В состав небанковских кредитных организаций входят ломбарды, общества взаимного кредитования, кредитные союзы и др. организации.

См. подробности >>


Преимущества рефинансирования ипотечного кредита

Условия предоставления кредита под залог квартиры

Процентные ставки по кредитам и их значение


Автокредит по кредитной карте: схема предоставления

Автокредитование в Москве: тенденции авторынка

Экспресс автокредит: на что можно надеяться

Страхование автокредитов: условия и процентные ставки

Автомобили трейд ин: меняем старую машину на новую

Кто пользуется автокредитами с быстрым оформлением
На правах рекламы:


Культурная жизнь Москвы в годы войны


История Москвы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период
Издательство "Наука", М., 1967 г.
OCR www.kredit-moskva.ru

вернуться в оглавление раздела...

Народное образование


Накануне войны в Москве было 699 школ, в которых обучалось более 600 тыс. детей. Но уже в первые месяцы войны десятки тысяч учителей и учащихся старших классов были призваны в ряды Советской Армии или ушли добровольцами на фронт. Многие тысячи московских старшеклассников были мобилизованы на строительство оборонительных сооружений на дальних и ближних подступах к Москве. Значительная часть школьников пошла работать на военные предприятия. Большинство школьных зданий заняли под различные военные учреждения и госпитали.
С первых же дней войны органам народного образования пришлось много заниматься созданием интернатов. Размещались они, как правило, за городом, в безопасных малонаселенных пунктах, в зданиях домов отдыха и санаториев.
В сентябре 1941 г. по решению ГКО из Москвы началась эвакуация детей. В глубокий тыл страны уезжали все детские интернаты.
Для непосредственного руководства устройством детей на новых местах Моссовет направил в Саратовскую, Челябинскую, Свердловскую, Горьковскую и другие области, а также в Башкирскую и Татарскую АССР своих уполномоченных. Четкая и самоотверженная работа педагогов, работников железных дорог и пароходств, исключительное внимание и поддержка со стороны руководящих организаций Москвы и тех областей и республик, куда переводились интернаты, позволили провести эвакуацию детей в строгом порядке, создать необходимые условия для их нормальной жизни и учебы.
В 1941/42 учебном году школы Москвы не работали. Тем не менее, начиная с декабря 1941 г.,- после начала разгрома немецко-фашистских войск под Москвой - в городе открылось 32 консультационных пункта для учащихся 7-10 классов. Ученики приходили сюда для получения заданий, консультаций и сдачи зачетов. Учебный материал изучался ими самостоятельно. На консультационных пунктах занималось около 12 тыс. школьников.
В 1942 г. началось возвращение учащихся в Москву. С сентября 1942 г. в столичных школах возобновились обычные учебные занятия. В 1942/43 учебном году в 295 московских школах училось свыше 176 тыс. школьников. Особенно быстро шло восстановление школьной сети в 1943/44 учебном году. К началу учебного года в Москву возвратились все детские интернаты. 276 тыс. учеников сели в сентябре 1943 г. за парты 379 школ столицы. В 1944/45 учебном году в Москве уже функционировало 453 школы, в которых обучалось около 410 тыс. учеников.
Условия для занятий в тот период были еще весьма тяжелыми: не хватало помещений, оборудования, топлива. И только постоянная забота партийных и советских органов, широкая помощь шефствующих предприятий позволили преодолеть эти трудности.
С помощью общественных организаций во всех школах были организованы группы продленного дня для детей, родители которых не могли обеспечить должного надзора в семье. Дети в этих группах получали горячее питание.
Существенно изменились в годы войны контингенты учащихся: резко уменьшилось число учащихся старших классов. Так, в 1944/45 учебном году при общем числе учащихся 410 тыс. человек на 8-10-е классы приходилось всего лишь 27,5 тыс. учеников. Уменьшилось число учеников и в 5-7-х классах, так как часть подростков и юношей поступила на работу.
В декабре 1943 г. правительство СССР приняло постановление, в соответствии с которым обучение в школах, начиная с 1944/45 учебного года, вводилось не с восьми-, а с семилетнего возраста.
В тяжелые годы войны дети рано взрослели. Именно поэтому, несмотря на тяжелейшие условия, результаты работы школ были вполне удовлетворительными. Даже в 1942/43 учебном году, самом тяжелом для московских школ, успеваемость учеников равнялась 92%.
В годы войны в Москве, как и по всей стране, возник новый тип школ - школы рабочей молодежи для юношей и девушек, которые ушли на производство. Уже в 1942/43 учебном году в 24 школах рабочей молодежи обучалось 9 тыс. человек (1). В 1943 г. школы рабочей молодежи окончило около 2 тыс. подростков. В 1943/44 учебном году открылось еще 55 школ рабочей молодежи. Предприятия помогали школам учебным оборудованием, топливом, отводили для занятий служебные помещения.
В 1944 г. правительство СССР приняло постановление о введении аттестатов зрелости и о награждении особо отличившихся учащихся, окончивших среднюю школу, золотыми и серебряными медалями. Это было важное событие в развитии советской школы, способствовавшее дальнейшему подъему общей успеваемости школьников. Уже в 1944/45 учебном году 276 юношей и девушек столицы получили медали.
-----------------------------
1. Архив МК и МГК КПСС, ф. 3, оп. 66, д. 27, л. 1.
-----------------------------
Школьники активно участвовали в оказании помощи фронту. Они изготовляли в школьных мастерских различные детали для оружия, собирали средства на танковые колонны и эскадрильи боевых самолетов, металлолом, теплые вещи, подарки. Только в 1942/43 учебном году школьники Москвы собрали 1600 т металлолома, подготовили для бойцов 462 тыс. предметов теплого белья, послали на фронт 21 тыс. посылок, 102 тыс. книг, внесли на строительство танковой колонны 2,3 млн. руб., изготовили в школьных мастерских на 2,2 млн. руб. различной военной продукции (2). Школьники регулярно дежурили в госпиталях. Многочисленные тимуровские команды помогали семьям фронтовиков.
Тысячи различных специалистов за годы войны выпустили техникумы и другие средние специальные учебные заведения Москвы. В 1942/43 учебном году в столице возобновили свою работу 59 техникумов и средних специальных учебных заведений. Работало около 30 детских музыкальных школ, а также художественных и театральных училищ.
Быстро восстанавливалась в Москве сеть внешкольных учреждений. В 1942 г. в столице уже действовало 12 домов пионеров, 9 детских парков, 9 спортивных школ, 8 станций юных техников, городская туристско-экскурсионная станция и другие учреждения. В марте 1942 г. по решению Моссовета в городе были открыты первые 25 детских садов. К концу того же года число детских садов увеличилось до 252. В 1945 г. в столице уже насчитывалось более 670 детских садов (против 947 до войны) с контингентом воспитанников в 60 800 человек.
Для детей со слабым здоровьем с 1943 г. были организованы детские сады санаторного типа. Воспитанники детских садов ежегодно вывозились на летний отдых в Подмосковье. Особым вниманием были окружены дети, оставшиеся без родителей. Открывались новые детские дома, много детей-сирот было усыновлено жителями столицы.
В Москве на протяжении всей войны и после ее окончания не было беспризорничества, этого страшного последствия прошлых войн.
Успешная работа школ, внешкольных учреждений, детских домов и садов Москвы в годы войны - результат самоотверженного труда педагогов столицы, энтузиастов, спасавших самое дорогое, что есть у народа, его будущее - детей. Война внесла серьезные изменения в работу учебных заведений трудовых резервов. Уже в первые месяцы войны из Москвы и области было эвакуировано 97 школ ФЗО, ремесленных и железнодорожных училищ, в которых обучалось более 140 тыс. учащихся. К 1942 г. в столице осталось всего лишь четыре ремесленных и четыре железнодорожных училища и 16 школ ФЗО с общим числом учащихся около 30 тыс. человек (3). Но уже после разгрома гитлеровцев под Москвой сеть школ и училищ трудовых резервов стала быстро восстанавливаться.
---------------------------------
2. Там же, л. 20.
3. А. В. Митрофанова. Рабочий класс Советского Союза в первый период Великой Отечественной войны. М., 1961, стр. 370, 379.
---------------------------------
Ремесленные училища и школы ФЗО готовили для промышленности и транспорта квалифицированные кадры более чем 70 специальностей - металлистов, машиностроителей, энергетиков, полиграфистов, строителей, монтажников, швейников, обувщиков, поваров, работников торговой сети. Как правило, все окончившие ремесленные училища и школы ФЗО Москвы направлялись на предприятия различных наркоматов и ведомств.
Такие крупнейшие предприятия столицы, как автозавод, заводы «Динамо», им. Владимира Ильича, «Борец», «Станколит», «Серп и молот» иу многие другие помогали организовывать в ремесленных училищах и школах ФЗО мастерские, оборудовать кабинеты для производственного обучения, выделяли инженеров, техников. Все это способствовало тому, что молодые рабочие получали квалифицированную подготовку и проходили курс обучения в более сжатые сроки.
За годы войны ремесленные училища и школы ФЗО Москвы и области дали промышленности и городскому хозяйству столицы 76,9 тыс. квалифицированных рабочих. 25% выпускников трудовых резервов пошли непосредственно на военные предприятия (4). Они показывали изумительные примеры трудового героизма. 14-, 15-, 16-летние подростки вместе с кадровыми рабочими самоотверженно трудились у станков, не уходили из цехов, не выполнив задания. Многие из них были двухсотниками, многостаночниками, организаторами фронтовых комсо-мольско-молодежных бригад. За успехи, достигнутые на производстве, большая группа учащихся трудовых резервов получила ордена и медали СССР.
За годы Отечественной войны учащиеся трудовых резервов Москвы 14 раз завоевывали Красное знамя ГКО и выходили на первые места в социалистическом соревновании ремесленных и железнодорожных училищ и школ ФЗО страны. За выдающиеся успехи в подготовке квалифицированных кадров рабочих, а также за досрочное выполнение заданий правительства по подготовке квалифицированных кадров два ремесленных училища столицы (№ 12 и 28) были награждены орденами Советского Союза.

Работа вузов


Война нарушила нормальную работу вузов и научных учреждений Москвы. Осенью 1941 г. 59 высших учебных заведений были эвакуированы в глубь страны. В 1941/42 учебном году в Москве работало только 27 вузов, в которых обучалось 23 403 студента. В первом же военном учебном году отсев студентов составил 42,2% (5). От налетов вражеской авиации серьезно пострадал Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. 29 октября 1941 г. одна из крупных фугасных бомб, сброшенных фашистскими летчиками, упала перед
----------------------------------
4. «Московский большевик», 2 октября 1945 г.
5. Архив МК и МГК КПСС, ф. 3, оп. 66, д. 27. л. 11.
----------------------------------
аудиторным корпусом МГУ. Взрыв повредил фасад здания, разрушил ряд внутренних помещений. Пострадали от бомбежек и некоторые другие учебные и научные учреждения Москвы.
В первые же месяцы войны коммунисты и комсомольцы высших учебных заведений объявили себя мобилизованными на борьбу с врагом. Многие тысячи профессоров, преподавателей, аспирантов, научных работников, студентов столицы вступили добровольно в Советскую Армию. В годы войны в рядах Советской Армии сражалось более 3 тыс. профессоров, преподавателей, студентов, аспирантов и научных сотрудников МГУ (6). Свыше 1 тыс. студентов, аспирантов, преподавателей и других сотрудников Московского высшего технического училища им. Н. Э. Баумана находились на фронтах Отечественной войны. Около 1 тыс. студентов ушли на фронт из Московского института физической культуры. Десятки тысяч студентов стали бойцами ПВО и истребительных батальонов, ушли в народное ополчение.
Никогда не забудутся подвиги студентов и преподавателей московских вузов на фронтах Отечественной войны. Медицинской сестрой добровольно ушла на фронт в 1941 г. студентка исторического факультета Московского университета Е. Шамшикова. Однажды госпиталь, в котором она работала, окружили гитлеровцы. Шамшикова отстреливалась до последнего патрона. Она отказалась покинуть горящее здание госпиталя и погибла там вместе с тяжелоранеными бойцами. Студентка 1-го медицинского института Н. Троян, будучи командиром партизанского отряда в Белоруссии, уничтожила вместе со своими бойцами 33 эшелона с живой силой и техникой врага. За мужество и геройство, проявленные в борьбе с фашистскими оккупантами, Троян удостоена звания Героя Советского Союза. После освобождения Белоруссии советскими войсками эта замечательная партизанка вернулась в родной институт и продолжала прерванную учебу.
Высокими наградами были отмечены ратные подвиги многих других московских ученых и студентов. Свыше 1 тыс. питомцев МГУ награждены орденами и медалями Советского Союза за героизм, проявленный в период Великой Отечественной войны (7). Семь воспитанников МГУ удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Среди них шесть летчиц: Р. Гашева, П. Гельман, А. Зубкова, Е. Пасько, Е. Рябова и Е. Руднева. За выдающиеся подвиги на фронте посмертно удостоен звания Героя Советского Союза студент геологоразведочного факультета МГУ Н. Федоров. Тысячи студентов и преподавателей других московских вузов за время войны также были награждены орденами и медалями.
Славными патриотическими делами прославили себя студенты и преподаватели высших учебных заведений столицы в тылу. 50 тыс. студентов, преподавателей и аспирантов участвовали в строительстве и укреплении оборонительных рубежей вокруг Москвы (8). Значительная часть студентов пошла на строительство
-------------------------------------
6. «Московский университет за 200 лет». М., 1955, стр. 145.
7. Там же.
8. Архив МК и МГК КПСС, ф. 3, оп. 66, д. 27, л. 11.
-------------------------------------
метрополитена, уехала на уборку урожая в колхозы и совхозы, работала на военных заводах. Только на предприятиях Сталинского района работало 59 бригад студентов Московского энергетического института. На заводах «Фрезер», «Красный пролетарий», им. М. В. Фрунзе трудились студенты университета, геологоразведочного, геодезического и некоторых других высших учебных заведений Москвы. Многие тысячи студентов и преподавателей участвовали в военно-шефской и агитационно-пропагандистской работе, были донорами, участвовали в сборах для армии и флота теплых вещей и подарков, заботились об инвалидах войны, о семьях фронтовиков и детях. Тысячи студенток работали сандружинницами.
Произошли большие изменения в составе вузовских студенческих и преподавательских коллективов. Вузы пополнялись новыми преподавателями и студентами, главным образом женщинами. В 1942/43 учебном году среди студентов московских вузов было 82% девушек.
В научной деятельности высших учебных заведений на первый план в годы войны выдвигалась прежде всего оборонная тематика. Ученые МГУ разработали более 1600 научно-исследовательских тем, имевших большое оборонное, народнохозяйственное и теоретическое значение (9). Институт механики МГУ расширил исследования по теории крыла, разработал теорию гироскопических приборов автоматического управления и регулирования, теорию движения реактивных аппаратов. В Институте физики МГУ собрали прибор для слепой посадки самолетов, разработали новые, более совершенные приборы, использованные в артиллерийском вооружении. Институт химии МГУ предложил новый способ предохранения металла от коррозии, широко используемый при чистке огнестрельного оружия, материальной части танков, разработал ряд новых дегазационных средств. Институт зоологии МГУ освоил промышленный метод получения «тромбина» (фермент, вызывающий свертывание крови), спасшего многие тысячи жизней советских воинов.
Научные работники и инженеры Московского высшего технического училища им. Н. Э. Баумана под руководством профессора Н. Рубцова выполнили работу по усовершенствованию технологии производства боеприпасов. Под руководством профессора И. Беспрозванного научный коллектив предложил более совершенные методы обработки металлов резанием, что намного повысило производительность токарных станков. Профессорско-преподавательский состав Энергетического института работал над изучением ряда сложных проблем электротехники, радиотехники и теплотехники, которые имели важнейшее значение не только для фронта, но и для народного хозяйства страны, особенно для восстановления энергетических мощностей в освобожденных от фашистских оккупантов районах. Уже к 1944 г. институт сдал для использования в оборонной промышленности свыше 60 работ. Значительный вклад в спасение жизни раненых бойцов внесли ученые московских медицинских институтов.
------------------------------------
9. Архив МК и МГК КПСС, ф. 478, оп. 2, д. 18, л. 53.
------------------------------------
Вузы, эвакуированные в глубь страны, помогли местным партийным и советским органам решить многие вопросы организации военного производства. Так, профессора и преподаватели МГУ, эвакуированные в Ашхабад и Свердловск, с октября 1941 г. по июнь 1943 г. разработали 138 научных тем местного значения. Сотрудники университета изучили методы получения пресной воды из соленых и серных источников, составили схемы гелиоопреснителя и солнечного насоса с целью утилизации солнечной энергии, изучали водоемы, определяли перспективы их рыбохозяйственного использования. Они оказали большую помощь в подготовке научных и педагогических кадров, в улучшении учебно-воспитательной и научной работы местных вузов.
По заданию ГКО МГУ развернул подготовку специалистов по аэродинамике, химии синтетического топлива, по физике атомного ядра, металлофизике, геофизике, металлографии и другим специальностям. Только два вуза Москвы - МГУ и Энергетический институт-за годы войны подготовили более 3300 специалистов. В 1945 г. вузы столицы выпустили 7,7 тыс. молодых специалистов (10).
Непрерывно велась подготовка и научных кадров. В московских вузах ежегодно защищались десятки кандидатских и докторских диссертаций. Только преподаватели и аспиранты МГУ и работники других учреждений защитили за период Отечественной войны 106 диссертаций на степень доктора и 520 - на степень кандидата наук (11).
В 1943/44 учебном году началось восстановление сети московских вузов. К началу 1943/44 учебного года в столице насчитывалось уже 65 вузов, в которых обучалось 76 тыс. студентов, к 1 января 1945 г. - 72 вуза и 93 722 студента. Вузы пополнились участниками войны и молодежью, пришедшей с предприятий.
Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли много внимания московским вузам. С 1942 г., согласно решению правительства, началось восстановление пострадавших от налета вражеской авиации зданий Московского университета. Было создано четыре новых факультета - филологический, философский, экономический и юридический. В мае 1944 г. правительство постановило построить аэродинамическую лабораторию и жилой дом для профессоров и преподавателей. Университет получил много нового научного и учебного оборудования. Значительную помощь получили Энергетический институт, Высшее техническое училище им. Н. Э. Баумана, 1-й и 2-й медицинские институты, Химико-технологический институт им. Д. И. Менделеева и многие другие.
Вузовские коллективы помогали трудящимся восстанавливать разрушенное войной хозяйство. Около тысячи студентов Московского энергетического института участвовало в восстановлении Харьковской, Одесской, Новороссийской, Днепропетровской, Севастопольской, Шахтинской и других электростанций. Студенты столичных вузов работали на строительстве фабрик и заводов, на шахтах и железных дорогах, в совхозах и колхозах, восстанавливали школы и больницы.
---------------------------------------
10. «Москва. Развитие хозяйства и культуры города». Статистический сборник. М., 1958, стр. 93.
11. «Университетское образование в СССР». М., 1957, стр. 80.
---------------------------------------
Коммунистическая партия и Советское правительство высоко оценили работу коллективов вузов столицы в годы Великой Отечественной войны. Указом Президиума Верховного Совета СССР тысячи работников вузов Москвы были награждены орденами и медалями; многие профессора, преподаватели и научные работники получили Государственные премии, звания Героев Социалистического Труда. Только в МГУ 48 ученым были присуждены Государственные премии, 5 ученых были удостоены звания Героя Социалистического Труда, 308 профессоров, доцентов и преподавателей награждены орденами Советского Союза.

Деятельность ученых в годы войны


Значительный вклад в завоевание победы внесли ученые крупнейшего научного центра страны - Академии наук СССР. К началу войны Академия наук насчитывала в своем составе 138 учреждений (71 из них находилось в Москве), в которых работало 4324 научных сотрудника, в том числе 120 академиков, 182 члена-корреспондента АН СССР, 429 докторов наук и 1271 кандидат наук. Сразу же после начала войны в едином патриотическом порыве со всем советским народом ученые включились в общенародную борьбу с врагом. Свыше 2 тыс. работников Академии наук влились в ряды Советской Армии и народного ополчения и с оружием в руках боролись с фашистскими захватчиками.
23 июня 1941 г. в Президиуме АН СССР состоялось расширенное заседание, в работе которого приняло участие 60 крупнейших ученых страны. В повестке дня заседания стоял один вопрос - перестройка работы научных учреждений на военный лад. Президиум АН СССР постановил: «Немедленно пересмотреть тематику и методы исследовательских работ, направив всю творческую инициативу и энергию научных работников на выполнение задач по укреплению военной мощи нашей социалистической Родины. Обеспечить научными силами и средствами научно-исследовательские работы по оборонной тематике, закончить научно-исследовательские работы, могущие получить применение в обороне и народном хозяйстве». 28 июня 1941 г. Академия наук обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить свои силы для защиты культуры от гитлеровских варваров. «В этот час решительного боя, - говорилось в обращении, - советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей Родины и во имя защиты свободы мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству» (12). Второе обращение «К ученым всего мира» было принято на антифашистском митинге ученых, состоявшемся в Москве 12 октября 1941 г., в самое тяжелое для нашей Родины время, когда гитлеровские
--------------------------------------
12. «Правда», 29 июня 1941 г.
--------------------------------------
полчища упорно рвались к столице. Выступавшие на митинге крупнейшие ученые - академики А. Н. Бах, Ю. В. Готье, Н. С. Державин, В. Л. Комаров, А. Е. Ферсман, А. Н. Фрумкин и другие - говорили об уверенности советских ученых в победе над фашизмом, призвали ученых отдать все свои силы и знания этому великому делу.
Однако развернуть в полном объеме намеченную Президиумом АН СССР оборонную работу научным учреждениям Академии наук пришлось уже за пределами Москвы. 22 июля 1941 г. началась эвакуация учреждений Академии наук СССР на восток. Правительство заботилось о том, чтобы создать ученым более спокойные условия для творческой работы и в то же время сохранить сложившиеся научные коллективы, дать им возможность плодотворно работать.
Первым эшелоном из Москвы было эвакуировано 11 институтов и две лаборатории Академии наук СССР, в том числе физико-математические, химические и технические учреждения. Они в основном разместились в Казани, в здании университета. В августе 1941 г. в Казань переехал и Президиум АН СССР. Геологические учреждения Академии наук выехали на Урал, биологические - во Фрунзе, гуманитарные - в Ташкент и Алма-Ату.
После эвакуации учреждений Академии наук в Москве продолжало работать всего лишь 227 сотрудников, в их числе 6 академиков, 17 членов-корреспондентов, 141 научный сотрудник и 63 научно-технических сотрудника.
Большую работу провели в годы войны московские биологические учреждения Академии наук СССР. По методу академика Л. С. Штерн в Институте физиологии была подготовлена противошоковая жидкость. Она стала широко применяться для лечения раненых.
Институт физиологии животных разработал эффективный способ лечения часто встречавшегося во время войны заболевания лошадей столбняком.
Одним из основных направлений в работе московской группы Института цитологии АН СССР, руководимой профессором Д. Филатовым, было изучение биологических основ повышения продуктивности сельскохозяйственных растений. Вторым важным направлением была разработка методики консервации крови для переливания. Она велась совместно с Центральным институтом переливания крови и дала хорошие результаты.
Научные сотрудники Института биохимии АН СССР работали в тесной связи с промышленностью над проблемой получения витамина «К». Предложенную ими простую и оригинальную технологию приняли для реализации на заводах Союзвитамшшрома. Для санитарного управления Советской Армии этот витамин начали выпускать в Москве. По поручению Наркомата пищевой промышленности ученые нашли способ получения триоксиглутаровой кислоты из недефицитного сырья и обосновали возможность переоборудования ряда заводов для ее производства. Кроме того, был разработан более простой метод получения аскорбиновой кислоты, с помощью которого легче было обеспечить страну витамином «С».
Во время обороны Москвы механические мастерские Института горючих ископаемых освоили выпуск боевой продукции.
В 1942 г. академик А. Е. Ферсман возглавил группу ученых, которые занимались составлением военно-географических и военно-климатических описаний территорий фронтов применительно к требованиям разных родов войск и разработкой проблем географического дешифрирования после аэрофотосъемок местности. Кроме того, московская группа систематически выполняла отдельные оперативные задания военных органов и Комиссии по геолого-географическому обслуживанию Советской Армии. В работах московской группы участвовали научные силы главным образом Института географии и Геологического института; для выполнения отдельных работ привлекались и научные работники Почвенного института и Ботанического сада. Значительное место в деятельности московской группы Комиссии по геолого-географическому обслуживанию армии занимали работы по маскировке военных и гражданских объектов. Совместно с Московским геологическим управлением и Всесоюзным институтом минерального сырья ученые занимались изысканием источников сырья для производства минеральных красок и выявили вблизи Москвы залежи дулевских и кудиновских глин, песковских известняков, земляных красок Хотькова и Павлова Посада. Полученные на их основе красители были использованы в целях маскировки.
В дни ожесточенных боев за Сталинград в Москве развернулось строительство нового крупного научного учреждения Академии наук СССР, которое под руководством талантливого ученого И. В. Курчатова занялось изучением строения атомного ядра. В военные годы был заложен фундамент грандиозных успехов нашей науки в изучении и мирном использовании атомной энергии.
Во время пребывания в эвакуации ученые-москвичи оказали огромную научную помощь армии, промышленности и сельскому хозяйству. Под руководством президента Академии наук СССР академика В. Л. Комарова развернула работу Комиссия по мобилизации ресурсов Урала на нужды обороны. В 1942 г. ее деятельность распространилась на Западную Сибирь и Казахстан. В комиссии работали И. П. Бардин, Э. В. Брицке, В. Н. Образцов, С. Г. Струмилин, А. А. Скочинский, Д. М. Чижиков и многие другие ученые. Их работа имела неоценимое значение в укреплении обороны страны.
В Поволжье этими же проблемами занималась комиссия под руководством вице-президента Академии наук СССР академика Е. А. Чудакова. Ученые много Сделали в области изучения нефтяных ресурсов этого района.
Деятельность Академии наук СССР на востоке страны способствовала росту местных национальных кадров ученых и возникновению новых научных учреждений. В 1943 г. был открыт Киргизский филиал Академии наук СССР во главе с академиком К. И. Скрябиным; в 1944 г. возник Западно-Сибирский филиал, председателем которого стал академик А. А. Скочинский; в 1945 г. был образован Казанский филиал Академии наук СССР. По мере своего роста и укрепления филиалы Академии наук СССР преобразовывались в академии наук союзных республик. В 1943 г. Узбекский и Армянский, а в 1945 г. Азербайджанский и Казахстанский филиалы Академии наук СССР стали академиями наук соответствующих республик.
В конце сентября 1943 г. в Москве состоялось общее собрание членов Академии наук. Это была первая сессия Академии наук СССР в столице после начала войны. В ее работе приняли участие 111 академиков, 139 членов-корреспондентов АН СССР, свыше 500 руководящих и научных сотрудников учреждений Академии наук СССР, представители советской интеллигенции и научной общественности Москвы. На этом собрании ученые наметили планы дальнейшей работы по выполнению задач, связанных с мобилизацией ресурсов страны на укрепление обороны и дальнейшим развитием народного хозяйства и оборонной мощи нашего государства. Собрание обязало научные учреждения Академии наук СССР активно включиться в разработку проблем восстановления народного хозяйства в районах, пострадавших от оккупации.
Состоялись и новые выборы в Академию наук СССР. Ее ряды были пополнены 36 новыми академиками и 58 членами-корреспондентами - учеными, обогатившими своими исследованиями отечественную и мировую науку.
Все годы войны Академия наук СССР не прекращала своей деятельности по подготовке молодых ученых. В период эвакуации число аспирантов несколько сократилось, но с возвращением Академии наук в Москву оно снова стало увеличиваться. К началу 1943 г. в Академии имелось всего лишь 236 аспирантов, а к 1945 г. их было уже 1504.
Благодаря постоянной заботе и помощи со стороны Коммунистической партии и Советского правительства Академия наук СССР не только не сократила размаха своих работ, но даже расширила сеть своих учреждений. В годы войны в составе Академии возникли новые научные учреждения: Институт леса, Институт истории искусств, Институт русского языка, Московское отделение Института языка и мышления, Институт кристаллографии, лаборатории вулканологии, озероведения, гидрогеологических проблем. Из Института мировой литературы им. А. М. Горького был выделен в самостоятельное учреждение Музей Л. Н. Толстого. В 1944 г. в связи с просьбой Моссовета при Президиуме АН СССР возобновила свою работу Комиссия содействия реконструкции Москвы. Ее возглавил академик А. М. Терпигорев. В составе комиссии работали 12 академиков, 4 члена-корреспондента АН СССР, ряд руководящих работников Мосгорисполкома и других московских учреждений. А. А. Скочинский, А. М. Терпигорев, Л. Д. Шевяков и другие ученые принимали участие в работе созданного при Академии наук СССР и Всесоюзном научном инженерно-техническом обществе (ВСНИТО) Комитета научно-технического содействия строительству метрополитена.
Группа ученых, возглавляемая академиком Ф. П. Саваренским, занималась вопросами водоснабжения Москвы. Академик Б. А. Келлер работал над подбором декоративных растений для озеленения столицы. Совместно с Мосэнерго Энергетический институт АН СССР им. Г. М. Кржижановского проводил работу, связанную с развитием энергетики в Москве.
В деятельности Комиссии содействия реконструкции Москвы принимали участие представители и других научных учреждений, например, Академии архитектуры СССР, Академии коммунального хозяйства, Сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, Московского геологоразведочного управления и др.
В целом за годы войны ученые внесли большой вклад в развитие науки, разработали новые эффективные методы повышения производительности в промышленности и на транспорте, увеличения урожайности наших полей, а также совершенствования медицинского обслуживания армии. Многие исследования ученых сразу же находили применение на фронте и в тылу. Так, академик П. Л. Капица разработал метод нового эффективного получения жидкого кислорода в больших количествах, сыгравший огромную роль в развитии ведущих отраслей нашей промышленности- металлургии, газификации, химии, энергетики и т. д. При непосредственном участии Института физических проблем и Главкислорода в 1944 г. была создана самая мощная в мире установка для получения жидкого кислорода. Ее производительность в 6-7 раз превышала производительность машин старой конструкции.
Крупным достижением отечественной науки было открытие в 1944 г. и всестороннее изучение сегнетоэлектрических свойств титаната бария, проведенное сотрудниками Физического института им. П. Н. Лебедева АН СССР под руководством члена-корреспондента АН СССР Б. М. Вула. Это открытие привело к созданию нового вида материалов для изготовления малогабаритных керамических конденсаторов, обладающих высокой эффективностью, производство которых началось сразу же, и прежде всего для радиоаппаратуры, необходимой для советских войск.
Многочисленные теоретические и экспериментальные исследования советских химиков привели к созданию новых методов получения ценных для народного хозяйства веществ. В частности, большим достижением в области химии элементо-органических соединений явились открытия академика А. Н. Несмеянова.
Теоретические исследования академика С. И. Вавилова по физике неотделимы от его работ в области оптической промышленности. Значительный вклад в развитие как теоретической, так и прикладной физики и математики внесли коллективы, возглавляемые И. В. Курчатовым, П. Л. Капицей, Л. А. Арцимовичем, А. И. Алихановым, Д. В. Скобельцыным, В. А. Фоком, И. М. Виноградовым, М. В. Келдышем, М. А. Лаврентьевым, С. А. Лебедевым, А. Н. Колмогоровым, П. С.Александровым и др., в области технических наук - Г. М. Кржижановским, А. Н. Туполевым, И. П. Бардиным, А. А. Благонравовым, В. А. Котельниковым, Б. С. Стечкиным, Н. С. Шатским и другими учеными.
Работы академика Н. Е. Кочина в Институте механики АН СССР по теории крыла круговой формы внесли значительный вклад в отечественное самолетостроение.
В 1945 г. в Москве возобновил работы над изучением цепных реакций Институт химической физики АН СССР под руководством академика Н. Н. Семенова. Институт биохимии АН СССР продолжал работу над изучением строения белков и впервые осуществил синтез высокомолекулярных веществ, близко напоминающих по строению белковые вещества. Институт физиологии растений АН СССР разработал вопрос о действии активаторов ростовых процессов.
Всемерную помощь фронту оказывали гуманитарные научно-исследовательские учреждения АН СССР -институты истории, философии, экономики, языкознания и др. Ученые систематически выступали в печати со статьями о советском патриотизме, о боевых традициях нашего народа, о любви и преданности трудящихся к Родине. Появилось много работ о героях гражданской войны, о великих русских полководцах, о героической борьбе народов России против агрессоров, о мужестве и стойкости трудящихся масс в боях с иноземными врагами. Советские историки и философы помогали партии разоблачать перед всем миром разбойничью идеологию фашизма (работы В. П. Волгина, Е. М. Жукова, П. Н. Федосеева, П. Ф. Юдина, Е. В. Тарле и др.).
В этот период завершили крупные обобщающие научные труды по истории XIX в. известные ученые-историки Е. В. Тарле, Н. М. Дружинин, М. В. Нечкина. Велись глубокие научные исследования по истории международных отношений, по истории международного рабочего движения, по истории философии, экономики, по истории искусства. В связи с приближением 800-летия Москвы началась подготовка к написанию многотомной истории Москвы. В создании этого труда приняли участие видные историки, в том числе С. В. Бахрушин, С. К. Богоявленский, М. Н. Тихомиров и др. В годы войны академик Б. Д. Греков завершил первый том «Истории крестьянства».
Не прекращали своей работы в годы войны и археологи. В 1944 г. Хорезмская археологическая экспедиция, проводившая изучение археологических памятников в районе Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, открыла новую, су-яргенскую, культуру, которая связана с «культурами крашеной керамики» Южной Туркмении, Ирана и Ближнего Востока.
Еще шли на запад наши войска, а ученые уже начали собирать документальные материалы по истории Великой Отечественной войны. Этим занималась специальная комиссия Академии наук СССР во главе с членом-корреспондентом (ныне академиком) АН СССР И. И. Минцем. В сборе и публикации материалов активное участие принял коллектив сотрудников Института истории АН СССР. В расследовании злодеяний фашистов на временно оккупированной территории участвовали сотрудники Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Архива Главного военно-научного управления Генерального штаба Советской Армии и Архивного управления Министерства иностранных дел СССР. Собранные этими организациями документы послужили в дальнейшем важным источником при написании работ по истории Отечественной войны.
Окончание Великой Отечественной войны советского народа совпало с 220-летним юбилеем Академии наук СССР. Юбилейные торжества открылись 16 июня 1945 г. заседанием в Большом театре, на котором присутствовало свыше 1200 человек. Здесь собрались крупнейшие ученые Академии наук СССР и академий наук союзных республик, высших учебных заведений, а также отраслевых научно-исследовательских институтов, гости Академии наук - руководители государственных, партийных, профсоюзных и других общественных организаций, маршалы Советского Союза.
В гости к советским ученым приехало 123 деятеля науки из 19 зарубежных стран. На юбилейной сессии Академии наук СССР присутствовали представители научных кругов Англии, Франции, США, Индии, Чехословакии, Китая, Болгарии, Польши и других стран. На сессии было зачитано множество адресов и приветствий от научных организаций многих стран. Среди выступавших были известный французский физик Фредерик Жолио-Кюри, министр народного просвещения Чехословакии Зденек Неедлы и др. Они горячо поздравили советских ученых со славным юбилеем и отметили большие заслуги советских ученых в развитии мировой науки.
В приветствии Центрального Комитета партии и Советского правительства Академии наук СССР в связи с ее 220-летием была дана высокая оценка ее деятельности в годы Великой Отечественной войны. В нем говорилось: «Академия наук СССР отмечает свой юбилей в период, когда советский народ победоносно завершил Великую Отечественную войну с немецкими захватчиками. В дни войны советские ученые вели успешную работу, помогая своим трудом фронту и народному хозяйству нашей страны. Советские ученые внесли ценный вклад в дело разгрома врага» (13).

Оружием слова


Первые выстрелы на советских границах, взрывы вражеских бомб над мирными советскими селами и городами всколыхнули всех советских писателей. 22 июня 1941 г. московские писатели собрались на митинг, чтобы заявить о своей готовности встать на защиту Советской страны.
«Писатели Советской страны знают свое место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером» (14), - говорил А. Фадеев, выступая на этом митинге.
«Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной войны против врагов нашей Родины» (15) - этими словами московские писатели через несколько часов после предательского нападения гитлеровских захватчиков выразили свое патриотическое стремление участвовать в общенародной борьбе.
И уже на следующий день в «Правде» появились первые произведения, зовущие к борьбе против фашизма: стихотворения «Присягаем победой» А. Суркова и «Победа будет за нами» Н. Асеева, статья Л. Соболева «Отстоять Родину»; в «Известиях» была напечатана первая статья И. Эренбурга.
--------------------------------------
13. «Правда», 17 июня 1945 г.
14. Там же, 24 июня 1941 г.
15. Там же.
--------------------------------------
24 июня в печати появилась песня В. Лебедева-Кумача «Священная война», ставшая одной из самых популярных и боевых песен советского народа:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой...

29 июня в «Правде» была напечатана знаменитая «Походная песня» М. Исаковского, которую впоследствии знали и пели во всех концах страны:

До свиданья, города и хаты,
Нас дорога дальняя зовет.
Молодые смелые ребята -
На заре уходим мы в поход...

В те же тревожные дни появилась статья одного из старейших советских писателей, А. Толстого, озаглавленная «Что мы защищаем». «Это - моя родина, моя родная земля, мое отечество, - в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе...» (16), - взволнованно и горячо писал А. Толстой.
С патриотическим единодушием и непоколебимой верой в победу советские писатели словом и делом участвовали во всенародном подвиге. Список писателей-москвичей, принимавших непосредственное боевое участие в войне против фашизма, велик, его невозможно привести полностью. Назовем лишь некоторые имена московских писателей-фронтовиков: И. Андроников, Н. Атаров, Е. Воробьев, Б. Галин, Н. Грибачев, В. Гроссман, В. Гусев, Л. Кассиль, Д. Кедрин, В. Кожевников, А. Крон, Ю. Нагибин, П. Нилин, П. Павленко, Б. Полевой, В. Рудный, М. Светлов, К. Симонов, С. Смирнов, А. Сурков, А. Твардовский, Ю. Чепурин, А. Яшин.
В дни великого исторического испытания художники слова брались за оружие, поэты писали публицистические статьи, драматурги нередко выступали с очерками, критикам и литературоведам доводилось писать газетные корреспонденции и даже стихи.
Но и те писатели, которые по разным причинам не были в рядах действующей армии, несли боевую вахту. С публицистическими статьями выступали В. Бахметьев, Ф. Гладков, В. Ильенков, А. Караваева, Л. Леонов, В. Лидии, А. Новиков-Прибой, А. Толстой, К. Федин и многие другие.
Еще в начале июля 1941 г. в Москве по примеру знаменитых «Окон сатиры РОСТА», в которых в первые годы революции активно участвовал В. Маяковский, возникли «Окна ТАСС». В их выпуске принимала участие бригада поэтов, возглавляемая С. Кирсановым. На протяжении всех лет войны московские писатели неутомимо выступали перед массовой аудиторией: в военных частях, защищавших столицу; на других фронтах, куда выезжали писательские бригады; на массовых митингах и собраниях
-----------------------------------
16. Там же, 27 июня 1941 г.
-----------------------------------
трудящихся Москвы и других городов страны. В эти годы необычайно активизировались связи писателей с самыми широкими кругами читателей; по радио читали свои статьи А. Толстой, М. Шолохов. Постоянно звучали в эфире стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова. В напряженные боевые годы каждое новое произведение получало широкий отклик, тысячи писем приходили писателям от солдат и домохозяек, от рабочих и колхозниц, с фронтов и из глубокого тыла.
Выступая в Ленинграде на митинге, посвященном 24-й годовщине Октября, Н. Тихонов говорил:

Враг думает запугать нас - будем бесстрашными!
Враг думает осилить нас - будем непобедимыми!
Враг думает ослабить нас своей злобностью - будем беспощадными!
Побеждает тот, кто презирает смерть, кто не знает
страха, кто сквозь огонь неудержимо идет вперед!

Несмотря на то, что большинство писателей ушло в армию или находилось в разъездах в качестве корреспондентов центральных газет, Московское отделение Союза писателей не прекращало своей работы. Организация писательских бригад, проведение творческих совещаний писателей-фронтовиков, участие в митингах и других массовых мероприятиях стали повседневной заботой писательской организации. Военная комиссия Союза писателей слушала творческие отчеты писателей об их работе в армии и в печати.
В напряженной обстановке, когда враг был под Москвой, литературная жизнь столицы не только не прекратилась, но, напротив, приобрела особенно массовые формы. В библиотеках и рабочих клубах Москвы проводились литературные вечера и встречи с писателями, лекции и обсуждения новых книг. В ноябре 1941 г. на вечере в зале им. П. И. Чайковского выступали Н. Богданов, С. Васильев, А. Новиков-Прибой, Л. Славин, В. Ставский. На митинге представителей украинского народа в Москве вместе с украинскими писателями выступал В. Катаев.
Проводились и такие литературные мероприятия, которые на первый взгляд не имели отношения к войне. Поддерживая интерес к культурному наследию прошлого, пропагандируя лучшие произведения классиков, продолжая изучение истории литературы, советские литераторы вселяли в массы читателей и слушателей уверенность в победе. В феврале 1942 г. в связи со 105-летием со дня смерти А. С. Пушкина были проведены массовый юбилейный вечер в зале им. П. И. Чайковского и литературный вечер в клубе московских писателей, где ученые-литературоведы выступили с докладами, а поэты читали стихи, посвященные А. С. Пушкину. В апреле 1942 г. прошла шекспировская конференция, заслушавшая доклады «Борьба за гуманизм в творчестве Шекспира», «Шекспир и война». На антифашистской научной сессии филологического факультета МГУ московские критики прочитали доклады об освободительных традициях великой русской литературы, об антифашистской немецкой литературе, о советской литературе и войне.
Многочисленные факты свидетельствовали об интенсивности и многогранности литературной жизни Москвы в годы войны, а также о боеспособности московской писательской организации. Но, разумеется, главным свидетельством этой боеспособности было творчество писателей.
Пламенный патриотизм, тесная связь с жизнью и борьбой народа, стремление своим словом воодушевлять бойцов и мирное население, глубокое проникновение в мысли и чувства народа, вставшего на защиту своей Родины, исторический оптимизм, опирающийся на непоколебимую веру в торжество социалистической державы в ее борьбе с фашизмом - таковы главные черты творчества советских и в том числе московских писателей в годы войны.
Наибольшее развитие получили газетные жанры -короткое агитационное или сатирическое стихотворение, боевой оперативный очерк, публицистическая статья, небольшой рассказ-эпизод или рассказ-портрет.
Огромную силу эмоционального воздействия являла собой публицистика военных лет. Умелое обращение к героическому прошлому, зовущему на подвиги во славу Родины, характерно для статей А. Толстого; широта охвата жизненного материала, эмоциональность и суровая точность отличают публицистику М. Шолохова; торжественный пафос плавной, иногда возвышенной речи, насыщенной глубокими философскими размышлениями, звучит в публицистике Л. Леонова; в очерковой повествовательной манере написаны фронтовые корреспонденции К. Симонова; в статьях И. Эренбурга страсть и гнев сочетаются с разящей иронией.
Столь же богата была в годы войны и советская поэзия. Лирика тех лет - это прежде всего лирика пламенной любви к Родине, глубокой веры в победу, преданности идеям коммунизма, выражающая мысль о том, что личное счастье, любовь и радость невозможны без победы над фашизмом. Никогда еще в поэзии с такой отчетливостью не звучало единство общественного и личного, как в стихах военных лет. Стихи Н. Асеева, С. Щипачева, А. Суркова, А. Твардовского, Д. Бедного, С. Маршака, А. Безыменского, М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, С. Кирсанова, А. Жарова, М. Матусовского, Н. Грибачева, М. Светлова, Л. Ошанина, М. Луконина и многих других поэтов пользовались большой любовью читателей в тылу и на фронтах. Многие стихи становились массовыми, широко распространенными песнями.
Но не только короткие лирические и публицистические стихи появлялись в напряженные дни войны. Советская поэзия обладала такими творческими силами, которые позволяли ей в самые трудные годы военных испытаний создавать произведения большой поэтической формы, эпические поэмы.
К их числу относятся «Зоя» М. Алигер. Наиболее значительная поэма военных лет - «Василий Теркин» А. Твардовского, в которой создан глубоко народный образ советского человека, взявшего оружие, чтобы отстоять свою страну от врага. Связанная с традициями народной поэзии «книга про бойца», как назвал ее Твардовский, сочетает в себе высокую патетику с неиссякаемым юмором, взволнованные раздумья о судьбах народных и подвигах с бытовыми деталями фронтовой жизни бойцов. Эпический образ воина сливается в поэме с лирическими раздумьями автора, который признается своим читателям:

И скажу тебе, не скрою,
В этой книге, там ли, сям
То, что молвить бы герою,
Говорю я лично сам.
Я за все кругом в ответе...

Высокое чувство ответственности за судьбы Родины воодушевляло советских писателей. Поэтому так широка тематика литературы военных лет. В прозе, как и в поэзии, впереди шли так называемые малые жанры - очерк и рассказ. Кроме множества газетных очерков и рассказов, советские писатели создали в те годы замечательные образцы новеллистического искусства, такие, как «Рассказы Ивана Сударева» и «Русский характер» А. Толстого, «Март-Апрель» В. Кожевникова, «Снег» К. Паустовского, «Морская душа» Л. Соболева.
Уже с первых месяцев войны московские писатели задумывались над созданием больших произведений. Ни одна литература в мире не знала и не знает примеров такой плодотворной творческой работы, появления столь большого числа повестей и даже романов в эпоху величайших потрясений.
В начале 1942 г. появилась повесть В. Гроссмана «Народ бессмертен», проникнутая твердой верой в победу. Непобедимость советского народа проникновенно раскрывается в образах повести Б. Горбатова «Непокоренные», посвященной борьбе мирных тружеников с оккупантами. Героический подвиг защитников Сталинграда составляет содержание повести К. Симонова «Дни и ночи». Важные эпизоды войны, живые образы советских воинов встают перед читателями со страниц повестей «Взятие Великошумска» Л. Леонова, «Командир дивизии» и «Ночь полководца» Г. Березко, «Волоколамское шоссе» А. Бека.
По свежим следам героических событий был написан роман А. Фадеева «Молодая гвардия». В эти же годы М. Шолохов опубликовал первые главы романа «Они сражались за Родину».
Московские драматурги создали в годы войны десятки одноактных пьес для фронтовых бригад и самодеятельных театров. Успешно развивалась и большая драматургия. Заслуженную популярность получили пьесы «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова, «Песнь о черноморцах» Б. Лавренева, «Накануне» А. Афиногенова и др.
Серьезность исторических испытаний, напряжение всех сил народа в годы войны с фашизмом вызвали повышенный интерес к героическим традициям прошлого. Продолжая работу над романом «Петр Первый», А. Толстой создал в эти годы и драматическую дилогию об Иване Грозном. Борьбе с нашествием Наполеона были посвящены пьеса К. Тренева «Полководец» и повесть С. Голубова «Багратион».
Наряду с писателями старшего и среднего поколения работали и молодые литераторы, в том числе талантливая молодежь, вступившая в литературу накануне войны и ушедшая на фронт прямо со школьной скамьи. В годы войны впервые прозвучали стихи А. Недогонова, С. Наровчатова, А. Межирова, М. Луконина, Ю. Друниной, С. Гудзенко и др.
В Великой Отечественной войне участвовало около тысячи писателей, 275 из них погибли смертью храбрых.
Московские писатели свято хранят память о погибших товарищах: мраморная доска в Доме литераторов на улице Воровского навеки сохраняет их имена. Это прозаики А. Гайдар, Ю. Крымов, Е. Петров, Е. Чернявский, И. Меньшиков, Е. Зозуля, очеркисты М. Лузгин, В. Ставский, И. Зарубин, драматург А. Афиногенов, поэты Д. Алтаузен, И. Уткин и др.
В радостный День Победы 9 мая 1945 г. Н. Тихонов писал в «Правде»: «Девятое мая! Никогда не забудет этого дня советский человек. Как никогда не забудет 22 июня 1941 г. Между этими двумя датами прошло как бы столетие. И как бывает в народном эпосе, за это время сказочно вырос советский человек. Он вырос такг что красноармеец, стоящий у развевающегося знамени в Берлине, виден всему миру». Произведения советских писателей способствовали тому, что всему миру стал ближе и понятнее подвиг советского народа, запечатленный в стихах и песнях, очерках и романах, пьесах и публицистике. Но слова Тихонова могут с полным правом быть отнесены и к самим советским писателям: всему миру стали видны неисчерпаемые богатства искусства социалистического реализма, сила и единство советской литературы - боевого участника всенародного подвига.

Театральная жизнь


В суровые годы войны высокое сознание своего патриотического долга перед Родиной проявили и творческие работники московских театров. В первые же дни после начала военных действий на фронт отправились бригады актеров. Получила развитие славная традиция советского театрального искусства - шефство театров над Советской Армией. Художники сцены хотели быть вместе со своими зрителями, стать всемерно полезными им, отдать все силы скорейшему разгрому врага.
В Центральном доме работников искусств (ЦДРИ) был создан московский штаб по художественному обслуживанию агитационных и сборных пунктов. С 22 июня по 2 июля в Москве и Московской области состоялось 450 концертов, в которых приняли участие свыше 700 артистов (17). К сентябрю число концертов в Москве достигло 3 тыс.; кроме того, для воинских частей московские театры сыграли 50 спектаклей.
Наряду с бригадами, выступавшими на сборных пунктах, в госпиталях, систематически выезжавшими на фронт, некоторые московские театры создали специальные фронтовые филиалы. В феврале 1942г. такой филиал, руководимый А. Орочко, организовал Театр им. Евг. Вахтангова. В конце декабря 1942 г. состоялись первые выступления фронтового филиала Малого театра, возглавляемого режиссером С. Алексеевым. На протяжении 1942 г. начали работу 1-й и 2-й фронтовые театры ВТО, Музыкальный театр ВТО, молодежно-комсомольский театр ВТО, фронтовой театр миниатюр «Веселый десант».
На фронт выезжали лучшие актеры театров Москвы: А. Остужев, П. Садовский, И. Ильинский, А. Тарасова и др. Спектакли, как правило, игрались на лесных лужайках и площадях селений, только что освобожденных от врага, концерты давались в блиндажах. Вот запись в дневнике актерской группы ЦТКА, сделанная зимой 1941/42 г.: «Едем на передовую линию огня, по дороге большие столбы дыма - разрывы фашистских мин. Приехали в пустую деревню. В полуразрушенной темной избе проходит концерт. У входа усиленный караул наблюдает за „воздухом". В избе разместилось около 200 человек. Некоторые прибыли прямо из разведки. Эта воинская часть с боем прошла от стен Москвы, преследуя фашистских захватчиков. В ней 40 орденоносцев, много членов партии, комсомольцев, бодрая, отважная, смелая молодежь...»
Характерна атмосфера зрительных залов Москвы осенью 1941 г. Нетопленые, холодные помещения. Зрители в шинелях, стеганках, совсем недавно покинувшие передовую или, напротив, тотчас после спектакля отправляющиеся на фронт. Спектакли, прерываемые тревогами и возобновляемые после отбоя. И тем не менее театры продолжали свою работу. Люди черпали здесь моральную силу, бодрость. Здесь они учились еще больше любить Родину, еще сильнее ненавидеть врага.
---------------------------------
17. «Правда», 2 июля 1941 г.
---------------------------------
Ход военных действий вынудил правительство в октябре 1941 г. провести эвакуацию большинства московских театров. Но уже в дни разгрома фашистских войск под Москвой в декабре 1941 г. в столице открылся Драматический театр, призванный обслуживать население и воинские части. Московский театр драмы, возникший на основе театра им. Ленсовета, объединил в своей труппе актеров МХАТ, Малого театра, Театра Революции, Камерного, им. Ленинского комсомола. В сезон 1941/42 г. в Москве работали также филиал Большого театра, Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Областной театр юного зрителя, театры миниатюр и обозрений.
Тема советского патриотизма стала главной в творчестве всех московских театральных коллективов. Антифашистские, патриотические мотивы усиливались, углублялись в постановках, осуществленных еще до войны. Театры все чаще обращались к истории русского народа. Театры им. Моссовета и им. М. Н. Ермоловой поставили пьесу А. Кочеткова и К. Липскерова «Надежда Дурова», пьеса А. Гладкова «Давным-давно» шла в ЦТКА, в Театре Революции и Театре драмы, «Олеко Дундич» М. Каца и А. Ржешевского - в Театре им. Евг. Вахтангова и ЦТКА.
Среди первых постановок московских театров, посвященных событиям войны выделялся спектакль «Накануне» А. Н.Афиногенова в Центральном театре транспорта, осуществленный Н. Петровым во время пребывания театра в Забайкалье в декабре 1941 г. Спектакль выражал величайший оптимизм и веру в победу народа, он имел своеобразную лирико-оптимистическую тональность, находившую живой отклик в душах зрителей. Богатый материал для раскрытия темы советского патриотизма во всей ее широте и глубине, для многообразного показа высоких духовных качеств советских людей дали московским театрам лучшие пьесы военных лет: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова и некоторые другие.
Премьера спектакля «Русские люди» состоялась в Московском театре драмы в июле 1942 г. Близость войны словно опалила его своим дыханием. Перед зрителями открывалось ночное небо: прорезывающие мрак лучи прожекторов и вспышки пожаров озаряли южный приморский городок (художник спектакля Б. Волков); звучала глубоко волнующая, полная раздумий 7-я симфония Д. Шостаковича.
Тот же спектакль, поставленный на сцене МХАТ, был строже, мужественнее. Театр подчеркивал, что герои спектакля - рядовые участники войны.
Среди всех постановок «Фронта» выделялся публицистической страстностью, остротой, ярким сатирическим пафосом спектакль, поставленный Р. Симоновым в Театре им. Евг. Вахтангова осенью 1942 г. В самом стиле этой постановки нашли выражение черты своего рода спектакля-митинга, непосредственно обращающегося к зрителю, властно втягивающего его в развертывающийся на сцене спор.
С большой убедительностью и одновременно резкостью обличения был воплощен в спектакле образ Ивана Горлова А. Диким. Актер клеймил невежество, отсталость Горлова, создавая выразительную фигуру, вполне реалистическую и в то же время по-плакатному броскую. Прием сценического гротеска как одно из возможных решений пьесы был решительно отброшен актерами и режиссурой спектакля «Фронт» в МХАТ. Спектакль был основан на принципах последовательной, строгой достоверности. Играя роль Ивана Горлова, И. Москвин заставлял зрителя ясно увидеть биографию своего героя, рабочего по происхождению, коммуниста. Москвин играл драму Горлова как драматическое крушение его взглядов.
Заметное место в развитии советского театрального искусства военных лет заняли постановки пьесы Л. Леонова «Нашествие» в Малом театре и в Театре им. Моссовета. Темой обоих спектаклей стал глубочайший патриотизм советских людей.
В изображении мира людей, противостоящих советским патриотам, режиссура спектаклей обратилась к острым сатирическим приемам, добиваясь резкости, памфлетности, присущих политической сатире. Героическая военная действительность, подвиг советского народа получили воплощение на сценах московских театров в спектаклях эпических, дающих широкую панораму военных действий, и в постановках камерных, интимных, лирически показывающих, как в душевном поведении отдельного человека раскрьь ваются великие свершения народа. Народно-героическим спектаклем широкого эпического плана был спектакль ЦТКА «Сталинградцы» Ю. Чепурина, показанный в Москве в 1944 г. Единый, обобщенный образ города-бойца и многочисленные образы его защитников стали главными, определяющими всё построение действия. Не боясь упреков в натурализме, режиссеры и художник показывали неповторимую военную обстановку битвы под Сталинградом во всей ее жизненной конкретности, с обильным многообразием достоверных деталей.
Идея о всенародном характере советского патриотизма содержалась и в спектакле Театра им. Моссовета «Встреча в темноте» Ф. Кнорре, также показанном после возвращения коллектива в столицу в 1944 г. Но раскрывалась та же идея в результате анализа немногих характеров. В центре спектакля стоял правдивый, поэтический образ молоденькой учительницы Вари, спасшей нескольких раненых бойцов. Задушевно, просто изобразила В. Марецкая путь к героическому подвигу очень юной девушки, поднимающейся в дни трудного испытания на новую ступень своей духовной и гражданской жизни.
Подготовку спектакля «Глубокая разведка» А. Крона и «Кремлевские куранты» Н. Погодина МХАТ начал еще до войны.
Глубокой связью с современностью была проникнута трактовка образа В. И. Ленина А. Грибовым в спектакле «Кремлевские куранты». Актер выдвигал на первый план тему осуществленной революционной мечты вождя. К лучшим, наиболее талантливым творениям Н. Хмелева принадлежит созданный им типический образ русского интеллигента Забелина, в котором актер особенно подчеркнул его высокий патриотизм, любовь к науке.
По режиссерскому мастерству, по глубине актерского искусства спектакль «Глубокая разведка» занимал ведущее место среди работ МХАТ, посвященных теме социалистического труда. С замечательной силой, достоверностью, глубиной раскрывалась в спектакле тема единства личного и общественного, понимания профессии как призвания. Спектаклями «Кремлевские куранты» и «Глубокая разведка» театр говорил о том, что война ведется во имя мирного труда и строительства, во имя сохранения завоеваний революции. Война заставила театр с особой глубиной увидеть и понять великое духовное богатство советских людей, передать зрителям веру в огромную радость мирного созидательного труда.
Новую трактовку на московских сценах получили в годы войны произведения русской и зарубежной классики. В самом выборе классических пьес решающим становился принцип их созвучия героике современности. Патриотические, романтические мотивы привлекли Театр им. Евг. Вахтангова и Театр им. Ленинского комсомола к пьесе Э. Ростана «Сирано де Бержерак». Благородным патриотом, человеком долга сыграли М. Астангов и И. Берсенев французского поэта. Тему мужества и героики выражала поставленная Ю. Завадским и Ю. Шмыткиным трагедия Шекспира «Отелло». Спектакль раскрывал столкновение философии гуманизма с человеконенавистничеством, клеймил собственническую психологию, эгоистическую, захватническую идеологию. Романтическими тонами был окрашен образ Отелло в исполнении Н. Мордвинова. В конце войны Малый театр возобновил спектакль «Волки и овцы» А. Н. Островского, в котором с блеском проявилось замечательное комедийное мастерство ряда актеров старшего и среднего поколения: А. Яблочкиной и В. Пашенной (Мурзавецкая), В. Рыжовой и Е. Турчаниновой (Анфуса), Н. Светловидова и Н. Рыжова (Лыняев), И. Ильинского (Аполлон), Д. Зеркаловой (Глафира). Большим успехом пользовался в годы войны спектакль «Правда - хорошо, а счастье - лучше» А. Н. Островского, поставленный в самый канун войны Б. Никольским. Видное место заняла в репертуаре Малого театра постановка сатирической комедии Б. Шоу «Пигмалион» с Д. Зеркаловой и К. Зубовым в главных ролях.
К числу лучших классических постановок московских театров военных лет должны быть отнесены спектакли Театра им. Ленинского комсомола «Месяц в деревне» И. С. Тургенева и «Живой труп» Л. Н. Толстого, спектакль Театра им. М. Н. Ермоловой «Бешеные деньги» А. Н. Островского, спектакли Камерного театра «Чайка» А. П.Чехова и «Без вины виноватые» А. Н. Островского. В ролях Нины Заречной и Кручининой большая драматическая актриса А. Коонен выдвигала на первый план тему пламенной веры в высокое, благородное назначение искусства. Изменилась, приобрела новые черты в военное время работа детских театров Москвы. Центральный детский театр объединился с Московским театром для детей, Московский театр юного зрителя - с Государственным центральным театром юного зрителя. Эвакуированные на восток в небольшие города, не имевшие своих постоянных театров, оба коллектива ориентировались не только на детского, но и на взрослого зрителя. По возвращении в Москву Центральный детский театр показал премьеры «Грач, птица весенняя» С. Мстиславского и «Город мастеров» Т. Габбе. Московский театр юного зрителя с успехом осуществил постановку сказки А. Симукова «Земля родная».
Наряду с творческими достижениями были в работе московских театров военных лет и неудачи. В ряде случаев эти неудачи были связаны с неверной, тенденциозной трактовкой исторических тем и характеров. К концу войны в творчестве некоторых коллективов заметно обозначилась склонность к развлекательности, облегченному толкованию современных тем.
Но общий итог работы театров был значителен, плодотворен. Многие постановки московских театров сыграли большую роль в развитии советского театрального искусства военных лет.
В 1943 г. началась реэвакуация московских театров. Весной и летом 1943 г. в Москву вернулись ЦТКА и Театр им. Ленинского комсомола, в сентябре - октябре приехали и начали работать остальные московские театры. Их коллективы провели большую творческую шефскую работу в республиках. Влияние московских театров как большой культурной силы заметно сказалось на театральной жизни Ташкента, Свердловска, Куйбышева, Челябинска, Омска, Иркутска, Чимкента, Алма-Аты и других городов. Вернувшись в столицу, театры выступили со своего рода творческими отчетами перед москвичами.
К уже имевшимся спектаклям о героическом подвиге народа, высоких духовных качествах советских людей прибавлялись другие, по-новому раскрывавшие героическую народную тему. К ним относятся психологический, лирический спектакль театра им. Ленинского комсомола «Так и будет» К. Симонова о том, как люди возвращаются с фронта, а также патетический, построенный в форме лирико-публицистической многоэпизодной оратории спектакль «Сыновья трех рек» В. Гусева в Театре драмы, поставленный Н. Охлопковым с присущей ему склонностью к аллегориям, символам и эффектной фееричности.
Спектакли московских театров осенью и зимой 1944 г., весной 1945 г. неоднократно прерывались. Но перерывы были теперь радостны и торжественны. Взволнованно зачитывали актеры очередное сообщение о взятии новых городов. За окнами взлетали разноцветные огни салютов. Советская Армия, изгнав врага с советской территории, устремилась на запад. А вместе с войсками на запад двигались фронтовые бригады театров Москвы. Последние фронтовые спектакли игрались перед героями, взявшими рейхстаг.



Теория и практика
Кредиты могут быть разными. Попробуем разобраться в их главных отличиях и основных особенностях:

Ипотечный кредит >>

Автокредит >>

Потребительский кредит >>

Ломбардный кредит >>
Практически все крупные банки предлагают разнообразие кредитных карт. В чем их основные отличия?

См. подробности >>


Оценка кредитоспособности заемщика

Особенности страхования кредитов

Обеспечение исполнения обязательств по кредиту
Кому может быть предоставлен ипотечный кредит? Можно ли продать купленную квартиру до полного погашения кредита?

См. ответы на вопросы >>


Отказы по кредитам. Распространенные причины

Риск кредитования. Чем рискуют банки

Расчеты с помощью пластиковых карт


Особенности залога при ипотечном кредитовании

В магазин за экспресс-кредитом: покупки без денег

Ипотека для военнослужащих: как получить жилье

Главный риск заемщика - невыплаты по кредиту

Налоговый учет процентов по кредиту
   © При цитировании гиперссылка обязательна.