В состав небанковских кредитных организаций входят ломбарды, общества взаимного кредитования, кредитные союзы и др. организации.

См. подробности >>


Преимущества рефинансирования ипотечного кредита

Условия предоставления кредита под залог квартиры

Процентные ставки по кредитам и их значение


Автокредит по кредитной карте: схема предоставления

Автокредитование в Москве: тенденции авторынка

Экспресс автокредит: на что можно надеяться

Страхование автокредитов: условия и процентные ставки

Автомобили трейд ин: меняем старую машину на новую

Кто пользуется автокредитами с быстрым оформлением
На правах рекламы:


Музыкальная культура Москвы в годы войны


История Москвы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период
Издательство "Наука", М., 1967 г.
OCR www.kredit-moskva.ru

вернуться в оглавление раздела...

Военный период был одним из самых плодотворных в истории советской музыки. В эти годы композиторы создали множество выдающихся произведений, полных веры в победу справедливого дела. Среди них были и крупные симфонические произведения, и кантатно-ораториальные, и камерные, и оперы, и, конечно, в первую очередь песни.
Боевая песня и марш шагали всю войну рядом с солдатами, поднимая их на героические подвиги. А теплая, задушевная песня украшала досуг в часы затишья между боями, сближала воинов. С первых же дней войны песня стала истинно народным искусством, голосом героической души народа. Примечательно, что лишь за первые два дня войны московские композиторы написали 40 песен, а через четыре дня их было уже более 100.
Одна из самых замечательных песен начальных дней войны - «Священная война» А. Александрова сразу же завоевала всеобщее признание. В ее эпически суровом складе было заключено поистине общенародное осознание патриотического долга. Монументальная по содержанию, лаконичная по выражению, эта песня стала уже в те дни «музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны» (18).
Большую популярность завоевали и другие песни военных лет. Не было, пожалуй, человека, который не знал бы песен М. Блантера («В лесу прифронтовом» на слова М. Исаковского, «Жди меня» на слова К. Симонова). В золотой фонд советской песенной культуры вошли также «Песня смелых» В. Белого (текст А. Суркова), «Ой туманы мои, растуманы» В. Захарова (текст М. Исаковского), «Шумел сурово брянский лес» С. Каца (текст А. Софронова), «Песня о Днепре» М.Фрадкина (текст Е. Долматовского), «Заветный камень» (текст А.Жарова) и «Песня защитников Москвы» (текст А. Суркова) Б. Мокроусова, «Самовары-самопалы», «Вася-Василек», «Где орел раскинул крылья» (текст С. Алымова) А. Новикова, «В землянке» К. Листова (текст А. Суркова) и многие другие.
В суровые годы войны большое значение приобрела военно-духовая музыка. В частях Советской Армии, в радиопередачах постоянно звучали популярные марши «Капитан Гастелло», «Народные мстители», «Родная Москва», «Победный марш» Н. Иванова-Радкевича, «Победа за нами», «Враг будет разбит», «Боевые друзья» М. Старокадомского, «Марш гвардейцев-минометчиков», «Встречный марш» С. Чернецкого, «Герои Отечественной войны» А. Хачатуряна, «За родину» Н. Ракова и др.
Стремясь художественно-философски обобщить события современности, советские композиторы наряду с массовым песенным жанром создали ряд монументальных симфонических произведений.
В произведениях симфонической музыки раскрылись замечательные черты русского национального характера, богатый духовный мир советского человека, его мужество и героизм. В военные годы москвичи познакомились с 7-й симфонией Д. Шостаковича; с 22-й, 23-й и 24-й (1941 -1943 гг.) «военными» симфониями Н. Мясковского; 5-й симфонией С. Прокофьева (1944 г.), которую автор задумал как «симфонию величия человеческого духа». «Нашей борьбе и победе» была посвящена 2-я симфония В. Мурадели (1944 г.), большой интерес вызвала монументальная 2-я симфония А. Хачатуряна (1943 г.).
Значительно обогатилась камерная вокальная музыка, расширилась ее жанровая сфера. Преобладающими стали развернутые формы - баллада, ариозо,
-----------------------------------
18. «Советская музыка» 1946, № 7, стр. 22.
-----------------------------------
монолог, циклы романсов, объединенные общей, темой. Основу содержания, круг их тем и сюжетов составили мотивы героические и лирические. Таковы вокальные циклы А. Александрова «Три кубка» (текст Н. Тихонова), Ю. Левитина «Моя Украина» (тексты М. Голодного, С. Городецкого, С. Голованивского), В. Нечаева «О доблести, о подвиге, о славе» (тексты А. Ахматовой, Е. Долматовского, К. Симонова и М. Исаковского), романсы А. Александрова, Н. Ракова, Т. Хренникова и др.
В жанре хоровой музыки завоевали большую популярность яркие произведения Д. Кабалевского: сюита «Народные мстители» (1942 г.) на текст Е. Долматовского, хоровая сюита М. Коваля «Урал-богатырь» (1943 г.) на тексты В. Каменского, М. Матусовского, хоры А. Новикова.
Современная тема, образы героев Отечественной войны, тема любви к Родине широко проникли в жанр кантаты и оратории. В военные годы созданы такие значительные произведения, как оратория Ю. Шапорина «Сказание о битве за Русскую землю» (1943-1944 гг.) на тексты К. Симонова, А. Суркова, М. Лозинского и С. Северцева, кантаты Н. Мясковского «Киров с нами» по одноименной поэме Н. Тихонова (1943 г.) и «На берегу Волхова» (1943 г.) М. Чулаки на текст В. Рождественского - обе посвящены городу-герою Ленинграду, кантата «Родина великая» (1942 г.) Д. Кабалевского на тексты С. Стальского, А. Прокофьева, Г. Табидзе, Р. Рза и др.
В 1941-1945 гг. увидели свет оперы «Емельян Пугачев» (1942 г.) М. Коваля, «Суворов» (1942 г.) С. Н. Василенко, «Война и мир» (первая редакция, 1943 г.) С. Прокофьева, главным действующим лицом которых был героический русский народ. И не случайно лучшие эпизоды этих опер связаны с воплощением образа народа. Впервые опера С. Прокофьева «Война и мир» прозвучала в концертном исполнении в Москве 2 и 11 июня 1943 г. в Большом зале Московской консерватории.
В балетной музыке получила развитие героическая и сказочно-фантастическая тематика. Интересными и принципиально новыми спектаклями военного периода были балет С. Прокофьева «Золушка» (1941-1944 гг.), поставленный на сцене Большого театра в декабре 1945 г., и балет Ю. Юровского «Алые паруса», постановка которого была осуществлена филиалом Большого театра в Москве в декабре 1943 г.
Много интересного и нового сделали московские композиторы в области музыки кино. Музыка к фильмам далеко не ограничивалась только песнями: именно в фильмах, посвященных войне, музыка приобретала самодовлеющее значение, выражая обобщенно-симфоническими средствами основной драматургический конфликт фильма. Такова музыка С. Прокофьева к фильму «Моя Украина», Г. Попова - к фильму «Она защищает родину», Д. Шостаковича - к фильму «Зоя» и А. Хачатуряна - к фильму «Человек № 217», где даны ярко художественные, контрастные образы двух миров: с одной стороны - образы Родины, ее славных героев, а с другой - фашистских захватчиков. Большую популярность завоевала музыка, созданная Т. Хренниковым к фильму «В шесть часов вечера после войны», Н. Богословским к фильму «Два бойца», песни А. Лепина к «Боевому киносборнику» № 7 и др.
Однако значение и роль музыкального искусства определялись в годы войны не только творческими достижениями. Большой вклад внесли музыкальные деятели в организацию музыкальной жизни и на фронте, и в тылу. Артисты столичных музыкальных театров, филармонии, объединенные во фронтовые бригады и театры, часто выступали перед бойцами действующей армии. Артисты Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И, Немировича-Данченко составили фронтовой театр музыкальной комедии, спектакли которого пользовались у бойцов огромным успехом. Прославленные артисты Большого театра В. В. Барсова, М. Д. Михайлов, Е. К. Кругликова, известный квартет им. Бетховена часто выезжали на фронт; популярными были так называемые окопные ансамбли, выступавшие на переднем крае.
Огромный масштаб приобрела деятельность профессиональных и самодеятельных концертных бригад, обслуживавших воинов. Наряду с концертными бригадами на фронтах выступали и армейские ансамбли песни и пляски.
Очень интересной была музыкально-театральная и концертная жизнь столицы. Большой театр ставил произведения русской и зарубежной классики. В симфонических и сольных концертах звучали произведения Глинки, Чайковского, Бородина, Бетховена, Шопена.
В середине октября 1941 г. основной состав Большого театра эвакуировался в Куйбышев. За два года пребывания там театр заново поставил 15 опер и балетов. Особенно большой успех выпал на долю спектакля «Вильгельм Телль» Д. Россини, удостоенного Государственной премии, и балета «Жизель» А. Адана. Филиал Большого театра, продолжавший как и Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко свою деятельность в Москве, в сезоны 1941-1944гг. поставил оперы «Пиковую даму» П. И.Чайковского, «Иван Сусанин» М. И. Глинки, балеты «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Коппелия» Лео Делиба и др.
Осенью 1943 г. в Москву возвратилась основная труппа Большого театра, и 26 сентября новой постановкой героико-патриотической оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» театр открыл свой сезон. Примечательно, что постановка спектакля совпала с освобождением от фашистских захватчиков родины великого композитора - города Смоленска.
Театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко поставил наряду с произведениями классиков новые оперы: «Чапаев» Б. Мокроусова, «Суворов» С. Василенко, балетные спектакли: «Лола» С. Василенко, «Виндзорские проказницы» В. Оранского.
В годы войны в Москве возникло несколько новых исполнительских коллективов, среди которых прежде всего следует назвать Государственный хор русской народной песни под руководством А. Свешникова. В 1943 г. возобновил в Москве свою деятельность Государственный симфонический оркестр СССР, концерты которого систематически проходили в зале им. П. И. Чайковскогоа Большом зале Московской консерватории. Много и плодотворно работали ансамбль песни и пляски Советской Армии, хор им. Пятницкого и некоторые другие художественные коллективы. Большую роль в военные годы сыграло центральное музыкальное радиовещание, в передачах которого принимали активное участие лучшие артистические силы Москвы.
Война не нарушила традиций проведения в Москве смотров искусства братских национальных республик. В 1941-1944 гг. на столичной сцене выступали музыкальные коллективы Эстонии, Латвии, Литвы, показывали свое искусство музыканты Грузии, Армении, Азербайджана, Киргизии и т. д.
Большими достижениями отмечена в годы войны и советская музыкальная наука. Исследовательская работа велась в Московской консерватории, Институте истории искусств АН СССР. В 1942 г. военный факультет Консерватории провел научную сессию, посвященную роли музыки в военных условиях. Значительная культурно-просветительская работа проводилась Московским радиовещанием, Филармонией, клубом МГУ, Домом ученых, Домом композиторов.
В военные годы в Москве были созданы два новых высших музыкальных заведения: Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных и Высшее училище военных дирижеров.
Необычайно возросла в годы войны международная роль советской музыки: лучшие зарубежные исполнители и дирижеры включали в свой репертуар произведения многих советских композиторов. В июле 1942 г. под управлением известного дирижера А. Тосканини впервые в США прозвучала 7-я симфония Д. Шостаковича. Широко вошла симфония в программу и лучших оркестров Европы. Часто исполнялись за рубежом произведения Д. Кабалевского, Н. Мясковского, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Т. Хренникова и других советских композиторов.
Советская музыкальная культура, основу которой составляет гуманизм, борьба за мир, за лучшее будущее человечества, сыграла большую роль в годы Великой Отечественной войны. Произведения советских музыкантов воспитывали в народе любовь к своей Родине, мужество, героизм, ненависть к поработителям, врагам культуры. Советские музыканты с честью выполнили свой долг перед Родиной.

Киноискусство


Война поставила новые сложные задачи перед советской кинематографией. Решая их, работники кино проявили большое мужество и солдатскую доблесть. Уже 22 июня 1941 г. кинооператоры-документалисты произвели первые боевые съемки, а 25 июня в «Союзкиножурнал» № 70 был включен первый военный эпизод.
Московская киностудия хроники сыграла выдающуюся роль в документации событий войны, в создании оперативных военных кинорепортажей и больших документально-публицистических фильмов о сражениях и походах. Студия объединила многих творческих работников художественного кино. Создав в Москве своеобразный штаб - Центральную студию хроники, кинодокументалисты организовали при каждом фронте киногруппы.
Видное место в работе документалистов заняла тема обороны Москвы, героических подвигов москвичей. Уже летом 1941 г. режиссер М. Слуцкий выпустил фильм «Наша Москва». Осенью были сняты фильм о праздничном параде на Красной площади и специальный выпуск «На защиту родной Москвы». Полнометражный публицистический фильм «Разгром немецких войск под Москвой», смонтированный режиссерами И. Копалиным и Л. Варламовым из киносъемок десятков операторов, стал этапом в развитии документального кино. За этим фильмом последовали произведения об обороне Ленинграда, об эпопее на Волге, о партизанах, о битве за Украину, а позднее, в 1944-1945 гг., об освободительном походе Советской Армии, о взятии Берлина и о разгроме империалистической Японии. Эти и многие другие фильмы были созданы в подавляющем большинстве московскими режиссерами и кинооператорами. Немало славных «бойцов с киноаппаратами» погибло на фронте.
Большую плодотворную работу провела и Московская киностудия научно-популярных фильмов. Выполняя высокую миссию пропаганды научных и общественно-политических знаний, киностудия в годы войны была реорганизована на военный лад, переименована в Воентехфильм. Режиссеры В. Сутеев, В. Шнейдеров и другие создали фильмы «Немецкая оборона и ее преодоление», «Пехота в бою», «Уничтожай танки врага!»; режиссеры П. Мосягин, И. Свистунов сделали много полезных военно-медицинских картин. Были сняты инструктивные фильмы для населения по борьбе с пожарами, о поведении во время вражеских налетов, об оказании первой помощи пострадавшим от бомбежек.
В первые же дни войны на московской студии Мосфильм начали сниматься короткие киноновеллы, своеобразные киноплакаты о войне. Среди них были и сатирические (Сон Гитлера о поверженных псах-рыцарях, Наполеоне, оккупантах 1918г. и прочих горе-завоевателях), и героические (о подвигах советских разведчиков, пограничников, танкистов). Героями некоторых новелл были известные, любимые народом киногерои: Максим, почтальон Стрелка, три танкиста; в других появлялись новые герои, которым суждена была долгая экранная жизнь: бравый солдат Швейк, ловкий и бесстрашный солдат - кашевар Антоша Рыбкин - «родной брат» Василия Теркина. В киноновеллах широко использовался материал довоенных фильмов об Александре Невском, Петре I, В. И. Чапаеве. Эти киноновеллы, снятые в первые же месяцы войны на московских киностудиях Мосфильм и им. А. М. Горького, а также на Ленфильме, затем объединялись в полнометражные «Боевые киносборники» под общим заглавием «Победа за нами!»
Перед художественной кинематографией стояла и вторая, не менее важная задача - завершить, несмотря на войну, все ценные художественные фильмы, начатые производством до нападения фашистов на СССР. И такие картины были закончены. Это «Свинарка и пастух», «Машенька», «Романтики» и другие фильмы.
Все эти фильмы напоминали зрителю о мирном труде, о достижениях национальной культуры, которые нужно теперь защищать с оружием в руках.
Кипучая кинематографическая деятельность не прекращалась в Москве ни на одну минуту. Однако в наиболее тяжелые дни, когда бои шли в нескольких десятках километров от нашей столицы, художественные киностудии из Москвы было решено эвакуировать. В Алма-Ате московские кинематографисты создали свои основные произведения военного времени.
Первым художественным полнометражным фильмом о Великой Отечественной войне был «Секретарь райкома», поставленный И. Пырьевым по сценарию И. Прута.
Партизанской борьбе, смелым и гордым советским людям, не согнувшимся перед фашизмом, не прекратившим борьбу за свободу и независимость, посвящались лучшие фильмы Центральной объединенной киностудии: «Она защищает Родину», «Зоя», «Нашествие», «Человек № 217», «Во имя Родины».
Немалую роль в мобилизации духовных сил народа на борьбу с фашизмом сыграла экранизация произведений К. Симонова, осуществленная режиссером А. Столпером, пьесы А. Корнейчука «Фронт» (режиссеры Г. и С. Васильевы).
О трудовых подвигах, совершаемых советскими людьми, особенно женщинами, в тылу, на заводах и в колхозах, рассказывали фильмы «Большая земля» режиссера С. Герасимова, «Родные поля» режиссера Б. Бабочкина по сценарию М. Падавы, «Жила-была девочка» режиссера В. Эйсымонта.
В 1943 г. студии начали постепенно возвращаться в свои московские павильоны. Первым большим художественным фильмом, снятым в годы войны на Мосфильме, был «Кутузов» (режиссера В. Петрова) с А. Диким в заглавной роли.
Для ознакомления частей действующей армии с последними достижениями исполнительского искусства был разработан и приобрел популярность жанр фильмов-концертов, в которых по тематическому, национальному или иному принципу объединялись музыкальные, театральные, балетные и эстрадные номера. Продолжалась работа и над экранизацией литературных произведений («Свадьба» и «Юбилей» по А. П. Чехову, «Без вины виноватые» по А. Н. Островскому). Было поставлено несколько историко-революционных фильмов.
Итак, война явилась трудным, но плодотворным периодом в жизни московских кинематографистов. Мастера Мосфильма и Союздетфильма оперативно отвечали на запросы своих зрителей, правдиво и страстно отражали в своих фильмах образы героев великой войны, продолжали и развивали традиции советского киноискусства. Широкое развитие хроникально-документальной кинематографии с ее правдивым, точным и вместе с тем подлинно художественным изображением всех важнейших военных событий помогло занять почетное место в советской культуре особому виду киноискусства - образной публицистике.
Вместе со всем советским народом московские кинематографисты встретили День Победы с гордым и светлым чувством исполненного долга.

Изобразительное искусство


Уже на второй день войны москвичи увидели на улицах города плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» Это был первый плакат, открывший собой историю советского искусства периода Великой Отечественной войны. Его создали Кукрыниксы. Вскоре появились десятки других плакатов, выполненных художниками-москвичами.
С первых же дней войны возродился и рисованный агитационный плакат, размножавшийся по трафарету. Он стал выходить под названием «Окна ТАСС». Его первый номер был создан художником М. Черемных, который еще в годы гражданской войны выпустил первое «Окно РОСТА».
Плакаты и «Окна ТАСС» сразу же внесли новую черту в облик Москвы. Они расклеивались на стенах зданий, на заборах, выставлялись в витринах магазинов, в окнах. Они говорили о надвигающейся опасности, звали к борьбе. Развивались и другие виды массовой графики, в том числе газетная и журнальная сатира.
Несмотря на то, что многие художники ушли на фронт, а художественные сокровища музеев по решению правительства были отправлены в глубокий тыл, художественная жизнь в Москве не прекращалась. Уже на третий месяц войны Московский союз художников устроил выставку плакатов на военные темы. 7 ноября 1941 г. в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко была организована выставка военных картин, гравюр и рисунков.
Во многих произведениях художников-москвичей нашел свое воплощение образ фронтовой Москвы, засыпанной снегом, образ сурового, сражающегося города. В конце 1941 г. появился плакат Н. Жукова и В. Климашина «Отстоим Москву!» - плакат большой призывной силы.
Разгром фашистских полчищ под Москвой вызвал к жизни большую серию плакатов и произведений политической сатиры. Именно в тот период Кукрыниксы создали карикатуры «Клещи в клещи», «Зимние моды 1941 г.», где остро высмеивались фашистские вояки. Битву под Москвой отразили в своих плакатах и карикатурах и многие другие художники, в том числе В. Дени, Б. Ефимов. 1941 и 1942 гг. принесли первые значительные успехи советскому станковому искусству военной поры. Художник А. Дейнека с большой художественной выразительностью запечатлел Манежную площадь с ее домами, покрытыми маскировочной раскраской. Им же в 1942 г. создан замечательный пейзаж «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» - Москва с улицами, перегороженными противотанковыми надолбами, насторожившаяся и суровая.
В тот же период в большом числе появились произведения графики. Среди них были рисунки А. Лаптева и гравюры М. Пикова, рассказывающие о строительстве оборонительных сооружений, рисунок П. Соколова-Скаля «У Большого театра в Москве в 1941 году», гравюры двух крупнейших московских мастеров цветной гравюры И. Павлова и И. Соколова. Первому принадлежит драматический лист «Пожар Книжной палаты», законченный художником в 1946 г., второму - целая серия гравюр, объединенных под общим названием «Москва в 1942 году» (1943 г.).
Первая военная зима принесла в искусство москвичей острое ощущение драматизма великой битвы, героики народа, замечательных качеств советского человека, ставшего с оружием на защиту своей Родины. Это ощущение раскрылось в целой серии живописных, скульптурных и графических произведений, созданных в 1942 г. и явившихся как бы итогом осмысления московскими художниками первого этапа войны. Эти произведения появились впервые на выставке в холодных залах Музея изобразительных искусств в 1942 г. В этом же году в Москве была показана выставка ленинградских художников, а 7 ноября 1942 г. в столице была развернута выставка «Великая Отечественная война», явившаяся по существу первой Всесоюзной художественной выставкой военного времени. Большое место на выставке заняли произведения живописи, посвященные героической битве под Москвой («Подвиг 28 героев-панфиловцев» Д. Мочальского, «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» К. Юона и др.), а также жизни военной Москвы (П. Кончаловский. «Где здесь сдают кровь?» и др.). На этой выставке москвичи впервые увидели творчество художников, находившихся на фронтах.
В это же время художник О. Верейский создал свои великолепные иллюстрации к поэме А. Твардовского «Василий Теркин», навеянные битвой под Москвой.
Крупные произведения обобщающего характера, появившиеся в 1942 г., несли в себе острое ощущение трагизма борьбы, гневного протеста против бесчеловечной жестокости фашизма. Именно в этом тоне написал свою картину «Немец пролетел» А. Пластов. Изуверскую жестокость фашистов изобличает картина Кукрыниксов «Таня». Характерно, что в той и в другой картинах с особой силой звучит ощущение красоты и величия русской земли, русской природы.
К этим картинам близка по своему идейному строю и графическая серия Д. Шмаринова «Не забудем, не простим!» (1942 г.).
В числе работ о первых этапах войны, о крепнущей в жестокой борьбе и страданиях силе народа была и статуя «Непокоренная», выполненная в 1943 г. Е. Балашовой. В обобщенном виде идеалы мужественной героики получили воплощение в скульптуре «Партизанка» В. Мухиной и в статуе «Зоя» М. Манизера, исполненных в 1942 г.
На протяжении всех лет войны огромную роль играло искусство плаката. В 1942-1943 гг. наряду с сурово-тревожными нотами - «Окно ТАСС» П. Шухмина «Ни шагу назад!» (1942 г.), плакат В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942 г.), получивший огромную популярность, - все с большей силой стали звучать победные темы. К числу лучших из этих плакатов принадлежат произведения В. Иванова «На запад!» (1942 г.), «Пьем воду из родного Днепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга» (1943 г.). История советского плаката времен войны была завершена произведением А. Кокорекина, мастера из той же плеяды москвичей-плакатистов. Его плакат «Первомайский привет героям фронта и тыла!» (1945 г.) изображал цветущую ветку яблони на фоне чистого голубого неба. Это был гимн весне победы, весне новой жизни.
В 1943-1945гг. выставки устраивались чаще. Только в 1944г., например, были устроены выставка И. Е. Репина и выставка шедевров русской архитектуры. В течение 1943-1944 гг. действовала выставка художников Советского Союза «Героический фронт и тыл». На выставках большое место занимали графика и прежде всего фронтовые рисунки. Большое число рисунков, посвященных партизанам, было создано Н. Жуковым, который руководил в те годы студией военных художников им. Грекова. Мастера студии побывали почти на всех фронтах. Естественным завершением работ художников-грековцев в области графики в годы войны были рисунки В. Богаткина, А. Кокорина и других художников, посвященные взятию Берлина.
В годы войны продолжала успешно развиваться и книжная графика, представленная работами Кукрыниксов, Д. Шмаринова, Б. Дехтерева, Е. Кибрика. Живопись последних лет войны приобрела новую силу и новые темы. Картины художников-москвичей «После ухода фашистов» Т. Гапоненко (1943-1946 гг.), «Мать партизана» С. Герасимова (1943 г.) раскрывали силу и стойкость народного характера. Как торжественный реквием погибшим за свободу и независимость Родины прозвучало монументальное полотно Ф. Богородского «Слава павшим героям» (1945 г.).
Большое число картин военного времени проникнуто живым и острым чувством правды обычных, но наполненных глубоким патриотическим содержанием событий жизни советского народа. Таковы произведения Ю. Пименова, запечатлевшие фронтовые дороги, сцены на подмосковных огородах; произведения А. Пластова, посвященные нелегкому крестьянскому труду; картина молодого художника из грековской студии Б. Йеменского «Мать» (1945 г.). Появилось значительное число полотен на исторические темы художников Е. Лансере, М. Авилова, Н. Ульянова, А. Бубнова. Продолжали широко развиваться в годы войны и другие жанры живописи. В портретной живописи с особой силой раскрылся мужественный образ советского патриота (работы А. Герасимова, П. Котова и др.). В пейзажной живописи идея любви к Родине, горячей привязанности к русской земле выражалась в многочисленных полотнах, созданных В. Бакшеевым, В. Мешковым, М. Нестеровым, Н. Крымовым, И. Грабарем, С. Герасимовым, Н. Ромадиным и др. Над пейзажами Москвы работали в те годы Б. Рыбченков, К. Купецио. Продолжали создаваться в годы войны в Москве произведения мозаики, монументальной живописи. Вспомним мозаику, посвященную воинским подвигам русского народа, на станции метро Автозаводская (1943 г., художник В. Бор-диченко и др.). Со строительством метрополитена было связано в те годы и развитие монументальной скульптуры. Труду рабочих-москвичей посвятил свои рельефы на станции Электрозаводская Г. Мотовилов. В целом в области скульптуры в последние годы войны определились две тенденции. Первая из них - создание портретов и скульптурных групп, где человек запечатлевается как бы в минуту перерыва между боями. Живой непосредственностью проникнуты портреты полковника Юсупова (1942 г.) работы В. Мухиной, поэта А. Твардовского (1943 г.) работы С. Лебедевой. Вторая тенденция - монументально-мемориальная. Над скульптурными портретами для памятников трудились большие коллективы художников-москвичей. В развитие этого типа скульптуры, имеющей обобщенно-героический характер, внесли большой вклад такие мастера, как Е. Вучетич, автор темпераментно-романтического бюста И. Д. Черняховского (1945 г.), Н. Томский, автор портрета дважды Героя Советского Союза М. Г. Гареева (1945 г.). Прославляя подвиги народа и его армии, помогая лучше осмыслить происходившие события, пробуждая ненависть к фашистским захватчикам, укрепляя в народе чувство советского патриотизма, изобразительное искусство в годы войны сыграло огромную воспитательную и мобилизующую роль.

Культурно-просветительные учреждения


Наступление немецко-фашистских полчищ на Москву потребовало принятия немедленных мер для вывоза из столицы в восточные районы страны большого числа ценнейших художественных и исторических памятников, произведений искусства, хранившихся в музеях и картинных галереях города. Многие московские клубы и дома культуры в первые же месяцы войны заняли госпитали или воинские части. Значительное число работников культурно-просветительных учреждений было призвано в армию, ушло в народное ополчение, на строительство оборонительных сооружений.
Однако, несмотря на эти трудности, культурно-просветительная работа среди населения не прекращалась ни на один день. В первые же месяцы войны значительную часть своей работы культурно-просветительные учреждения перенесли непосредственно в места наибольшего скопления населения-в крупные бомбоубежища, на станции метрополитена, в домоуправления, где открылись агитпункты, филиалы библиотек, выставки.
По-новому стали работать библиотеки Москвы. Перед ними стояла задача не только сохранить книжные богатства, но и всемерно использовать их на службу Родине, фронту. Особенно большую работу в годы войны проводила Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина, в фондах которой к началу войны имелось 9600 тыс. экземпляров произведений печати. Даже в грозные октябрьские и ноябрьские дни 1941 г. не затихала жизнь библиотеки. Здесь постоянно действовал общий читальный зал. Временно пришлось закрыть только научные читальные залы и филиалы библиотеки.
Но сразу же после разгрома гитлеровских полчищ под Москвой число читателей библиотеки снова стало быстро увеличиваться. В 1942 г. в Ленинской библиотеке были открыты детский читальный зал, в 1944 г.- зал текущей периодики и в 1945 г.- научные залы. К концу войны библиотеку посещало даже больше читателей, чем в довоенном 1940 г. (1940 г.- 826 тыс., 1945 г.- свыше 960 тыс.)(19-20)
-------------------------------------
19-20. «Государственная ордена Ленина библиотека СССР им. В. И. Ленина в 1955 г.». М., 1956, стр. 6
-------------------------------------
Широкую и многообразную помощь оказывали библиотеки столицы в годы войны воинам Советской Армии и Флота. Весной 1945 г. Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина за огромную работу, проделанную в годы Отечественной войны, была награждена орденом Ленина.
Большую работу в годы войны проводила и Государственная публичная историческая библиотека. На протяжении всех военных лет она систематически снабжала военные госпитали, расположенные в городе, литературой, устраивала выставки книг, проводила среди раненых воинов коллективные читки. По инициативе библиотеки на станции метро «Курская» был открыт ее филиал. Не прекращала своей работы в Москве и Фундаментальная библиотека общественных наук Академии наук СССР. Важную работу провели в годы войны районные библиотеки Москвы по обслуживанию массового читателя, значительную часть которого составляли военные, женщины-работницы, учащиеся ремесленных училищ.
В годы войны в библиотеки все чаще стали поступать требования на книги о борьбе русского народа против иноземных захватчиков, о героических традициях прошлого, о великих полководцах и народных героях, прославившихся в борьбе за Родину. Большой спрос был в эти годы на военные мемуары и исторические романы.
В 1944 г. районные библиотеки насчитывали почти 690 тыс. читателей, которым было выдано в течение года 13 826 тыс. книг. При каждом госпитале они организовали библиотеки-передвижки. В 1943 г. через передвижки было выдано раненым воинам 617 тыс. книг (21). Многим раненым библиотеки доставляли учебную литературу, помогая им продолжать начатую до войны учебу.
Важное значение в годы войны придавалось работе детских библиотек, особенно в первый период войны, когда школы Москвы не работали. Библиотеки снабжали детей и подростков различной литературой, учебниками, справочниками. На протяжении всех лет войны плодотворно работали многочисленные музеи и выставки Москвы. Только в Третьяковской галерее за годы войны было развернуто свыше 30 художественных выставок, посвященных в основном темам, связанным с обороной страны. Большую выставочную работу развернул Музей Советской Армии.
Героическому прошлому русского народа была посвящена выставка, организованная в 1941 г. в залах Музея Революции СССР.
В 1943 г. на территории Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького открылась выставка образцов трофейного вооружения, захваченного советскими войсками у врага. Посетители подолгу останавливались у фашистских самолетов, сбитых под Москвой советскими летчиками, у трофейных танков, подбитых на дорогах Подмосковья, у вражеских орудий, брошенных гитлеровцами
----------------------------------------
21. Архив МК И МГК КПСС, ф. 4. оп. 39, д. 29, л. 100.
----------------------------------------
при отступлении. На выставке было представлено свыше 650 различных трофейных экспонатов (22).
В 1942 г. по постановлению ЦК ВЛКСМ была развернута выставка «Комсомол и молодежь в Отечественной войне». Документы и материалы выставки, полученные с фронта и из партизанских отрядов, ярко повествовали о героических делах молодых защитников Родины. На выставке была отражена также работа молодежи в тылу - на оборонных заводах, в шахтах, на новостройках, в колхозах и совхозах.
Великая Отечественная война внесла много нового в работу дворцов и домов культуры, клубов и красных уголков. Рабочие клубы создавали специальные художественные фронтовые бригады, выезжавшие в воинские части, а в клубах часто устраивались вечера встречи фронтовиков с москвичами.
Клубы и дворцы культуры широко развернули лекционную пропаганду. Активное участие в ней принимали видные советские ученые, писатели, командиры и политработники Советской Армии и Военно-Морского Флота. Наряду с военной и исторической тематикой большой интерес у москвичей вызывали лекции на естественнонаучные темы. Лекционная пропаганда особенно усилилась после принятого в 1943 г. постановления ЦК партии «Об организации научно-просветительной пропаганды». Пропаганда естественнонаучных знаний играла решающую роль в антирелигиозной работе с населением, что составляло одну из важных сторон деятельности массовых культурно-просветительных учреждений. В клубах и красных уголках систематически проводились вечера, посвященные встречам москвичей с Героями Советского Союза, фронтовиками, партизанами. Устраивались вечера памяти Н. Ф. Гастелло, А. М. Матросова, Зои Космодемьянской и других героев Отечественной войны, на примерах жизни и борьбы которых воспитывалось молодое поколение.
Несмотря на трудности военного времени, в Москве успешно продолжала развиваться рабочая художественная самодеятельность. По вечерам, в плохо освещенных, а зимой и в холодных залах дворцов культуры и клубов собирались взрослые и молодежь, чтобы разучить новую песню, провести репетицию предстоящего спектакля или обсудить программу очередного вечера самодеятельности. Придавая большое политическое значение художественной самодеятельности как одной из форм воспитания трудящихся, горком партии принял в 1943 г. решение о проведении общемосковского смотра художественной самодеятельности профсоюзных организаций. Смотр проходил в декабре 1943 г. Он привлек большое внимание общественности. Уже в первом туре выступления художественных коллективов просмотрели 300 тыс. москвичей. Одним из важнейших итогов смотра был значительный рост числа художественных коллективов и привлечение в ряды самодеятельности новых сил; до начала смотра в Москве было всего 170 художественных самодеятельных коллективов с 4 тыс. участников, а к концу декабря 1943 г.
-----------------------------------------
22. «Музеи и выставки Москвы и Подмосковья». Краткий указатель. М., 1947, стр. 118.
-----------------------------------------
число коллективов возросло уже до 775, а число участников - до 21 тыс. человек (23). К концу войны в Москве насчитывалось 1500 художественных коллективов, объединявших 28 тыс. участников (24). В числе самодеятельных художественных коллективов имелось 274 театральных, 212 вокальных, 204 хоровых и 197 хореографических групп. Коллективам художественной самодеятельности активно помогали ведущие мастера искусств.
Значительную работу среди населения проводили работники парков культуры и отдыха столицы. Только в 1943 г. Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького посетило 2600 тыс. человек, Сокольнический - 1090 тыс., Измайловский - 400 тыс. человек (25). Главное место в работе парков занимала оборонно-физкультурная работа с молодежью. В парках работали многочисленные выставки.

Печать и радио


Москва - крупнейший книгоиздательский центр мира. Вся многогранная деятельность как центральных, так и московских издательств была подчинена мирным, созидательным целям. В издательствах готовились к печати произведения классиков марксизма-ленинизма, труды советских ученых, новые книги советских писателей, переводы зарубежных авторов. Даже в номерах центральных и московских газет и журналов, вышедших накануне вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз, ни слова не было о тревожной обстановке, сложившейся к тому времени на нашей западной границе.
Могучая сила советской печати не была своевременно использована для подготовки общественного мнения к неизбежно надвигающейся войне, для своевременной мобилизации советского народа на отпор врагу. Перестраивать работу редакций газет, журналов, книжных издательств на военный лад пришлось уже в условиях войны, когда на огромном фронте развернулись ожесточенные, кровопролитные бои.
Ленинские традиции, огромный опыт, накопленный за время мирного социалистического строительства, позволили советской печати и ее работникам быстро занять свое место в общенародном строю. Уже в первую неделю войны из московских издательств в армию ушло свыше 6 тыс. человек.
В годы войны советская печать, в том числе и московская, выступала как пламенный пропагандист, агитатор и организатор масс.
Возглавляла советскую печать ленинская «Правда». За время войны вышло 1300 номеров «Правды». И каждый номер звал советских людей к подвигам во имя Родины, на борьбу с фашизмом. В статьях лучших советских пропагандистов, пуб-
--------------------------------
23. Архив МК и МГК КПСС, ф. 4, оп. 39, д. 29, л. 91.
24. Там же, д. 48, л. 17.
25. Там же, д. 31, л. 124; д. 29, л. 99.
--------------------------------
лицистов - М. Калинина, Г. Кржижановского, Д. Мануильского, В. Карпинского, Е. Стасовой, Е. Ярославского, А. Толстого, М. Шолохова, А. Фадеева - «Правда» разъясняла народу справедливый характер нашей борьбы против немецко-фашистских захватчиков, великую освободительную миссию нашей армии.
На страницах «Правды» выступали советские военачальники, герои сражений, солдаты и офицеры. «Правда» первой сообщила о подвигах Зои Космодемьянской, Николая Гастелло, Александра Матросова, о героизме подпольщиков «Молодой гвардии».
С «Правды» брали пример, на «Правду» держали равнение все «гражданские» и военные газеты. Со страниц «Правды» звучал призывный голос партии.
В первые дни войны в «Известиях» на базе отдела информации был создан отдел фронта. Его материалы занимали центральное место на страницах газеты. Лучшие журналисты «Известий» - Евгений Кригер, Виктор Полторацкий, Константин Тараданкин и другие - одели шинели и направились на фронт собственными корреспондентами газеты.
Одной из наиболее популярных газет в годы войны была «Красная звезда». Ее и на фронте и в тылу читатели ждали с нетерпением и любовно называли «Звездочкой». На страницах «Красной звезды» давался широкий и квалифицированный обзор военных действий. Газета учила воинов, командиров овладевать искусством боя, бить врагов Родины - немецких фашистов. Она была трибуной пламенного советского патриотизма, трибуной передового фронтового опыта.
Редакция с первых дней боевых действий сумела собрать вокруг себя активный коллектив авторов из числа московских писателей и лучших журналистов столицы. За годы войны только писатель Илья Эренбург напечатал в «Звездочке» около четырехсот памфлетов, статей, корреспонденции. Корреспондентами «Красной звезды» были Николай Тихонов, Константин Симонов, Алексей Сурков и многие другие писатели. Ее спецкоров солдаты видели в окопах Сталинграда, в атакующих танковых колоннах на Курской дуге, в передовых подразделениях, сокрушавших остатки гитлеровской армии в Берлине.
Страницы молодежной газеты «Комсомольская правда» звали юношей и девушек на смертельный бой с врагом. Особенно много эта газета сделала для развития социалистического соревнования в тылу на помощь фронту.
С первых же дней войны газеты «Московский большевик» (ныне «Московская правда»), «Московский комсомолец», «Вечерняя Москва», фабричнозаводские многотиражки широко развернули пропаганду идей советского патриотизма.
Газеты разоблачали человеконенавистнический облик немецкого фашизма, несущего народам цепи рабства. Редакции стремились привлечь к участию в газете лучшие пропагандистские кадры, в том числе и иностранных политических деятелей-антифашистов. 5 августа газета «Московский большевик» опубликовала большую статью К. Готвальда «Чешский народ воюет против гитлеризма». В ней руководитель чехословацких коммунистов писал о кровном братстве славянских народов, об их единстве в борьбе против гитлеровских вандалов, о героической борьбе чешских патриотов против гитлеровских оккупантов.
Большое место отводилось сводкам Главного командования Советской Армии, сообщениям Советского информационного бюро, корреспонденциям с фронта. С большой оперативностью газеты отмечали каждый патриотический порыв советских людей, делали его достоянием миллионов читателей. На страницах газеты «Московский большевик» не раз с гневными статьями выступал Федор Гладков, со стихами и баснями - Демьян Бедный.
В связи с нехваткой бумаги ЦК партии принял решение временно прекратить выпуск областных комсомольских газет. В августе 1941 г. перестала издаваться газета «Московский комсомолец». Весь мужской состав ее редакции во главе с ответственным редактором Н. Малибашевым направился добровольно на фронт.
В августе и сентябре 1941 г. Московский комитет партии по просьбе политуправлений фронтов направил во фронтовые и армейские газеты большие группы столичных журналистов, корректоров, наборщиков, печатников. Среди добровольцев, поехавших во фронтовую печать, было много женщин. Московские журналисты составляли редакционный костяк многих военных газет.
В начале ноября в Московском городском комитете партии была подготовлена и издана листовка для немецких солдат. Ее текст перевела на немецкий язык дочь Вильгельма Пика Ева Пик. Листовка с рисунком страшного деда Мороза призывала немецких солдат бросать оружие и сдаваться в плен. Прямо из помещения Московского комитета партии кипы листовок отправлялись на фронт. В трудных условиях приходилось работать столичным журналистам. Ночью сотрудники «Московского большевика» выпускали очередные номера газеты, а утром под бомбежкой и обстрелом ехали в военные части, оборонявшие Москву, на заводы, в подмосковные колхозы «добывать» материалы для новых статей.
В ночь с 5 на 6 марта 1942 г. прорвавшийся к столице вражеский самолет сбросил на здание редакции «Московский большевик» полуторатонную фугасную бомбу. В редакции в это время шла обычная работа над очередным номером. На сигнал воздушной тревоги сотрудники редакции и рабочие типографии не обратили внимания, продолжая каждый заниматься своим делом. Бомба пробила крышу и четыре этажа, ударилась о работающую плоскопечатную машину, разрезала ее пополам, но не взорвалась. Не сработал электровзрыватель. Бомба своим ударом разрушила большую часть редакционного помещения и тяжело ранила военного корреспондента газеты Бориса Яковлева. Незначительное ранение получил рабочий-печатник. Несмотря на причиненные разрушения, газета вышла в установленные сроки и была своевременно доставлена подписчикам.
После разгрома немецких армий под Москвой газеты «Московский большевик» и «Вечерняя Москва» собрали и опубликовали обширные материалы о зверствах фашистов во временно захваченных районах Подмосковья, о том огромном уроне, который нанесли оккупанты народному хозяйству столичной области. Большое место в этих материалах занимали свидетельства очевидцев. Это были волнующие документы. Они рождали в сердцах советских людей гнев и ненависть к фашистским варварам. Многие из этих материалов были переданы иностранными журналистами своим агентствам и опубликованы в зарубежной печати.
Газеты были трибуной передового опыта ударников производства военного времени. На их страницах выступали бригадиры фронтовых бригад, новаторы, рационализаторы. Газеты вели решительную борьбу за экономию топлива, электроэнергии, материалов.
Газета «Московский большевик» организовала несколько выездных редакций, которые выпускали газеты на ведущих предприятиях столицы и области. Долгое время выходила, например, специальная листовка-газета «Московского большевика» в Подмосковном угольном бассейне. Успешно работали выездные редакции «Московского большевика» на заводах «Серп и молот» и им. Владимира Ильича.
Выездные редакции «Московского большевика» выпускали свои газеты, листовки, плакаты, «молнии» при самом активном участии рабкоров, рабочих масс. Они держали под контролем общественности решающие участки производства, смело вскрывали недостатки, указывали их конкретных виновников.
Широко освещала опыт фронтовых бригад, внедрение поточных методов организации производства на предприятиях города «Вечерняя Москва».
В декабре 1941 г. решением исполкомов Московского городского и Московского областного Советов депутатов трудящихся было закрыто старейшее московское книжное издательство «Московский рабочий». Издание литературы было возложено на газетное издательство «Московский большевик». Одновременно продолжали свою работу центральные издательства.
На первых порах книжная редакция «Московского большевика» издавала лишь памятки и инструкции для населения о том, как следует тушить зажигательные бомбы, бороться с пожарами, как вести себя во время воздушных налетов. Затем редакция выпустила несколько небольших брошюр для чтецов и агитаторов. Брошюры воспроизводили газетные очерки и корреспонденции о героизме советских людей, о зверствах, творимых немецко-фашистскими оккупантами.
Начиная с января 1943 г. книжная редакция выпускала уже литературу по тематическому плану. Причем перед редакцией ставилась задача издать книги и брошюры, обобщающие опыт работы партийных, советских и комсомольских организаций в условиях войны. Книжная редакция получила также задание выпустить серию брошюр, посвященных опыту новаторов, передовиков промышленности и сельского хозяйства.
До войны отделы пропаганды и агитации МК и МГК партии издавали «Блокнот агитатора». В этом небольшом, карманного формата журнале, как правило, печатались развернутые тезисы различных докладов. «Блокнот агитатора» продолжал выходить и в самые трудные дни обороны столицы. Но страницы этого журнала стали заполняться официальными материалами и случайными перепечатками военных корреспонденции из центральных газет. Такое содержание «Блокнота агитатора» не могло удовлетворять агитаторов и партийных работников.
В начале 1942 г., когда размах политической агитации в массах становился все шире, бюро МК и МГК партии решило укрепить кадрами редакцию «Блокнота агитатора» и перестроить его работу применительно к задачам политической агитации в военное время. Журналу было рекомендовано отказаться от длинных статей-тезисов для докладчиков, а вместо них публиковать в каждом номере пять-шесть коротких, ярко и образно написанных бесед на текущие политические, военные и производственные темы. Особо подчеркивалась необходимость широко пропагандировать положительный опыт передовиков производства, опыт фронтовых бригад, новые формы организации труда и социалистического соревнования.
Перестраивая свою работу в соответствии с указаниями Московского комитета партии, редакция организовала издание специальных выпусков «Блокнота агитатора». Они выходили сверх очередных номеров и предназначались для агитаторов, работавших в какой-либо отрасли столичного хозяйства.
За время войны было издано несколько специальных выпусков «Блокнота»: для агитаторов, работавших на лесозаготовках, на городском транспорте, в авиационной и угольной промышленности. Был выпущен также специальный «Блокнот агитатора», посвященный благоустройству столицы.
«Блокнот агитатора» выходил один раз в 10 дней тиражом в 178 тыс. экземпляров и стал ценным пособием для агитаторов и пропагандистов. За ним приезжали политработники с фронта. «Наши бойцы и командиры,- говорили они,- хотят знать, как живут и трудятся москвичи».
Большую помощь Московской партийной организации в налаживании военного производства, в организации массового социалистического соревнования, в политической работе на предприятиях оказывали фабрично-заводские многотиражки. Они являлись важными центрами политической работы в массах. Связанные тесными узами с рабочими и заводской интеллигенцией, эти газеты стояли на переднем крае борьбы за увеличение выпуска продукции для нужд фронта.
Уже в 1943 г. на предприятиях Москвы выходило 86 фабрично-заводских многотиражек. Их общий разовый тираж достигал 70 тыс. экземпляров.
В 1944 г. бюро городского комитета партии приняло решение об издании 14 новых многотиражных газет. Некоторые из них создавались при отраслевых управлениях городского хозяйства. Эти газеты оказали большую помощь партийным организациям столицы в восстановлении и развитии коммунального хозяйства, транспорта, в благоустройстве города.
К концу войны в Москве выходило уже 100 фабрично-заводских и транспортных газет, вокруг которых сплотилось более 50 тыс. активных рабкоров.
В годы войны широкое распространение на предприятиях Москвы получили «газеты без бумаги» - радиогазеты. Необходимость быстро информировать рабочий коллектив о новостях с фронта, о полученных ударных заданиях Государственного Комитета Обороны и наркоматов, о ходе социалистического соревнования, об успехах передовиков навела заводские партийные организации на мысль о более широком использовании радиотрансляционной сети предприятий - организации местного радиовещания.
Редакции местного радиовещания передавали последние сводки Совинформ-бюро, читали письма, полученные с фронта от бывших рабочих завода, подшефных воинских частей и подразделений, письма от «заказчиков» - командиров и воинов.
Большое место в заводских радиовыпусках отводилось показу работы фронтовых бригад, освещению хода социалистического соревнования. Любовью у слушателей пользовались «Заводские новости» - хроника производственной, общественной и культурной жизни предприятия. Часто у микрофонов заводских радиогазет выступали руководители предприятий, начальники цехов, посланцы с фронтов, ударники. Использовалось местное радиовещание и для передачи коротких бесед на текущие политические, военные и производственные темы.
В 1943 г. на предприятиях столицы действовало 39 редакций местного радиовещания. В 1944 г. было открыто еще 18. К концу войны на предприятиях и в учреждениях столицы работало уже 183 радиоузла, не считая радиоузлов Московской городской трансляционной сети. Они обслуживали свыше 130 тыс. радиоточек. Местные радиопередачи ежедневно слушало около 1 млн. человек.
Стремительно развивалась в годы войны и низовая печать - стенные газеты.
Маленькие «Правды», как любовно рабочие называли свои стенные газеты и боевые листки, регулярно выходили на предприятиях, на строительстве оборонительных рубежей, в подразделениях ПВО и ополченческих дивизий, на агитпунктах и призывных участках, в госпиталях и тыловых учреждениях, на лесозаготовках и предприятиях транспорта и коммунального хозяйства.
Маленькие «Правды» были боевыми помощниками партийных организаций в создании слаженного, могучего военного производства столицы. Они быстро откликались на все важнейшие события общественной жизни цеха, бригады, участка, прославляя трудовые подвиги, осуждая бракоделов и людей, нарушающих дисциплину. Газеты помогали воспитывать рабочие кадры, помогали им овладевать сложными профессиями, техникой, добиваться успехов в труде.
Оперативность и действенность материалов - вот те ценные качества стенных газет, которые сделали их важными центрами массово-политической работы.
К началу 1943 г. на предприятиях столицы выходило 6275 стенных газет. В декабре 1944 г. в цехах заводов и фабрик Москвы насчитывалось уже 8216 стенных газет, вокруг которых сплотилось более 100 тыс. рабочих корреспондентов. Многие стенные газеты выходили ежедневно. Широкое распространение в практике работы стенных газет получил выпуск специальных сатирических приложений. Так, на заводе им. Владимира Ильича выпускалась сатирическая газета «Обдирка», на автомобильном заводе выходил «Бегемот», на заводе им. С. Орджоникидзе - «Станкозаводской крокодил». Все эти газеты отличались огромной силой воздействия на массы. В них высмеивались бракоделы, лодыри, трусы, рвачи, сурово критиковались недостатки, мешавшие увеличению выпуска продукции для фронта, и их конкретные носители.
Для оказания методической помощи работникам фабрично-заводских многотиражек, местного радиовещания и рабкоровскому активу еще в 1943 г. при редакции газеты «Московский большевик» был создан кабинет низовой печати. Здесь проводились различные лекции и беседы по вопросам теории и практики большевистской печати, читались инструктивные доклады, делались обзоры вышедших 190 газет, велись семинарские занятия по русскому языку и техническому оформлению газет. При кабинете работало литературное объединение, куда входили Галина Николаева, Александр Межиров и многие другие ныне широко известные писатели и поэты.
В марте 1945 г. общественность столицы торжественно отметила 25-летие органа МК и МГК партии газеты «Московский большевик». 18 марта в Доме Союзов состоялось торжественное собрание. На собрании с докладом выступил ответственный редактор газеты К. Губин. Газета получила приветственные телеграммы от редакций газет «Правда», «Известия», «Труд», «Комсомольская правда», «Красная звезда».
10-12 мая 1945 г. вышли специальные номера московских и фабрично-заводских газет, посвященные победе над гитлеровской Германией. Их материалы рассказывали о мужестве и самоотверженности москвичей, об их героизме и преданности советской Родине, о вкладе трудящихся столицы во всенародное дело разгрома врага.
Многие талантливые сотрудники редакций столичных газет и московских издательств - корреспонденты, фоторепортеры, литработники, редакторы - не вернулись с фронта. Они пали смертью храбрых на полях сражений. Погиб Петр Лидов, бывший редактор одной московской многотиражки, в годы войны специальный корреспондент «Правды», погибли фотокорреспонденты «Правды» Михаил Калашников и Николай Струников, корреспондент ТАСС, бывший редактор газеты «Московский комсомолец» Николай Малибашев, специальные корреспонденты «Известий» Михаил Кузнецов и Сергей Голышев, корреспонденты «Красной звезды» Владимир Поляков и Лев Иш, заместитель ответственного редактора газеты «Московский большевик» С. Прокофьев и многие другие.
Война явилась суровой проверкой боевой мобильности столичной печати, творческих сил московских журналистов. Она была школой мужества, геройства и отваги, школой советского патриотизма. В ее горниле рождались не только новые герои, но и новые певцы их подвигов - новое поколение журналистов-газетчиков, писателей, поэтов, художников, тесно связанных с прессой. Обогащенное бесценным опытом войны, новыми формами газетной пропаганды и агитации, это поколение журналистов много сделало для дальнейшего развития и укрепления московской печати, для превращения газет столицы в подлинно народные трибуны передового опыта строителей коммунизма.
Газеты Москвы стали еще более авторитетными и влиятельными. Они продолжали нести в массы призывное, правдивое слово партии Ленина, звать трудящихся к новым победам во имя коммунизма. Повысилась организующая и мобилизующая роль московской печати на всех участках общественной жизни столицы. Расширились и окрепли ее связи с трудящимися.
В новый период своей истории, в период мирного строительства, московская печать вступила обогащенная неоценимым опытом трудных военных лет.



Теория и практика
Кредиты могут быть разными. Попробуем разобраться в их главных отличиях и основных особенностях:

Ипотечный кредит >>

Автокредит >>

Потребительский кредит >>

Ломбардный кредит >>
Практически все крупные банки предлагают разнообразие кредитных карт. В чем их основные отличия?

См. подробности >>


Оценка кредитоспособности заемщика

Особенности страхования кредитов

Обеспечение исполнения обязательств по кредиту
Кому может быть предоставлен ипотечный кредит? Можно ли продать купленную квартиру до полного погашения кредита?

См. ответы на вопросы >>


Отказы по кредитам. Распространенные причины

Риск кредитования. Чем рискуют банки

Расчеты с помощью пластиковых карт


Особенности залога при ипотечном кредитовании

В магазин за экспресс-кредитом: покупки без денег

Ипотека для военнослужащих: как получить жилье

Главный риск заемщика - невыплаты по кредиту

Налоговый учет процентов по кредиту
   © При цитировании гиперссылка обязательна.