд проходил в Москве в Большом Кремлевском дворце с 27 января но 5 февраля 1959 г. В его работе участвовали 1269 делегатов с правом решающего и 106 делегатов с правом совещательного голоса, представлявшие более 7622 тыс. членов и около 617 тыс. кандидатов в члены партии. Самой крупной на съезде была делегация Московской городской партийной организации, насчитывавшая 86 делегатов с правом решающего голоса.
Об огромном международном значении XXI съезда КПСС свидетельствовало присутствие на нем 70 делегаций зарубежных марксистско-ленинских партий. К его работе было приковано внимание всей мировой общественности.
Съезд подвел итоги жизни партии и народа за три года, прошедшие после XX съезда. Этот период характеризовался дальнейшим укреплением единства и монолитности рядов Коммунистической партии, восстановлением ленинских норм партийной жизни и принципов партийного руководства, укреплением связей партии с широкими массами трудящихся. Еще более возрос авторитет Коммунистической партии как вождя советского народа. Съезд определил, что главная экономическая задача, стоящая перед страной, заключается в ускоренном развитии народного хозяйства и прежде всего тяжелой промышленности, создании материально-технической базы коммунизма, дальнейшем укреплении экономической и оборонной мощи СССР. Решающая роль в создании материально-технической базы коммунизма принадлежит техническому совершенствованию производства, внедрению во все отрасли хозяйства новейших достижений науки и техники, электрификации и автоматизации, развитию химии, совершенствованию форм организации общественного труда.
В политической области главная задача, определенная съездом, состояла в дальнейшем укреплении советского социалистического строя, упрочении союза рабочих и крестьян, дружбы народов СССР, развитии советской демократии, повышении активности и самодеятельности народа и общественных организаций в строительстве коммунизма, усилении организаторской и воспитательной роли партии и социалистического государства.
В области идеологической партия должна была улучшить идейно-политическую работу, повысить коммунистическую сознательность трудящихся, особенно молодежи, воспитывать коммунистическое отношение к труду, чувство советского патриотизма и интернационализма, вести борьбу с буржуазной идеологией, с пережитками капитализма в сознании людей. XXI съезд утвердил контрольные цифры плана развития народного хозяйства СССР на семь лет (1959-1965 гг.). Семилетний план предусматривал дальнейший рост промышленности Москвы, оснащение ее новой техникой. К 1965 г. выпуск промышленной продукции на предприятиях Москвы должен был увеличиться на 37 %.
Как и в прежние годы, развитие промышленности Москвы в семилетке шло главным образом не за счет строительства новых предприятий, а за счет совершенствования техники и технологии производства на имеющихся предприятиях, оснащения их новыми станками и машинами, роста производительности труда. Только 7 % всех капитальных вложений за семилетку направлялось на новое строительство; причем строились главным образом предприятия пищевой и легкой отраслей промышленности, продукция которых шла на удовлетворение потребностей населения столицы (мясо-молочные изделия, безалкогольные напитки, мебель, предметы домашнего обихода).
90% всего прироста промышленной продукции за семилетие намечалось получить в результате повышения производительности труда, широкого внедрения на предприятиях новой техники, модернизации устаревшего оборудования, совершенствования технологии, реконструкции цехов и предприятий. За семь лет промышленности города предстояло освоить производство свыше 1 тыс. новых типов станков, машин, приборов. Менялась структура металлообрабатывающей и машиностроительной отраслей промышленности Москвы. Увеличивался удельный вес точного машиностроения, станкостроения, приборостроения, производства автоматических линий и станков. С производства снимались и передавались в другие районы некоторые виды тяжелого, громоздкого оборудования, требующего много металла и большого количества транспортных средств для перевозки готовой продукции: конструкции железнодорожных мостов, тяжелые подъемные краны, некоторые типы строительных и дорожных машин.
Значительно увеличивалось производство различного оборудования для химической и нефтяной отраслей промышленности. Особенно быстрыми темпами развивались радиотехника и электроника, значение которых в современных условиях необычайно возросло. Они находят свое применение в станках с программным управлением, где обработка сложнейших деталей автоматически регулируется и контролируется электронным «мозгом» без вмешательства человека, в автоматических линиях, межконтинентальных и космических ракетах, электронных счетных машинах, телевизорах и атомных реакторах, в устройствах телеуправления производственными процессами на расстоянии.
Планом предусматривалось значительное расширение выпуска изделий электротехнической промышленности: электроаппаратуры, крановых двигателей, электромоторов, трансформаторов, телевизоров, счетных машин.
Коллективы предприятий станкостроительной, электротехнической и приборостроительной промышленности столицы, вступив в соревнование за досрочное выполнение семилетки, взяли обязательство увеличить по сравнению с 1958 г. производство специальных и агрегатных станков в 2,3 раза, прецизионных станков - в 3 раза, автоматических линий - в 4,5 раза, выпуск приборов - в 3 раза, в том числе станков для комплексной автоматизации непрерывных процессов, новейшего инструмента и измерительных приборов - в 2 раза. Обязательства, взятые рабочими этих отраслей промышленности, превышали задания семилетнего плана в 1,4-2,1 раза.
ЦК КПСС одобрил инициативу москвичей. «Центральный Комитет КПСС отмечает,- указывалось в постановлении ЦК от 17 июня 1959 г.,- особую важность обязательств трудящихся станкостроительных, электротехнических и приборостроительных заводов Московского (городского) экономического района, потому что увеличение производства новых высокопроизводительных, специальных и агрегатных станков, автоматических линий, приборов и средств автоматизации будет содействовать практическому решению задачи технического перевооружения промышленности нашей страны в более сжатые сроки».
Но не все отрасли промышленности Москвы намечалось развивать одинаковыми темпами. Не предусматривалось, в частности, увеличивать производство химической продукции, лаков, красителей и некоторых других изделий, так как дальнейшее развитие этих производств могло привести к загрязнению атмосферы многомиллионного города и речных водоемов.
Значительно увеличивались масштабы работы всех видов транспорта. С 1959 по 1965 г. грузооборот Московской железной дороги должен был возрасти на 35%, пассажирские перевозки - на 22%. Большие работы проектировались по электрификации железнодорожного транспорта и внедрению новой передовой техники. Большие задачи стояли и в области повышения материального благосостояния населения, снабжения его продуктами питания и товарами широкого потребления. В соответствии с этим промышленность Москвы значительно расширяла выпуск оборудования для легкой и пищевой промышленности, а также производство товаров широкого потребления. Увеличивалось производство пищевых изделий.
Первостепенную роль в создании материально-технической базы коммунизма играет технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства: внедрение в производство новейших достижений науки и техники, оснащение предприятий новым высокопроизводительным оборудованием, машинами, станками, механизмами, приборами, осуществление комплексной механизации и автоматизации производства.
«Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов,- указывалось в решениях XXI съезда КПСС,- являются главными, решающими средствами, обеспечивающими дальнейший технический прогресс в народном хозяйстве и на этой основе - новый подъем производительности труда, снижение себестоимости и улучшение качества продукции».
Промышленность Москвы в предыдущие годы уже добилась некоторых успехов в области механизации и автоматизации производства. За период между XX и XXI съездами КПСС на предприятиях столицы было установлено свыше 5 тыс. автоматических и полуавтоматических станков, 880 поточных и конвейерных линий, в том числе несколько десятков автоматических. Но это было только началом той большой работы, которую партия решила осуществить во всех отраслях хозяйства. Важнейшая особенность работ по механизации и автоматизации после XXI съезда КПСС состояла в том, что от механизации и автоматизации отдельных участков производства осуществлялся переход к комплексной механизации и автоматизации цехов и предприятий. По решению XXI съезда КПСС в столице планировалось создать ряд опытно-показательных предприятий комплексной механизации и автоматизации в различных отраслях тяжелой и легкой промышленности. На их основе должна была развиваться комплексная автоматизация и механизация промышленности всего Советского Союза.
В течение 1959-1965 гг. в Москве намечалось комплексно механизировать и автоматизировать не менее 75 предприятий и 520 цехов и участков, в том числе автозавод им.И. А.Лихачева, 1-й ГПЗ,«Красный пролетарий»,завод автотракторного электрооборудования № 2, Теплоцентраль № 20, фабрику «Парижская Коммуна», 1-й и 2-й мебельные комбинаты и некоторые другие предприятия.
В общей сложности на предприятиях Московского городского совнархоза семилетним планом предусматривалось установить 3200 автоматических, полуавтоматических, поточных и конвейерных линий, 21 тыс. единиц новейшего оборудования. За первые два года семилетки москвичи завершили комплексную механизацию и автоматизацию шести предприятий (завода «Красный пролетарий», завода автотракторного электрооборудования № 2, нефтеперерабатывающего завода, ТЭЦ № 20, Ногинского района высоковольтных сетей, Первого района Московской кабельной сети) и около 90 цехов и производственных участков.
Большое значение для автоматизации производственных процессов переработки нефти имел опыт создания (впервые в СССР) автоматизированного производства по переработке нефти на Московском нефтеперерабатывающем заводе. Здесь автоматизировали все основные технологические процессы, а также централизованный контроль и управление ими, включая автоматическое регулирование расходов газа и жидкостей, давлений и температур.
К концу 1961 г. в столице завершили комплексную механизацию и автоматизацию еще 12 предприятий и 90 цехов и участков, в том числе Московский карбюраторный завод, текстильная фабрика им. М. В. Фрунзе, завод «Электросчетчик», кондитерская фабрика «Красный Октябрь» и хлебозавод № 8. Здесь автоматизировали все основные технологические процессы, а также централизованный контроль и управление ими, включая автоматическое регулирование расходов газа и жидкостей, давлений и температур.
За первые годы семилетки было осуществлено поточное, полностью механизированное производство токарно-винторезных станков на заводе «Красный пролетарий». В результате мощность предприятия на тех же производственных площадях увеличилась на 25%, при этом затраты труда на производство одного станка 1К-62 уменьшились на 30%. Условно годовая экономия, полученная в результате комплексной механизации производства, составила 1,5 млн. руб.
Установленная на этом же заводе автоматическая линия по обработке шестерен дала возможность увеличить в 6 раз выпуск этой детали и снизить ее себестоимость. Большую экономическую выгоду принесла заводу автоматическая линия для обработки шлицевых валиков, высвободившая более 20 квалифицированных рабочих. На заводе малолитражных автомобилей автоматическая линия для обработки корпуса удлинителя позволила поднять производство этого вида продукции на одного рабочего в 8 раз, а число рабочих на этой операции сократить в 15 раз. На заводе «Динамо» конвейерная сборка электродвигателей и механизация контрольных испытаний увеличили производительность труда на 30%. Поточное механизированное производство электродвигателей наладили на заводе им. Владимира Ильича. В те же годы была начата работа по реконструкции автозавода им. И. А. Лихачева и превращению его в предприятие комплексной механизации и автоматизации. Реконструкция завода преследовала цель специализировать его на выпуске двухосных и трехосных грузовиков «ЗИЛ-130» грузоподъемностью в 4 т и «ЗИЛ-131» грузоподъемностью 3 т, обладающих повышенной проходимостью; поднять технический уровень производства; повысить производительность труда. Завод оснащался новым, наиболее совершенным и высокопроизводительным оборудованием, в цехах устанавливались автоматические, полуавтоматические и поточные линии. Большой опыт в комплексной автоматизации и механизации производства накопил коллектив 1-го ГПЗ. Здесь впервые не только в стране, но и во всем мире начал работать полностью автоматизированный цех по производству подшипников. В цехе было установлено уникальное оборудование, позволившее автоматизировать все операции по обработке и изготовлению подшипников, включая и их упаковку. Свыше 200 автоматов осуществляли контроль за качеством продукции, бракуя и отбрасывая негодные изделия. Комплексная автоматизация цеха обеспечила значительный рост производительности труда и сократила потребность в рабочей силе в 2,5 раза.
Создание цеха-автомата по производству подшипников произвело большое впечатление за рубежом. Английский журнал «Металуоркинг продакшн»(«Метал-лообрабатывающее производство») писал: «Московский автоматический завод по производству подшипников - удивительный пример производственной техники... Это наиболее передовое предприятие такого типа в мире... Автоматическая линия -оригинальное и их собственное изобретение...»
Опираясь на опыт цеха-автомата, коллектив 1-го ГПЗ развернул успешную борьбу за комплексную механизацию и автоматизацию других цехов и превращение завода в полностью автоматизированное предприятие. Уже к концу апреля 1960 г. было автоматизировано 600 металлорежущих станков и модернизировано свыше 1200 единиц действующего оборудования, в результате чего производительность возросла в 4-5 раз. Исключительно большая и сложная работа по автоматизации производства была проведена на 1-м и 2-м московских часовых заводах. Здесь впервые в мире разработали и внедрили в производство автоматические линии, а затем и автоматические участки как по сборке деталей, так и по сборке часов.
Можно представить себе всю сложность этого процесса, где автоматам приходится иметь дело с мельчайшими деталями, точность которых измеряется тысячными долями миллиметра. Успешно внедрялись новая техника и передовая технология, обновлялось и механизировалось оборудование и на других предприятиях столицы.
Промышленность Москвы все больше оснащалась новой высокопроизводительной техникой, станками с программным управлением, автоматическими и поточными линиями. В 1960 г. на предприятиях города было установлено 385 автоматических, поточных и конвейерных линий, или в два с лишним раза больше, чем в 1959 г., и 3000 единиц нового оборудования.
В 1961 г. на предприятиях Московского городского совнархоза было установлено уже 420 автоматических, полуавтоматических, поточно-механизированных линий, свыше 21 тыс. единиц новых высокопроизводительных станков и машин, более 3 тыс. м конвейеров и транспортеров.
Работа по техническому перевооружению, автоматизации и комплексной механизации производства развернулась также на предприятиях легкой, пищевой и других отраслей промышленности: на текстильных комбинатах «Трехгорная мануфактура», «Красная роза», фабриках им. Я. М. Свердлова и им. М. И. Калинина, мясокомбинате, 1-м и 2-м мебельных комбинатах, обувной фабрике «Парижская Коммуна», кожевенном заводе им. Тельмана. Успешно велась работа по механизации и автоматизации хлебозаводов столицы. Автоматическая линия, установленная на хлебозаводе № 15, позволила изготовлять и выпекать нарезные батоны. На другой автоматической линии стал изготовляться «москворецкий хлеб». Процесс приготовления хлебобулочных изделий на заводе стал вестись непрерывно. Автоматизация производства повысила качество хлеба, снизила себестоимость, улучшила санитарные условия труда. Интересна автоматическая линия по изготовлению брикетов мороженого, впервые выпущенная в СССР Московским механическим заводом им. Е. М. Ярославского. Ее производительность - 2 т мороженого в смену.
Исключительно важное значение в осуществлении подъема технического уровня производства приобрела модернизация имеющегося оборудования. Многие предприятия Москвы были построены в годы первой и второй пятилеток и даже ранее, и их технический уровень, естественно, не отвечал современным требованиям. Семилетним планом было предусмотрено модернизировать 30 тыс. единиц оборудования. Работы по модернизации машин и станков велись на большинстве предприятий столицы. В 1959-1960 гг. было модернизировано около 13 400 единиц оборудования, в 1961 г.- 13 тыс.
Однако, несмотря на все эти несомненные успехи, темпы работ по автоматизации, внедрению новой техники на ряде предприятий были замедленными. На пленуме МГК КПСС, в частности, резкой критике подверглись дирекция и партийная организация автозавода им. II. А. Лихачева за недопустимо медленное развертывание технической реконструкции завода, за отставание работ по механизации и автоматизации производства. Большое внимание партийные и профсоюзные организации, а также хозяйственные руководители уделяли механизации трудоемких работ, устранению ручного труда, занимавшего на отдельных предприятиях еще значительное место. Только на предприятиях Мосгорсовнархоза свыше 40% общего объема работы выполнялось вручную. Особенно большой удельный вес ручные работы имели на вспомогательных работах и внутризаводском транспорте. Хороший пример показал коллектив завода им. 1-го Мая, развернувший соревнование за досрочное техническое перевооружение и сокращение работы вручную. Его последователями стали многие другие предприятия столицы. В 1960 г. в промышленности Мосгорсовнархоза было сооружено 14 км конвейеров и транспортеров, 650 подъемных механизмов. Это позволило сократить число рабочих, занятых транспортировкой деталей и готовой продукции.
Большую роль в борьбе за техническое совершенствование производства играли общественные смотры технического уровня маншн, оборудования и технологических процессов. В смотре, проведенном во второй половине 1959 г. на предприятиях Мосгорсовнархоза, приняло участие свыше 100 тыс. рабочих, инженеров, техников и научных работников. Участники смотра проверили технический уровень 5 тыс. единиц действующего на предприятиях оборудования и свыше 15 тыс. изделий промышленности Москвы. Во время смотра было внесено 24 тыс. различных предложений, направленных на техническое совершенствование производства.
В итоге смотра было заменено новыми, более совершенными 1770 типов машин и приборов и около 400 изделий легкой и пищевой промышленности, модернизировано 2007 изделий.
В 1960 г. в Москве прошел еще один общественный смотр. В нем участвовало свыше 150 тыс. новаторов, ударников коммунистического труда, инженеров и деятелей науки. Во время смотра тщательному анализу было подвергнуто 850 тыс. действующих технологических процессов, из них 99 тыс. было решено заменить новыми и свыше 200 тыс. усовершенствовать.
Для подъема промышленности и роста производительности труда большое значение имеет правильное решение вопросов специализации и кооперирования предприятий, устранение дальних перевозок сырья, полуфабрикатов, изделий. Уже за первые годы семилетки десятки столичных предприятий получили более узкую специализацию, избавившую их от необходимости производить одновременно множество различных изделий. Изготовление 122 групп изделий передали другим совнархозам, располагающим соответствующими специализированными предприятиями. В частности, производство металлоконструкций и мостовых кранов было передано Челябинскому, Донецкому и Кемеровскому совнархозам, камнерезных машин - совнархозу Армянской ССР.
Мероприятия по специализации затронули 228 предприятий столицы, вскрыв дополнительный источник увеличения выпуска продукции и повышения рентабельности производства. Большие успехи, достигнутые в техническом перевооружении московской промышленности, в значительной степени были обусловлены непрерывным ростом профессионального мастерства, общеобразовательной и технической подготовки московских индустриальных кадров.
В конце 50-х - начале 60-х годов в рядах рабочего класса Москвы произошли значительные изменения. Они касались не только численности рабочих, но и их возрастного уровня. Последнее было связано со значительным омоложением производственных кадров промышленных предприятий.
За первые три года семилетки (1959-1961 гг.) численность рабочих и служащих всех отраслей хозяйства Москвы увеличилась на 13%, в том числе в промышленности - на 9 %, на транспорте - на 7 %, в жилищно-коммунальном хозяйстве - на 10%, в торговле - на 28%. Несколько сократилось число рабочих, занятых в строительстве, несмотря на возросший объем строительных работ. Это было вызвано быстрым внедрением в строительстве индустриальных методов работ, увеличением парка всевозможных строительных машин и механизмов, что обеспечило значительный подъем производительности труда.
Как правило, ряды рабочих и служащих Москвы пополнялись главным образом молодежью, имеющей 7-летнее или среднее образование. Производственное обучение новых кадров, а частично и старых, не имевших специальности, проводилось различными производственно-техническими курсами, школами ФЗО, профессионально-техническими училищами. Училища, которых в те годы в Москве насчитывалось около 120, подготовляли народному хозяйству наиболее квалифицированные кадры.
В целом за четыре года (1959-1962 гг.) было подготовлено 421,1 тыс. рабочих и служащих. Быстрый рост новой техники в народном хозяйстве предъявлял все более повышенные требования к рабочим, заставляя их учиться, повышать свою квалификацию или осваивать новые профессии. Повсеместно на предприятиях шла активная работа по повышению квалификации рабочих и служащих. Работали кружки, школы, курсы технической учебы. За 1959-1961 гг. прошли обучение по повышению квалификации 1416,7 тыс. человек, из них 1031,5 тыс. рабочих.
Резко увеличилось в народном хозяйстве столицы, включая и сферу обслуживания, число специалистов с высшим и средним специальным образованием. С 542,1 тыс. человек в 1957 г. оно увеличилось в 1961 г. до 734,3 тыс. Таким образом, среди работников хозяйственных и культурных учреждений Москвы в среднем каждый третий имел высшее или среднее специальное образование. Благодаря огромной работе, проводимой партийной организацией столицы, Советами, профсоюзами, хозяйственными органами, комсомолом, быстро росли производственная квалификация, культурный и политический уровень сознательности рабочих Москвы. Все это положительно сказывалось на их производственной и общественной деятельности.
Трудящиеся Москвы широко развернули социалистическое соревнование за досрочное выполнение семилетнего плана. Они взяли на себя обязательство уже в 1963 г. достичь уровня производства и производительности труда, запланированного на 1965 г., и к концу семилетки выпустить сверхплановой продукции на 4,5 млрд. руб. Отдельные же предприятия обязались достичь уровня, намеченного на последний год семилетки, уже в 1962 г. Большую роль в борьбе за осуществление задач семилетки играли новые формы социалистического соревнования.
В дни подготовки к XXI съезду партии творчество народных масс создало новую замечательную форму борьбы за коммунистическое отношение к труду - движение ударников и коллективов коммунистического труда. Это был новый, высший этап социалистического соревнования, ибо его девизом стало: учиться работать и жить по-коммунистически. Зародилось это движение среди рабочих депо Москва-Сортировочная, известного своими славными трудовыми традициями.
Первой в соревнование за звание коллектива коммунистического труда вступила бригада комсомольца В. Станилевича. Коллектив бригады обязался сократить сроки ремонта тепловозов, выполнять восьмичасовую норму за семь часов и один час в день помогать инструментальщикам. Кроме того, каждый член бригады должен был внести не менее одного рационализаторского предложения, помочь подшефному колхозу в ремонте сельскохозяйственных машин, отработать по 8 часов в месяц на строительстве жилого дома для рабочих и служащих, подготовить группу учеников школы на 3-й разряд слесаря-ремонтника, повысить свою производственную квалификацию, в течение четырех-пяти лет всем членам бригады получить общее среднее или среднее техническое образование. Это был сложный, переломный момент в жизни коллектива. Депо перешло от ремонта паровозов к ремонту тепловозов и электровозов. Требовалось в короткие сроки освоить новую технику. И участники движения за коммунистический труд помогли успешно решить эту задачу. Наряду с молодежью в соревнование за звание коллективов и ударников коммунистического труда включились многие кадровые рабочие-коммунисты и беспартийные,- в том числе знатный машинист депутат Верховного Совета СССР В. Блаженов, машинисты С. Шманев, К. Бородулин и др. Активно помогали возникновению и развитию нового движения старые коммунисты-организаторы и участники первых коммунистических субботников в 1919 г.
В депо Москва-Сортировочная хороший, крепко сплоченный рабочий коллектив. В его составе много знатных людей труда, отмеченных правительственными наградами: 142 человека имели к тому времени орден Ленина, 115 - орден Трудового Красного Знамени, свыше 120 человек - медаль «За трудовую доблесть». Молодежи было у кого учиться и перенимать хороший опыт и традиции.
Инициативу коллектива депо быстро подхватили рабочие заводов им. Владимира Ильича, «Каучук»,«Серп и молот», «Динамо», автозавода и других предприятий Москвы. Движение повсеместно возглавили партийные и комсомольские организации. Вскоре движение коллективов и ударников коммунистического труда распространилось по всей стране. В Москве за короткий срок оно охватило сотни тысяч людей. К началу 1959 г. в соревновании за звание ударника и коллектива коммунистического труда участвовало несколько тысяч человек, в мае 1960 г.- около 500 тыс., а к январю 1961 г.- 953 тыс. человек.
Высокую оценку этому замечательному патриотическому движению дал ЦК КПСС в приветствии Всесоюзному совещанию передовиков соревнования бригад и ударников коммунистического труда, состоявшемуся в Москве в конце мая 1960 г. «Главной особенностью соревнования за звание бригад и ударников коммунистического труда является то,- говорилось в приветствии,- что в нем органически сочетается борьба за достижение на основе новейшей науки и техники наивысшей производительности труда и воспитание нового человека - хозяина своей страны, который постоянно смотрит вперед, дерзает, думает, творит».
Это постоянное стремление вперед, дерзание, высокий творческий накал были присущи и москвичам - участникам всенародного движения за коммунистический труд.
Показательно в этом отношении начинание коллектива участка завода им. Владимира Ильича, возглавляемого старшим мастером А. Поздняковым. Рабочие участка, вступив в соревнование за комплексное совершенствование производства, предложили не только модернизировать оборудование, на котором они работали, и увеличивать выпуск продукции, но и постоянно улучшать качество и конструкцию выпускаемых узлов, сокращать расход дефицитных материалов. Движение, подхваченное рабочими других цехов и предприятий, дало большой технико-экономический эффект. С аналогичными предложениями выступила группа работников Московского завода малолитражных автомобилей во главе с начальником главного конвейера В. Коломниковым. Они выдвинули задачу увеличить за семилетку выпуск автомашин на 70% при сохранении прежнего числа рабочих.
На электроламповом заводе рабочие смены старшего мастера Героя Социалистического Труда К. Котельниковой развернули борьбу за строжайшую экономию сырья и материалов, экономию каждой минуты. За счет такой экономии они обязались дать стране только в 1959 г. дополнительно к плану 100 тыс. электроламп. Экономить в большом и малом - таков лозунг передовиков этого завода. Примеру электролампового завода последовали другие предприятия.
В борьбе за досрочное выполнение семилетнего плана Москвы на предприятиях города родилось или получило дальнейшее развитие множество новаторских починов, широко распространившихся в стране и сыгравших значительную роль в борьбе за подъем народного хозяйства. На комбинате «Трехгорная мануфактура» развернулось соревнование за достижение высшей производительности на каждом виде оборудования. Технологи автозавода им. И. А. Лихачева Е. Пронкин, В. Андреев, В. Червяков обратились к инженерно-техническим работникам с предложением помочь рабочим в повышении уровня их технических и общеобразовательных знаний.Многие мастера, бригадиры, рабочие-новаторы подхватили почин Героя Социалистического Труда В. Гагановой: за короткий срок более 700 человек перешли работать на отстающие участки производства, чтобы помочь поднять их до уровня передовых. По почину бригад коммунистического труда С. Шар-кова и К. Дьячковой («Красный богатырь»), С. Богомолова (1-й ГПЗ), А. Булатова (завод малолитражных автомобилей) развернулось соревнование за выполнение дневного задания вместо 7 за 6 часов. Коллектив 1-го ГПЗ выступил инициатором комплексной механизации предприятия своими силами. Инженеры Краснохолмского камвольного комбината начали движение за личный вклад каждого специалиста в техническое совершенствование производства. Замечателен почин бригады строителей-монтажников Г. Ламочкина треста Мосстрой № 1. Вместе с инженерами коллектив этой бригады разработал новую технологию монтажа зданий. Бригада достигла самой высокой среди строителей страны производительности труда.
Прядильщица фабрики им. М. В. Фрунзе комсомолка В. Петрищева выступила с предложением организовать соревнование за личный вклад каждого рабочего в выполнение плана, изыскание и использование резервов производства, снижение себестоимости и экономию сырья и материалов. Этот почин похватили сотни тысяч молодых рабочих по всей стране. Пленум ЦК ВЛКСМ одобрил инициативу Петрищевой и предложил всем комсомольским организациям добиваться, чтобы не только передовики производства, но и каждый молодой рабочий взял на себя обязательство повысить свои производственные показатели.
Широкое распространение на предприятиях столицы получил почин бригады ткачей, руководимой помощником мастера В. Фетисовым с московской суконной фабрики «Освобожденный труд». Ткачи бригады развернули соревнование за выпуск продукции высокого качества под лозунгом «Требования потребителя - закон для производства». Бригада обязалась довести выпуск тканей первого сорта до 99,7%, не менее 1/3 продукции давать высшего качества, достигнуть к концу 1961 г. уровня производительности ткацких станков, запланированного на 1965 г.
В 1961 г. на обувной фабрике им. Капранова бригада М. Чепелевой начала борьбу за выпуск всей продукции только первого сорта. Большое значение имело движение за повышение прочности, надежности и долговечности изделий, выпускаемых промышленностью. Его инициаторами были коллективы заводов «Манометр», «Красный пролетарий», им. Владимира Ильича, малолитражных автомобилей и шинного. Коллектив завода «Манометр» взял обязательство в 1961 г. повысить долговечность выпускаемых изделий в 1,5-2 раза. Это значило сэкономить государству капитальные вложения на строительство второго такого же завода. Завод малолитражных автомобилей обязался повысить качество машин и увеличить срок службы «Москвича» в 1,5 раза.
Примеру заводов «Манометр», «Красный пролетарий», малолитражных автомобилей и шинного последовали многие предприятия столицы. Уже к середине 1961 г. 379 предприятий Москвы взяли обязательство увеличить гарантийный срок эксплуатации выпускаемых изделий, повысить их долговечность. В начале июля 1961 г. трудящиеся Москвы обратились через газету «Правда» с призывом организовать Всесоюзное соревнование за качество и долговечность выпускаемой продукции.
В первых рядах участников всех этих начинаний шли ударники и коллективы коммунистического труда. К июню 1961 г. в Москве в соревнование за звание коллективов коммунистического труда включилось 50 тыс. бригад, 230 заводов и фабрик, 220 организаций городского хозяйства 24. К 25 сентября 1961 г. в борьбе за звание ударников и коллективов коммунистического труда в Москве участвовало 1300 тыс человек.
Первым в столице звание предприятия коммунистического труда завоевал* депо Москва-Сортировочная. Коллектив депо успешно освоил ремонт электровозов и тепловозов, перевыполнил задание по росту производительности труда, в 3 раза по сравнению с 1958 г. увеличилось число рационализаторов. Две трети всех рабочих и служащих депо к январю 1961 г. учились в вечерних школах, техникумах или вузах. Замечательную победу одержал коллектив прядильной фабрики комбината «Трехгорная мануфактура», достигший к началу 1961 г. производительности труда, запланированной на 1965 г. Этой фабрике также было присвоено звание предприятия коммунистического труда.
К концу 1961 г. почетное звание предприятий коммунистического труда завоевали 1-й часовой завод им. С. М. Кирова, комбинат твердых сплавов, обувная фабрика им. Капранова и некоторые другие.
Патриотические дела тружеников московских предприятий - свидетельство-коммунистического отношения к труду, заботы о подъеме могущества нашей Родины. Для руководства движением новаторов в Москве был создан Совет новаторов промышленности, в который вошли лучшие представители рабочего класса Москвы, передовики производства, ученые. Председателем Совета новаторов избран токарь завода «Красный пролетарий» депутат Верховного Совета РСФСР Н. Кузьмин. В президиум Совета вошли сталевар завода «Серп и молот» Герой Социалистического Труда депутат Моссовета М. Гусаров, слесарь завода счетно-аналитических машин Герой Социалистического Труда В. Егоров и др. За сравнительно короткий срок своего существования советы новаторов проделали большую работу по мобилизации творческой активности трудящихся на ускорение технического прогресса.
Совет новаторов Москвы поддерживал постоянную связь и обменивался опытом работы с Ленинградом, Украиной, Белоруссией, Казахстаном и другими городами и республиками, а также с новаторами ГДР, Чехословакии и других социалистических стран. Год от года множились успехи рационализаторов и изобретателей, участников постоянно действующих производственных совещаний. В 1961 г. на московских предприятиях имелось 6200 постоянно действующих производственных совещаний, в работе которых участвовало свыше 200 тыс. рабочих, инженеров, техников.
Исключительно большую роль в создании материально-технической базы коммунизма, в движении за коммунистический труд играют инженерно-технические и научные работники. В годы семилетки крепло и развивалось творческое содружество рабочих и инженерно-технических работников, имевшее очень большое значение для повышения эффективности новаторского труда. Совместное участие в соревновании и борьбе за технический прогресс технической интеллигенции и передовых рабочих превращает новаторское движение в серьезный фактор совершенствования техники, внесения в нее конструктивных изменений и внедрения высокопроизводительных форм организации производства. На многих предприятиях Москвы -на заводах электроламповом, им. Владимира Ильича, «Динамо», им. И. А. Лихачева, «Красном пролетарии» и др.- успешно действовали комплексные бригады, объединявшие инженерно-технических работников и рабочих. Они коллективно решали задачи рационализации производства, совершенствования технологических процессов, повышения производительности труда.
Новой формой творческого участия инженерно-технических работников в борьбе за построение коммунизма были общественные конструкторские и технические бюро, а также общественные экономические бюро. В 1961 г. они имелись более чем на 400 предприятиях столицы. В их работе принимало участие свыше 8 тыс. инженеров.
Движение за коммунистический труд охватило широкие слои рабочего класса и научно-технической интеллигенции.

Промышленность, транспорт и энергетика в первые годы семилетки


Успехи в борьбе за технический прогресс, мощный подъем творческой инициативы трудящихся обеспечили крупные успехи в развитии промышленности столицы. Москвичи досрочно выполнили производственный план первых трех лет семилетки. Промышленные предприятия города выпустили сверх плана на п несколько сот миллионов рублей продукции. Досрочно выполнено обязательство по освоению серийного производства 1100 типов новых машин, станков и приборов. За 1960 г. в 1,5 раза возрос выпуск автоматических и полуавтоматических линий, на 52% - электромашин, на 22% - приборов контроля и регулирования технологических процессов. Это был серьезный вклад москвичей в создание материально-технической базы коммунизма. Значительных успехов достигли легкая и пищевая отрасли промышленности Москвы. За 1959-1960 гг. был налажен выпуск нескольких тысяч образцов новых товаров народного потребления.
Рабочие коллективы вели настойчивую борьбу за экономию сырья, электроэнергии, сбережение инструмента, оборудования, мобилизацию всех внутренних резервов. В 1959 г. было сэкономлено 350 млн. квт-ч электроэнергии, свыше 160 тыс. т условного топлива, значительное количество черных и цветных металлов. Сверхплановая экономия от снижения себестоимости за 1959 и 1960 гг. составила 850 млн. руб. Неуклонно росла производительность труда. Уже в 1959 г. москвичи перевыполнили задание по росту производительности труда в 2 раза. Успешно были выполнены плановые задания в 1960 и 1961 гг.
ЦК КПСС и Советское правительство горячо приветствовали трудящихся Москвы со славной трудовой победой - досрочным выполнением заданий первых трех лет семилетки. В приветствии говорилось: «Дорогие товарищи москвичи! Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза и Совет Министров СССР горячо поздравляют вас с большой трудовой победой - досрочным выполнением государственного плана 1961 г., третьего года семилетки. Своим вдохновенным трудом, дорогие товарищи москвичи, вы вносите достойный вклад в создание материально-технической базы коммунизма».
Значительных успехов за первые три года семилетки добились работники транспорта, особенно железнодорожного. По объему перевозок Московский железнодорожный узел занимает первое место в стране. Через него проходит 10% всего грузооборота железных дорог, 12% дальних перевозок пассажиров и около 40% всех пригородных перевозок пассажиров. Московский железнодорожный узел - крупнейший не только в стране, но и в Европе: по объему грузоперевозок он значительно превосходит железнодорожные узлы Вены, Парижа и других европейских столиц.
Ни на один день не прекращались работы по реконструкции Московского железнодорожного узла и сети железных дорог, ведущих к Москве. В 1960г. Московский железнодорожный узел и все пригородные участки были полностью электрифицированы. В 1961 г. завершена электрификация дороги Москва - Харьков -Ростов - Сочи - Тбилиси. К тому же времени электрифицировали большую часть дороги Москва - Ленинград, дорогу Москва - Челябинск - Иркутск длиной в 5500 км (самая длинная в мире электрифицированная магистраль). Успешно шли работы по электрификации дороги Москва - Горький - Свердловск. На линии вышли мощные быстроходные электровозы и тепловозы. Удельный вес грузоперевозок, осуществляемый электровозами и тепловозами, составлял в 1960г. 64%.
Электрификация железнодорожного транспорта дает огромный экономический эффект. Подсчитано, что электрификация только одной дороги Москва - Владивосток сохранит 18 млн. т угля в год и резко сократит эксплуатационные расходы. На Московской железной дорогое 1959г. курсируют скоростные электропоезда «ЭР-1» и «ЭР-7», созданные коллективом Рижского вагоностроительного завода совместно с Рижским электромашиностроительным заводом, московскими заводами «Динамо» и тормозным. Испытания показали, что поезд может развивать скорость 130-140 км в час. Все вагоны оборудованы специальным вентиляционным и обогревательным устройством. Управление поездом автоматизировано.
Значительно улучшилась связь Москвы с пригородами и дачными районами. Большая работа, проведенная по электрификации и техническому совершенствованию Московской железной дороги, позволила ей более успешно справляться с возросшим грузопотоком. В 1960 г. московские железнодорожники отправили сверх плана свыше 4300 тыс. т грузов. Успешно были выполнены и плановые задания по ускорению оборота грузовых вагонов, снижению себестоимости, повышению производительности труда. За один только 1960 год московские железнодорожники сэкономили 80 млн. квт-ч электроэнергии и перевыполнили плановое задание по производительности труда на 6,3%.
Значительные работы велись по реконструкции московских вокзалов. Рядом со старым зданием вырос новый светлый и просторный корпус Павелецкого вокзала. На Казанском вокзале построен большой подземный зал для пассажиров пригородных поездов, проведена реконструкция путей, построены новые платформы. Были проложены подземный переход под Комсомольской площадью к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам, тоннельные переходы от перронов к станциям метро на Киевском, Белорусском, Ярославском и Ленинградском вокзалах. Начались работы по реконструкции Ярославского вокзала.
Москва - один из крупнейших речных портов нашей страны. Через три московских речных порта - Северный (в Химках), Южный (у Нижних Котлов) и Западный (в районе Фили) - ежегодно проходят сотни судов. Речной флот Московского пароходства пополнился более совершенными и быстроходными судами. В 1960 г. по каналу им. Москвы стали курсировать пассажирские суда на подводных крыльях - «Ракета» и «Метеор», скорость движения которых достигает 75-80 км в час. Успешно прошли испытания еще более мощные суда на подводных крыльях - «Спутник», рассчитанные на 300 мест.
С каждым годом в грузоперевозках Москвы возрастала роль автотранспорта. В 1961 г. по внутригородским перевозкам он занимал первое место, по междугородным - второе, уступая лишь железнодорожному. По сравнению с 1940 г. грузооборот автотранспорта в тонно-километрах за послевоенные годы вырос в 10,5 раза. Особенно большой поток грузов идет по шоссейным асфальтированным дорогам, соединяющим Москву с Киевом, Харьковом, Симферополем, Ленинградом, Ростовом-на-Дону, Ярославлем, Горьким, Владимиром, Калугой, Калининым, Загорском, Дмитровой, Рязанью, Ногинском и другими городами.
С постройкой кольцевой автомагистрали длиной 109 км город разгрузился от излишних транспортных потоков. Магистраль проходит в радиусе 20-25 км от центра города и соединяет все шоссейные дороги, идущие в Москву. На магистрали устроены путепроводы, удобные съезды и въезды с других дорог, что обеспечивает быстрое движение транспорта.
Между Москвой и многими областными городами, а также районными центрами Московской области установлено постоянное автобусное сообщение. Наиболее дальней автобусной линией является Москва - Симферополь - Ялта протяжением 1400 км. За 28 часов удобный комфортабельный автобус доставляет пассажиров из Москвы на южный берег Крыма.
Все большее значение для Москвы приобретает воздушный транспорт. День и ночь гудят моторы самолетов над московскими аэропортами Внуково, Быково, Шереметьево (открыт в 1959 г.), Домодедово (открыт в 1965 г.). Сюда сходятся воздушные дороги со всех концов Советского Союза - с далекого Памира и из Якутии, с Камчатки и берегов Черного моря. Через Москву проходят многие международные линии. Варшава, Берлин, Хельсинки, Стокгольм, Копенгаген, Рим, Париж, Прага, Будапешт, Бухарест, Вена, София, Белград, Дели, Улан-Батор, Пхеньян, Кабул и другие столицы связаны с Москвой постоянно действующими авиалиниями. Московские аэродромы ежедневно отправляют и принимают сотни пассажирских самолетов. Воздушный транспорт все более завоевывает сердца пассажиров. Об этом свидетельствуют темпы роста пассажирских перевозок. В 1956 г. московские аэропорты отправили 320 тыс. пассажиров, а в 1961 г.- уже 1719 тыс.
Развитие промышленности, транспорта, городского хозяйства Москвы вызвало огромный рост энергетической базы города. Промышленность Москвы стала потреблять электроэнергии значительно больше, чем в довоенном 1940 г. Во много раз возросло ее потребление городским транспортом, электрифицированными линиями железных дорог, предприятиями коммунального хозяйства.
Выросли расходы электроэнергии на личные, бытовые нужды жителей города. В 1960 г. на городское хозяйство и бытовые нужды населения расходовалось электроэнергии в 46 раз больше, чем в 1913 г.
Москва питается энергией от центральной энергосистемы, охватывающей ряд областей Центра нашей страны. Это самая мощная в СССР энергосистема: в нее уже к 1961 г. входило около 50 крупных электростанций, соединенных между собой высоковольтными линиями. В числе этих станций Новомосковская, Щекинская, Каширская, Шатурская, Череповецкая, Орехово-Зуевская, гидроэлектростанции на Волге - Рыбинская, Иваньковская, Угличская, электростанции на канале им. Москвы и несколько станций в городе, большей частью теплоцентралей. С 1956 г. Москва получает энергию от Куйбышевской гидростанции им. В. И. Ленина, а с 1960 г.- от Волжской гидростанции им. XXII съезда КПСС. Более чем на тысячу км пролегла трасса высоковольтной линии Волгоград - Москва напряжением в 500 тыс. вольт. Это самая длинная и самая мощная линия в мире. Топливно-энергетический баланс Москвы пополнился новым, более эффективным и удобным видом топлива - газом. Еще в 1956 г. были досрочно закончены работы по сооружению первой очереди газопровода Ставрополь - Москва - крупнейшего в стране и в Европе.
Газ как топливо используют сотни московских фабрик и заводов, большинство электростанций, коммунально-бытовых предприятий и жилых домов. Но он используется не только как топливо. Он является ценнейшим сырьем для химической промышленности. Из газа изготовляются многие синтетические материалы: каучук, пластмассы, полимеры, искусственное волокно. Выработка газа из года в год возрастает. В 1958 г. Москва получила 3,9 млрд. куб. м газа, а в 1961 г. уже 7,4 млрд.
Замена угля газом позволила гысвободить сотни тысяч вагонов, которые ежегодно доставляли в Москву уголь и нефть. В 1961 г. закончилось сооружение кольцевого газопровода вокруг города. Это позволило не только более равномерно подавать газ в различные районы столицы, но и газифицировать Коломну, Орехово-Зуево, Электросталь, Наро-Фоминск и другие города Подмосковья.
Успешно выполнив производственный план первых трех лет семилетки, трудящиеся Москвы начали борьбу за новые рубежи развития промышленности, транспорта и энергетики столицы.
Большие задачи, поставленные перед Москвой семилеткой, требовали от городской партийной организации дальнейшего повышения уровня идейно-политической и организаторской работы. Только при этом условии можно было, как того требовали решения XXI съезда КПСС, возглавить трудовой подъем масс, повысить авангардную роль коммунистов на всех решающих участках народного хозяйства, полнее использовать все резервы производства.
Столичная партийная организация насчитывала на 1 января 1960 г. более 502 тыс. коммунистов, объединенных в 8023 первичные организации. 200 тыс. коммунистов работали непосредственно в промышленности, строительстве, на транспорте и 108 тыс.- в научно-исследовательских институтах, проектных организациях и учебных заведениях. Это была большая сила, способная добиться серьезных успехов в коммунистическом строительстве.
XXI съезд КПСС особо подчеркнул роль местных партийных организаций в решении важнейших народнохозяйственных задач. «Успех плана,- указывалось в резолюции съезда,- будет решаться непосредственно на предприятиях и стройках, в колхозах и совхозах, в научных учреждениях. В связи с этим еще больше повышается роль местных партийных органов, первичных партийных организаций, призванных мобилизовать и организовать массы на осуществление конкретных производственных заданий».
Исходя из решений съезда, МГК КПСС значительно усилил внимание к работе райкомов и первичных партийных организаций. В 1959 г. на заседаниях бюро МГК КПСС были заслушаны отчеты Кировского, Пролетарского, Дзержинского, Калининского и Свердловского райкомов КПСС, партийных комитетов станкостроительного завода им. С. Орджоникидзе, электролампового, 2-го часового, завода шлифовальных станков, Научно-исследовательского института пластмасс и ряда других. Тщательное ознакомление с работой многих партийных организаций позволило МГК КПСС выявить и обобщить передовой опыт, вскрыть дополнительные резервы в борьбе за досрочное выполнение семилетки.
Настойчиво совершенствовали методы своей работы районные и первичные партийные организации. Так, Первомайский райком КПСС стал больше уделять внимания организаторской работе на местах, глубже изучать и активнее распространять передовой опыт по внедрению новой техники, комплексной автоматизации и механизации производственных процессов. Для решения важнейших вопросов производства райком привлек большую группу высококвалифицированных специалистов. Это позволило ему лучше разобраться в причинах отставания ряда предприятий и оказать первичным партийным организациям этих предприятий конкретную помощь. Ждановский райком, изучив организацию бесцехового управления производством на заводе светотехнических изделий, привлек к распространению опыта этого предприятия директоров и секретарей партийных организаций, инженеров и технологов, передовиков производства.
В результате 35 предприятий района перешли на бесцеховое управление производством. Большое внимание уделяли партийные группы распространению опыта новаторов и передовиков производства. Коммунисты на деле показывали, как нужно бороться за распространение передового опыта. Они настойчиво овладевали скоростными приемами работы, изучали смежные профессии, вскрывали неиспользованные резервы. Для улучшения работы партийных организаций, повышения их роли в руководстве хозяйственным строительством важную роль сыграло постановление ЦК КПСС от 26 июня 1959 г. «Об образовании в первичных партийных организациях производственных и торговых предприятий комиссий по осуществлению права контроля деятельности администрации предприятий».
Выполняя постановление ЦК КПСС, партийные организации заводов, фабрик, строек, предприятий торговли, транспорта, научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждений столицы образовали более 6 тыс. комиссий по осуществлению контроля деятельности администрации. В партийных организациях крупных предприятий, кроме общезаводских, были созданы цеховые комиссии. 1160 комиссий на предприятиях и стройках Москвы контролировали выполнение планов внедрения новой техники, механизации и автоматизации производственных процессов, свыше 900 комиссий проверяли качество изделий, 500 комиссий контролировали выполнение государственных заказов и кооперативных поставок. В их работе участвовало более 30 тыс. беспартийных - новаторов производства, инженерно-технических работников и служащих. Комиссии по контролю деятельности администрации открыли богатейшие возможности для проявления творческой активности коммунистов, содействовали дальнейшему развертыванию партийной демократии.
Усиление общественного контроля снизу имело большое значение для воспитания работников, укрепления государственной дисциплины. В 1960 г. в системе Московского городского совета народного хозяйства не оказалось ни одного предприятия, не выполнившего годового плана по выпуску валовой продукции.
Состоявшаяся в январе 1960 г. XV Московская городская партийная конференция и предшествовавшие ей отчетно-выборные собрания в партийных организациях, а также районные конференции отметили значительное повышение уровня организаторской работы партийных организаций и райкомов партии. Их работа стала богаче по содержанию и значительно разнообразнее по форме. Характерными для большинства партийных организаций были более квалифицированный и конкретный подход к решению хозяйственных задач, повышение деловитости, непримиримость к недостаткам.
Заметно возросла активность рядовых коммунистов. Из 420 тыс. коммунистов, присутствовавших на отчетно-выборных собраниях, в прениях выступило 78 тыс. человек, или почти каждый пятый коммунист.
Партийные организации столицы стали больше внимания уделять массово-политической работе, теснее увязывали ее с выполнением задач семилетнего плана. Свыше 200 тыс. лекторов, докладчиков и агитаторов вели в 1959 г. политическую работу среди трудящихся столицы. Партийные организации таких предприятий, как 1-й ГПЗ, 2-й часовой завод, «Борец», шинный завод, комбинат «Трехгорная мануфактура», фабрики «Освобожденный труд», «Буревестник» и др., умело направляли массово-политическую работу на решение производственных задач.
Интересную форму массово-политической работы применили Ждановский, Куйбышевский и Калининский райкомы партии. Они регулярно проводили районные собрания агитаторов по отраслям промышленности, организовывали постоянно действующие семинары агитаторов малочисленных организаций, создавали школы агитаторов. В этих школах агитаторы знакомились с постановкой политической агитации непосредственно в цехах предприятий.
Живой интерес вызвали у трудящихся такие формы работы, как выпуск устных журналов, вечера вопросов и ответов, радиогазеты, сатирические листки, «окна трудовых успехов», воскресные чтения в клубах, домах и дворцах культуры, университеты культуры, которые получили особенно широкое распространение во Фрунзенском, Тимирязевском и Свердловском районах. В Краснопресненском, Москворецком и ряде других районов систематически проводились встречи молодежи с ветеранами Великой Октябрьской социалистической революции, гражданской и Великой Отечественной войн, со знатными людьми производства. Это имело большое значение для воспитания трудящихся на лучших традициях рабочего класса.
Значительным толчком к дальнейшему усилению идеологической работы послужило постановление ЦК КПСС от 9 января 1960 г. «О задачах партийной пропаганды в современных условиях». Красной нитью через все постановление проходила мысль о том, что усвоение коммунистического мировоззрения, овладение основами марксизма-ленинизма, глубокое понимание политики партии становятся жизненной необходимостью для каждого советского человека.
ЦК КПСС призвал партийные организации усилить внимание к пропагандистской работе, ликвидировать неизжитый еще до конца отрыв ее от жизни, от практики коммунистического строительства. Постановление Центрального Комитета было обсуждено в первичных партийных организациях, на пленумах райкомов и собрании актива Московской партийной организации. Обсуждение проходило под лозунгом: сделать партийную пропаганду боевой, более действенной, придать ей широкий размах, теснее связать ее с жизнью, с творчеством народа.
К пропагандистской работе были привлечены новые силы из партийного, советского и хозяйственного актива, научные работники и специалисты. В 1960 г. из 32 тыс. пропагандистов столицы 7600 были руководящими партийными, советскими и хозяйственными работниками, 18 тыс.- инженерно-техническими и научными работниками.
Серьезное внимание уделяли партийные организации учебе пропагандистских кадров, повышению их квалификации. На организованных МГК КПСС и райкомами партии курсах прошли переподготовку 6 тыс. человек. За короткий срок было создано 400 постоянно действующих семинаров, более 400 методических советов и групп по вопросам партийного просвещения и массово-политической работы, свыше 200 кабинетов политического просвещения 34. Дом политического просвещения МК и МГК КПСС стал сосредоточивать свое внимание на оказании теоретической и методической помощи пропагандистам, обобщении и распространении опыта политической работы.
Выполняя решение ЦК КПСС «О задачах партийной пропаганды в современных условиях», Московская партийная организация обратила серьезное внимание на экономическое обучение кадров. Некоторые райкомы партии - Фрунзенский, Первомайский и др.- поставили перед собой задачу помочь каждому рабочему овладеть основами экономических знаний. Во Фрунзенском райкоме был создан методический совет, в который вошли директора, главные инженеры, начальники плановых отделов, научные работники, преподаватели вузов, пропагандисты.
Рабочие проявили большой интерес к экономической учебе. На предприятиях возникло большое число кружков, в которых изучением конкретной экономики занималось в 1960 г. более 12 тыс. рабочих.
Усилилось внимание к научно-атеистической пропаганде среди населения. МГК КПСС детально изучил постановку антирелигиозной пропаганды среди трудящихся Сокольнического района. В апреле 1960 г. этот вопрос заслушало бюро МГК КПСС. Бюро отметило существенные недостатки в содержании и методах антирелигиозной пропаганды. Главный из них состоял в том, что райком и партийные организации занимали по существу оборонительную позицию в отношении религиозной идеологии. На ряде промышленных предприятий мало изучались интересы и запросы людей, а это приводило к тому, что некоторые рабочие и служащие были вовлечены в секты, посещали церковь. К пропаганде научного атеизма крайне слабо привлекались кадры интеллигенции, партийные и комсомольские активисты. В борьбе с религиозными пережитками недостаточно использовали такие важнейшие средства идейного воздействия, как печать, кино, театры, различные культурно-просветительные учреждения. МГК КПСС поставил перед районной партийной организацией задачу решительно улучшить атеистическую и естественнонаучную пропаганду на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства трудящихся и прежде всего среди верующих.
Это постановление горкома имело прямое отношение и к другим районным партийным организациям, в работе которых по пропаганде научно-атеистических знаний также имелись серьезные недостатки.
Как передовой отряд народа Коммунистическая партия шла впереди и в организации своей внутрипартийной жизни. Она показывала пример в разработке наиболее совершенных форм коммунистического самоуправления. Наиболее ярким подтверждением этого является развитие в партийной работе общественных начал. К концу 1961 г. в 17 московских райкомах работало свыше тысячи внештатных инструкторов - в два раза больше, чем штатных. В большинстве «воем это были люди с высшим, специальным и общим средним образованием. Они активно участвовали в подготовке пленумов и заседаний бюро райкомов партии, в организации семинаров секретарей партийных организаций и партгруппор-гов, в работе бригад по проверке деятельности первичных организаций. Создание института внештатных инструкторов содействовало укреплению связи партийных органов с массами коммунистов, внесло в партийную работу много нового, интересного, создало дополнительный резерв кадров партийных работников.
Интересную форму участия общественности в работе партийных органов применил Тимирязевский райком КПСС. При райкоме был создан методический совет по организационно-партийным вопросам. Он занимался изучением, обобщением и распространением лучшего опыта, накопленного в первичных и цеховых организациях. Распространялся этот опыт путем проведения групповых и индивидуальных консультаций непосредственно в коллективах предприятий и учреждений, а также через постоянно действующий при райкоме методический кабинет.
Широкое распространение получили общественные комиссии и советы по разным отраслям внутрипартийной работы, хозяйства и культуры. Такие советы были созданы при всех райкомах столицы. При Ленинградском райкоме действовало 11 комиссий и советов, занимавшихся вопросами экономики и технического прогресса, культурного строительства. При Первомайском и Тимирязевском райкомах были организованы инспекции общественного контроля. В декабре 1960 г. ЦК КПСС поддержал инициативу Московского и Ленинградского горкомов партии и разрешил создать внештатные партийные комиссии по предварительному рассмотрению вопросов о приеме в партию и персональных дел коммунистов. Создание таких комиссий (в состав их входят в основном члены райкома, секретари партийных организаций и другие активисты) дало возможность более тщательно знакомиться с вступающими в партию, а также обстоятельнее рассматривать персональные дела коммунистов.
Общественные начала нашли большое распространение и в идеологической работе. На предприятиях и в учреждениях столицы к концу 1961 г. на общественных началах действовало 393 кабинета политического просвещения, 680 методических советов и групп, 207 народных университетов.
В 1960 г. бюро МГК КПСС одобрило инициативу ученых Академии наук СССР и ряда технических вузов столицы, которые решили создать городской народный университет технического прогресса и экономических знаний. Горком партии поддержал предложение коллектива Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова об открытии на общественных началах городского университета повышения научных и политических знаний учителей. Шире стала привлекаться общественность к работе в редакциях газет и радиовещания. В редакции газеты «Московская правда» работало восемь авторских советов. Они обсуждали планы отделов, вносили свои предложения, информировали редакцию о наиболее важных начинаниях на местах, участвовали в подготовке материалов и сами выступали на страницах печати.
Общественные начала получили распространение и в работе МГК КПСС. При горкоме партии было создано несколько постоянных комиссий. Постоянная комиссия по градостроительству рассматривала вопросы генерального плана развития Москвы, детальные проекты планировки и застройки отдельных кварталов, магистралей и площадей. В нее вошли видные архитекторы, строители, художники, экономисты, работники промышленности. Комиссия по идеологической работе многое сделала для привлечения внимания общественности к коммунистическому воспитанию трудящихся.
Долгое время в Москве была слабо организована массово-политическая работа среди трудящихся по месту жительства. После того, как в городе вместо небольших домоуправлений были созданы крупные жилищно-эксплуатационные конторы, а в них образовались партийные организации, в активную деятельность включилось большое число коммунистов-пенсионеров. Партийные организации ЖЭК взяли под свой контроль хозяйственную деятельность жилищных органов, выполнение планов ремонта и благоустройства домов, воспитательную работу среди населения. Прилив многочисленных свежих сил обогатил содержание и формы партийной работы, укрепил связи партийных организаций с массами трудящихся, позволил сократить платный аппарат. В 1961 г. в МГК было штатных работников столько же, сколько в 1941 г. Между тем число коммунистов в столице увеличилось с того времени почти в три раза - с 229 тыс. до 630 тыс. Лишь 7,5% секретарей получали заработную плату из партийной кассы, остальные выполняли партийную работу на общественных началах. Московская партийная организация, добиваясь повышения боеспособности своих рядов, стремилась еще выше поднять роль массовых организаций трудящихся. Горком КПСС боролся за повышение ответственности коммунистов, работающих в Советах, профсоюзах и комсомоле, за укрепление их связей с трудящимися.
Свыше 4 млн. человек объединяли в своих рядах в 1961 г. профсоюзы столицы, причем профсоюзный актив составлял около 1 млн. человек. Активисты плодотворно работали в местных комитетах и комиссиях, в научно-технических обществах, в обществах изобретателей и рационализаторов, советах новаторов, общественных конструкторских бюро и других массовых организациях. 92% работников первичных профсоюзных организаций Москвы работали бесплатно. Привлечение широких слоев трудящихся к руководству хозяйственным и культурным строительством значительно повысило роль профсоюзов.
Активизировала свою деятельность более чем 700-тысячная московская городская организация ВЛКСМ. Комсомол столицы взял шефство над внедрением новой техники и передовой технологии. Штабы, контрольные посты, рейдовые бригады, отряды «легкой кавалерии», советы молодых специалистов, молодежные конструкторские бюро - эти и многие другие общественные формы получили широкое распространение в жизни и производственной деятельности комсомола и молодежи столицы.
Широкое распространение новых форм общественного контроля полностью отвечало указанию В. И. Ленина об обязательном сочетании принципов единоначалия с коллегиальностью руководства социалистическим хозяйством, с разнообразием форм контроля снизу. Участвуя в осуществлении этого контроля, обсуждая важнейшие вопросы развития народного хозяйства на собраниях, десятки и сотни тысяч москвичей обучались искусству управления производством, способствовали быстрейшему созданию материально-технической базы коммунизма.
Значительное место в жизни Москвы 60-х годов занимает Выставка достижений народного хозяйства СССР, открывшаяся 16 июня 1959 г. Она была создана на базе трех выставок - промышленной, сельскохозяйственной и строительной. По своим размерам ВДНХ больше Брюссельской международной выставки, в которой участвовало 54 страны. Уже в 1959 г. на территории ВДНХ имелось свыше 300 капитальных сооружений, в том числе 71 павильон. Здесь было размещено более 16 тыс. станков, машин, приборов, аппаратои, десятки тысяч различных изделий и образцов промышленного и сельскохозяйственного производства и строительной техники. Это были самые последние новинки того-времени, изготовленные на предприятиях Москвы, Ленинграда, Киева, Минска и многих других городов страны.
Свои достижения в павильонах ВДНХ в 1959 г. демонстрировали 73 совнархоза, 15 министерств и ведомств, 1300 промышленных предприятий, 350 научно-исследовательских институтов и конструкторских организаций.
Но выставка - это не только яркие цифры достижений советского народа, комплекс замечательных экспонатов. Это прежде всего показ труда живых людей, творцов этих достижений. Открытие ВДНХ было большим праздником не только москвичей, но и всего советского народа. Здесь началась огромная по своим масштабам работа. Ведь выставка - поистине всенародная школа передового опыта, организатор широкой пропаганды творческих достижений советского народа. За первый же месяц работы, с 16 июня по 16 июля 1959 г., ее посетили 2 млн. человек. Подводя итоги работы за 1959 г., Комитет совета ВДНХ СССР наградил дипломами выставки свыше 1300 предприятий промышленности, транспорта и связи, колхозов и совхозов, строительных, проектных и конструкторских организаций, научных и культурных учреждений, показавших на выставке свои замечательные достижения. Более 12 тыс. передовиков промышленности, сельского хозяйства, науки и культуры были награждены золотыми, серебряными и бронзовыми медалями. В числе предприятий, награжденных дипломом I степени, завод «Станкоконструкция» и автозавод им. И. А. Лихачева. Многие новаторы столичных предприятий получили дипломы почета. В числе первых, кто удостоился этого диплома, был Герой Социалистического Труда авиаконструктор А. Н. Туполев.
За успехи в увеличении производства сельскохозяйственной продукции дипломы получили 835 хозяйств и более 6 тыс. передовиков-новаторов. Дипломами были отмечены также 208 передовых строек и организаций. Большое значение в жизни и деятельности выставки имело постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 января 1960 г. «Об улучшении работы Выставки достижений народного хозяйства СССР и повышении ее роли в деле внедрения достижений науки, техники и передового опыта в народном хозяйстве». В постановлении указывалось, что главная задача ВДНХ СССР-активная пропаганда и внедрение в промышленность, транспорт, сельское хозяйство и строительство достижений науки и техники, прогрессивной технологии и изобретений, способствующих техническому прогрессу, повышению производительности труда и успешному выполнению народнохозяйственных планов.
Выставка ведет огромную пропагандистскую работу: организует периодические экспозиции по наиболее важным разделам народного хозяйства - промышленности, сельского хозяйства, строительства. Промышленные предприятия, стройки, совхозы и колхозы, научные и культурные учреждения демонстрируют здесь свои лучшие достижения.
В цифрах, фактах, примерах, образцах техники промышленности и сельского хозяйства ярко показан напряженный труд целых коллективов и отдельных новаторов-рабочих, колхозников, людей умственного труда.
В 1960 г. число участников выставки значительно возросло. Свои достижения показали здесь уже 97 совнархозов, 29 краев, областей и автономных республик, 34 района, около 2500 промышленных предприятий и строек, 963 колхоза, совхоза и других сельскохозяйственных предприятий, 884 научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, 237 учебных заведений, более 400 культурно-просветительных учреждений и т. д.
Все большее место на выставке стал занимать показ работы бригад коммунистического труда, добившихся замечательных трудовых успехов. Широко представлен опыт новаторов и передовиков производства.
Продолжая хорошую традицию, Комитет совета ВДНХ СССР в 1960 г. наградил денежными премиями за лучшие показатели в работе 186 коллективов промышленных предприятий, строек, колхозов и совхозов. 2770 предприятий были удостоены почетных дипломов выставки, 24 тыс. передовиков и новаторов -золотых, серебряных и бронзовых медалей. Наградами и денежными премиями отмечались и в последующие годы лучшие участники выставки. Ежегодно часть экспонатов выставки заменяется новыми, технически более совершенными.
Все лучшее, представленное на выставке, отбирается для внедрения в производство. В 1960 г. принято 2600 рекомендаций новой техники, прогрессивной технологии, передовых методов организации труда. В производство внедрено 1286 новейших образцов машин и конструкций станков, 465 технологических схем, более 820 новых изделий.
Еще богаче и разностороннее были раскрыты достижения нашей Родины на выставке в 1961 г. На выставке действовало 79 павильонов, множество открытых площадок и участков. Свыше 50 тыс. экспонатов появились на выставке в 1961 г. впервые. В показе своих достижений участвовали 91 совнархоз, свыше 2300 предприятий, более 900 институтов. 1 октября 1961 г. на выставке была открыта экспозиция «Москвичи - XXII съезду КПСС», в которой особенно ярко были отражены успехи промышленности Москвы по внедрению в производство достижений науки и техники, комплексной механизации и автоматизации производства. С особой силой ощущается на выставке мощная поступь народа - строителя коммунизма. Все ее экспонаты говорят об одном: по великому пути идет наш народ, и на земле неминуема победа коммунизма.
Бесконечным потоком с утра и до позднего вечера идут на выставку посетители. Здесь металлурги Урала и земледельцы Украины, нефтяники Баку и хлопкоробы Узбекистана, машиностроители Ленинграда и шахтеры Донбасса, строители Братской электростанции, мастера высоких урожаев Алтая, Сибири и целинных земель - все, кто создает, преумножает богатства нашей страны. Они приходят сюда учиться. Здесь народ учится, здесь народ и учит. Большое число посетителей привлекает Городок науки, где расположено несколько павильонов Академии наук СССР, посвященных успехам естественных, химических, физических наук, исследованиям космического пространства. На выставке представлены все основные отрасли промышленности, транспорта, строительства.
Миллионы людей, приезжающих в Москву и посещающих выставку, уносят в своих сердцах благородные чувства. Это чувства восхищения и гордости за свою Родину, за свой народ, творческий гений которого так ярко показан на выставке достижений. Это чувство горячей признательности, горячей любви к родной ленинской партии, которая ведет наш народ к великой цели - коммунизму. Об этом ярко свидетельствуют многочисленные записи экскурсантов в книгах отзывов. В этих записях, сделанных на русском, украинском, белорусском, армянском, латышском, туркменском и многих других языках народов СССР, выражены и радость, и гордость за свою социалистическую Родину, за великий Советский Союз, строящий коммунизм. Почти в каждой записи есть фразы: «Трудно выразить свои чувства словами!», «Потрясен всем виденным!», «На что способен ум и талант человека!», «Как богата наша Родина!», «Да здравствует КПСС!»
Уходя с выставки, советские люди, обогащенные ее опытом, трудятся еще более вдохновенно.



Теория и практика
Кредиты могут быть разными. Попробуем разобраться в их главных отличиях и основных особенностях:

Ипотечный кредит >>

Автокредит >>

Потребительский кредит >>

Ломбардный кредит >>
Практически все крупные банки предлагают разнообразие кредитных карт. В чем их основные отличия?

См. подробности >>


Оценка кредитоспособности заемщика

Особенности страхования кредитов

Обеспечение исполнения обязательств по кредиту
Кому может быть предоставлен ипотечный кредит? Можно ли продать купленную квартиру до полного погашения кредита?

См. ответы на вопросы >>


Отказы по кредитам. Распространенные причины

Риск кредитования. Чем рискуют банки

Расчеты с помощью пластиковых карт


Особенности залога при ипотечном кредитовании

В магазин за экспресс-кредитом: покупки без денег

Ипотека для военнослужащих: как получить жилье

Главный риск заемщика - невыплаты по кредиту

Налоговый учет процентов по кредиту
   © При цитировании гиперссылка обязательна.