Италия вышла из второй мировой войны практически без валютных резервов: в мае 1945 г. в центральном банке оставалось всего 1,5 т золота против 106,7 т в конце 1940 г. В первые послевоенные годы валютные резервы страны увеличивались главным образом вследствие поступлений от американской «помощи» и привлечения иностранного капитала преимущественно в форме прямых частных инвестиций и займов. С конца 50-х годов до 1971 г. основным фактором увеличения валютных резервов были актив баланса услуг и поступления иностранной валюты от односторонних переводов, осуществляемых итальянскими эмигрантами своим семьям и родственникам. В 1957—1971 гг., за исключением 1963 и 1969 гг., этих поступлений хватало не только для покрытия дефицита торгового баланса, но и отрицательного сальдо баланса движения капиталов.
Дефицит платежного баланса в 1963 г. (1252 млн. долл.) был вызван отрицательным сальдо торгового баланса в 1903 млн, долл., что обусловливалось более высокими темпами роста цен в Италии по сравнению с другими промышленно развитыми странами. Так, с сентября 1961 г. по март 1964 г. индекс оптовых цен вырос в Италии на 12,4%, во Франции — на 6,9, Англии— на 4, ФРГ — на 2,5, США —на 0,4%. Это обстоятельство в условиях отмены количественных ограничений и понижения таможенных пошлин ослабило конкурентоспособность итальянских товаров. Кроме того, плохой урожай и недостаток мяса при расширении внутреннего спроса на продовольственные товары вызвали сильное увеличение их импорта.
Отрицательное сальдо платежного баланса в 1969 г. (1391 млн. долл.) объясняется резким увеличением экспорта капиталов, вследствие чего дефицит баланса движения капиталов составил в 1969 г. 3624 млн. долл. Рост экспорта капиталов из Италии в 1969 г. был обусловлен рядом факторов. В частности, в период мощного наступления рабочего класса, вошедшего в историю стрны как «горячая осень», многие владельцы денежного капитала предпочитали переводить его за границу в ожидании лучших времен. Важными стимулами для экспортеров капитала были также более высокие процентные ставки мирового рынка ссудных капиталов по сравнению с национальным и стремление заработать на ожидавшейся ревальвации западногерманской марки. Обострение валютного кризиса капитализма в начале 70-х годов тяжело отразилось на Италии. После введения в конце июня 1972 г. «плавающего» курса фунта стерлингов усилилось бегство капиталов из Италии в ожидании девальвации лиры, вследствие чего отрицательное сальдо баланса движения капиталов возросло с 599 млн. долл. в 1971 г. до 2314 млн. долл. в 1972 г. Дефицит платежного баланса в 1972 г. составил 1249 млн. долл. и был покрыт в основном за счет сокращения запасов обратимой валюты и роста краткосрочной задолженности итальянских банков перед заграницей.
В 1973 г. и особенно в 1974 г. дефицит платежного баланса страны был обусловлен ростом отрицательного сальдо торгового баланса вследствие повышения мировых цен на сырье и на нефть. Италия пыталась разрешать свои валютные трудности путем интенсивного привлечения иностранных займов. Благодаря притоку иностранного капитала ее золото-валютные резервы к концу 1974 г. достигли рекордного за все послевоенное время уровня.
В 1975 г. по сравнению с 1974 г. дефицит платежного баланса значительно уменьшился главным образом из-за резкого сокращения отрицательного сальдо торгового баланса и увеличения поступлений по некоторым другим статьям баланса текущих операций. Примечательно, что в 1975 г. вследствие глубокого кризиса физический объем импорта сократился по сравнению с предыдущим годом на 11%, по стоимости — на 6%, а экспорт увеличился соответственно на 2,3 и на 15%. Важную роль в платежном балансе играют внешнеторговые операции, хотя их роль несколько сократилась. Так, с 1951 по 1975 г. во всем объеме баланса по текущим операциям доля платежей по импорту товаров (в ценах «фоб») сократилась с 81 до 75%, а удельный вес поступлений от экспорта — с 77 до 73%.
Несмотря на относительное уменьшение доли торговли в объеме текущих операций Италии с заграницей, абсолютный рост ее очень значителен, С 1951 по 1975 г. импорт страны (в ценах «фоб») увеличился в 12, а экспорт— в 14 раз. Отношение внешнеторговых операций к ВНП за этот период возросло с 22 до 48,1%, в том числе по импорту —с 12 до 24,7%, по экспорту —с 10 до 23,4%.
Обычно для внешнеторгового баланса страны характерно отрицательное сальдо. Однако если учитывать импорт в ценах «фоб», то в годы слабой деловой активности он сводился с положительным сальдо. Так было в 1965 г., в 1968—1969 и в 1971—1972 гг. Резкое повышение цен на сырье и топливо в 1973—1975 гг. вызвало кризис торгового баланса.
Среди неторговых статей платежного баланса большое значение имеют поступления от туризма. С 1958 по 1973 г. приток иностранных туристов в Италию увеличился с 15,3 млн. до 35,8 млн. человек, чистые доходы от туризма (за вычетом расходов итальянских туристов за границей) — с 411 млн. до 1600 млн. долл. В 1974 г. вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в капиталистических странах число иностранных туристов несколько сократилось. В 1975 г. поток туристов в Италию снова увеличился, а чистые поступления от них достигли 2450 млн. долл.
Важную роль в пополнении валютных резервов Италии играют поступления от эмигрантов и работающих за рубежом сезонных рабочих. Огромная перманентная армия безработных, тяжелое экономическое положение южных районов Италии, разорение крестьянских хозяйств обусловили массовую эмиграцию. В настоящее время за границей находятся 6 млн. итальянцев, сохранивших гражданство своей страны. Рост численности проживающих за границей граждан и ослабление валютных ограничений в других странах привели к значительному увеличению поступлений иностранной валюты в Италию по эмигрантским переводам. Кроме того, в послевоенные годы ежегодно выезжают в западноевропейские страны, главным образом в Швейцарию, ФРГ, Францию, десятки тысяч итальянцев на сезонные работы, валютные поступления от которых превышают переводы эмигрантов.
«Транспортные перевозки» сводятся с хроническим дефицитом для Италии. Только авиатранспорт дает чистые валютные поступления, составившие в 1975 г. 132 млрд. лир (202 млн. долл.). Дефицит по всем видам транспортных перевозок в 1975 г. достиг 396 млрд. лир (607 млн. долл.).
Хронически пассивны для итальянского платежного баланса такие статьи, как «Торговля патентами» и, за редким исключением, «Проценты и дивиденды».
Одной из главных составных частей платежного баланса является баланс движения капиталов. Стремясь привлечь в страну иностранный капитал, правительство Италии в середине 50-х годов ослабило валютные ограничения в области движения капиталов. Приток иностранного капитала принял большие масштабы, что привело к увеличению внешнего долга. С 1957 по 1975 г. общий объем среднесрочного и долгосрочного внешнего долга Италии вырос в 21,6 раза, причем доля частных долгов в нем повысилась с 55,4 до 90,9%.
Основную часть иностранных инвестиций в Италии составляют прямые инвестиции, обеспечивающие инвестору контроль над итальянскими предприятиями. На конец 1975 г. иностранные инвестиции в экономику Италии составили 8065 млрд. лир (12,4 млрд. долл.), из них 71 % — прямые, 23,7 — портфельные, 5,3%—прочие.
Из 5722 млрд. лир прямых инвестиций 23,7% было вложено в химию и энергетику, 24 — в машиностроение, металлургию, шахты, 5,8 — в пищевую промышленность, 5,2—в торговлю, 10,6 — в кредитную систему, страховое дело и финансовые компании, 30,7%—в недвижимость и другие отрасли.
Более половины всей суммы прямых инвестиций (55,9%) приходилось на Швейцарию, Люксембург и Лихтенштейн.
Значительная часть прямых инвестиций этих стран вложена в недвижимость, машиностроение, в банки, страховые и финансовые компании, химию и энергетику. Не исключено, что за значительной частью инвестиций этих стран в Италии скрываются капиталы других государств, прежде всего США. На страны ЕЭС приходилось 1146 млрд. лир прямых инвестиций (20%), из которых 417 млрд. лир было вложено в химию и энергетику, 343 млрд. лир — в машиностроение, металлургию и добывающую промышленность, 105 млрд. лир — в пищевую, 159 млрд. лир — в недвижимость. Американский капитал (1033 млрд. лир, или 18,1% всех прямых инвестиций в итальянскую экономику) большей частью вложен в химию, энергетику, машиностроение и недвижимость.
Среди прямых инвестиций итальянская статистика выделяет производительные, на которые распространяется более льготный режим в отношении изъятия вложенного капитала и вывоза прибылей. За 1956—1975гг. общая сумма прямых производительных иностранных инвестиций в Италии составила 792 млрд. лир, из которых 37,5% было вложено в нефтеперерабатывающую промышленность, 13,8 — в химическую и фармацевтическую, 10,3 — в машиностроение, 7%—в пищевую промышленность. Согласно данным Центрального института статистики, в 1974 г. в 382 из 835 крупных итальянских акционерных компаниях участвовал иностранный капитал. Иностранным акционерам принадлежало 16% общего капитала всех этих компаний и 30,5% капитала компаний с участием иностранцев.
Приток иностранного капитала привел к увеличению его роли в экономике страны. По данным исследования Школы промышленной администрации Турина, с 1963 по 1971 г. в общем числе 195 крупнейших промышленных компаний Италии количество компаний, контролируемых иностранцами, возросло с 49 до 61, причем доля последних в общем обороте 195 крупнейших компаний возросла с 18,4 до 25,3%.
Больших размеров, особенно в последние годы, достиг приток иностранных капиталов в форме займов. Только за 1973—1975 гг. сумма иностранных займов (за вычетом погашений) составила 4732 млрд. лир. К концу 1975 г. задолженность Италии по иностранным займам, включая займы Банка Италии, достигла 13569 млрд. лир (21 млрд. долл.), из которых 5473 млрд. лир должны быть погашены в 1976—1978 гг.
Рост экономики Италии после второй мировой войны и накопление на этой основе ссудного капитала, постепенное ослабление валютных ограничений, введение обратимости лиры — эти и другие факторы создали объективные предпосылки для расширения экспорта капитала из страны. Одна из важнейших форм вывоза капитала — частные инвестиции, общий объем которых к концу 1975 г. достиг 4810 млрд. лир. Из этой суммы 50,4% приходилось на прямые, 48,7 — на портфельные, 0,9% —на другие виды. Вывоз капитала осуществляется также в виде частных и государственных займов, коммерческих кредитов и в других легальных формах. Вместе с тем огромных размеров достиг нелегальный вывоз итальянских банкнот и т. п. За 1949—1974 гг. скрытый экспорт капиталов из страны в форме тайного вывоза составил 11 100 млрд. лир, через каналы внешнеторговых расчетов — 9000 млрд. лир, туризм — 2100 млрд. лир, переводы эмигрантов — 500 млрд. лир. В конце 1974 г. итальянский капитал за границей оценивался в 335 тыс. млрд. лир, а в конце 1975 г.— около 40 тыс. млрд. лир, что значительно превышало внешний долг Италии. «Бегство» капиталов подрывает экономику страны, осложняет ее валютное положение и вынуждает правительство прибегать к иностранным займам. В конечном счете отлив капиталов способствует усилению экономической и политической зависимости Италии от наиболее сильных капиталистических стран, прежде всего от США и ФРГ.
В первые послевоенные годы вследствие сильного роста цен внутри страны и тяжелого валютного положения Италия провела шесть девальваций своей валюты, в результате которых ее курс к доллару был понижен с 19 лир в мае 1941 г. до 625 лир в сентябре 1949 г.
Валютные ограничения были введены в 1934 г. До мая 1945 г. контроль над валютными операциями осуществлялся Национальным институтом по валютным операциям («Исткамби»). Вывоз итальянской валюты запрещался. Вся выручка в иностранной валюте от экспорта товаров, от услуг за границей и доходов из-за границы подлежала сдаче в «Исткамби» в обмен на лиры. Итальянские резиденты обязывались декларировать и передавать институту свои средства в иностранной валюте, включая иностранные и итальянские ценные бумаги, выпущенные за границей. Институту принадлежало право монопольной торговли золотом.
В 1945 г. «Исткамби» был ликвидирован; его функции перешли к созданному Итальянскому валютному бюро («Камбитал») — государственной организации, контролируемой казначейством и Банком Италии. «Камбитал» осуществляет свою деятельность через отделения Банка Италии и сеть уполномоченных банков.
Предпосылки для ослабления Италией ограничений как во внешней торговле, так и в области международных расчетов складывались с укреплением позиций страны на внешних рынках, ростом валютных резервов, упрочением положения лиры на международной арене. Декретом от 28 июля 1955 г. было ликвидировано правило об обязательной продаже резидентами «Камбиталу» 50% выручки в иностранной валюте. В уполномоченных банках для резидентов открыты так называемые стопроцентные валютные счета, на которые зачисляется вся выручка в долларах США и Канады, фунтах стерлингов и ряде других валют. Суммы на этих счетах могли свободно использоваться владельцами в течение шести месяцев для оплаты импорта товаров, услуг, а также для продажи валюты на валютном рынке. Не использованная в течение установленного срока валюта должна сдаваться в «Камбитал» по самому низкому официальному курсу, зарегистрированному в период между открытием счета и продажей валюты. В 1956 г. возник легальный рынок иностранных банкнот, на котором могли свободно совершать свои операции уполномоченные банки и «Камбитал». 27 декабря 1958 г. была введена обратимость итальянской лиры.
Наряду со значительным ослаблением ограничений платежей по текущим операциям Италия в известной степени либерализовала и движение капиталов. Иностранные инвестиции регулируются законом от 7 февраля 1956 г., который подразделяет их на производительные и непроизводительные. К первым отнесены капиталовложения для создания предприятий, осуществляющих мелиорацию земель, строительство заводов, верфей, линий электропередач, колодцев, туннелей, гостиниц, дорог, морские и воздушные перевозки; ко вторым — все остальные инвестиции. В зависимости от такого деления закон устанавливает различный порядок перевода за границу изымаемых капиталов и прибылей: суммы по производительным капиталовложениям могут переводиться за границу свободно, по непроизводительным инвестициям устанавливаются ограничения. Цель закона— создание наиболее благоприятных условий для производительных инвестиций.
Суммы, не подлежащие переводу за границу, зачислялись на специальные счета и могли использоваться только для определенных операций в Италии. Однако в 1958 г. итальянское правительство, формально не отменяя закона 1956 г., фактически ликвидировало ограничения на перевод за границу средств со специальных счетов, разрешив их перевод на вновь образованные счета капиталов. Средства со счетов капиталов могут использоваться для новых инвестиций в Италии, переводиться с одного такого счета на другой независимо от страны происхождения инвестора, а также использоваться для покупки иностранной валюты на рынке банкнот. Таким образом, еще до введения обратимости лиры Италия фактически отменила валютные ограничения на перевод за границу прибылей от капиталовложений в стране, а также изымаемых инвестиций.
Улучшение валютного и экономического положения позволило итальянскому правительству в начале 60-х годов ослабить валютные ограничения и на вывоз капитала. Италия, являющаяся членом ЕЭС и вынужденная подчиняться директивам Совета Министров «Общего рынка», неохотно шла на либерализацию экспорта капиталов, поскольку опасалась осложнений на внутреннем рынке капиталов. Так, директива, принятая в январе 1963 г., предусматривала полную либерализацию сделок с акциями и облигациями внутри Сообщества. Хотя итальянские власти формально согласились с этой директивой, но фактически сделали все, чтобы уменьшить ее влияние на рынок ссудных капиталов.
С ослаблением валютных ограничений многие валютные операции, которые раньше совершались под строгим контролем «Камбитала», были переданы на усмотрение уполномоченных банков. В 1959 г. эти банки получили право иметь собственные авуары в иностранной валюте, предназначенные для финансирования внешней торговли, погашения кредитов иностранным банкам, образования в них депозитов и для других операций. Такая система валютного регулирования сохраняется в основном и в настоящее время. Правда, обострение валютного кризиса капитализма в первой половине 70-х годов внесло в нее некоторые коррективы. Еще в 60-е годы в случае возникновения трудностей с платежным балансом Италия прибегала к крупным иностранным займам и регулировала краткосрочную задолженность итальянских банков по операциям в инвалюте. В обстановке обострения валютного кризиса в 70-х годах Италия еще в большей степени, чем ранее, использовала эти средства валютной политики.
В соответствии с достигнутым в декабре 1971 г. соглашением «группы десяти» о пересмотре паритетов валют большинства капиталистических стран итальянская лира была ревальвирована на 7,48% к доллару и девальвирована на 1 % к золоту. Новый паритетный курс к доллару составлял 581,5 лиры за 1 долл. вместо прежних 625 лир. Допустимое колебание было установлено в пределах от 568,40 до 594,60 лиры за 1 долл.
Ревальвация оказала сдерживающее влияние на проникновение итальянских товаров в зону доллара, куда идет около 30% итальянского экспорта, в том числе в США — почти 10%. Но одновременно изменение паритетов способствовало расширению экспорта Италии в другие страны, прежде всего в Западную Европу, на которую приходится более половины итальянского экспорта. Объяснялось это тем, что валюты основных западных стран были ревальвированы по отношению к доллару в большей степени, чем лира, т. е. практически произошла ее девальвация. Изменение паритетов валют большинства крупных капиталистических государств в известной мере стимулировало экспорт Италии, так как конкурентоспособность итальянских товаров на мировом рынке возросла примерно на 2%, а на рынках стран ЕЭС — почти на 4%.
Введение в конце июня 1972 г. «плавающего» курса фунта стерлингов возродило расчеты спекулянтов на возможность девальвации лиры. Некоторые представители итальянского монополистического капитала потребовали девальвации для взбадривания хозяйства.
По существу начиная с июня 1972 г. валютная политика итальянского правительства была направлена на сдерживание вывоза капитала. Дело в том, что в обстановке неуверенности резко возросло «бегство» капиталов из страны, а широкое предложение за рубежом итальянской валюты вело к снижению ее курса. Наряду с экспортом капитала по официальным каналам значительно увеличился скрытый экспорт в форме тайного вывоза итальянских банкнот. В отдельные годы на него приходилось до 1/3 вывоза капитала из страны. Чтобы воспрепятствовать этому, Банк Италии отказался с конца июня 1972 г. обменивать иностранным банкам на инвалюту поступающие из-за границы итальянские банкноты. Кредитным учреждениям было разрешено также увеличить задолженность по операциям с иностранными банками, а Банк Италии начал размещать через посредство государственных кредитных и других организаций крупные среднесрочные займы на мировом рынке ссудных капиталов.
Предпринятые валютными властями меры по сдерживанию бегства капиталов оказались неэффективными. Напротив, возникли новые каналы утечки средств — через систему коммерческих расчетов и др. Стремясь застраховаться от убытков в результате возможной девальвации лиры, импортеры спешили вносить авансовые платежи в иностранной валюте задолго до поставки товаров в страну, а экспортеры затягивали с переводом в Италию выручки за проданные товары. Только таким путем было потеряно за вторую половину 1972 г. иностранной валюты на сумму около 1200 млрд. лир.
Бегство капиталов осложнило положение Италии в «европейской валютной змее», образованной в апреле 1972 г. странами «Общего рынка» в соответствии с соглашением о сужении размеров колебаний курсов их валют по отношению друг к другу.
Опасаясь того, что для поддержания курса лиры к валютам стран ЕЭС придется расплачиваться золотом, правительство Италии в конце июня 1972 г. добилось от своих партнеров по Сообществу права заменить золото долларами в операциях по взаимной поддержке курсов валют сначала на три месяца, затем еще на такой же срок. С 1 января 1973 г. это стало правилом для всех членов ЕЭС. Подобная льгота имела большое значение для Италии, так как в ее золото-валютных резервах значительную часть составляет золото. Тем не менее Италия дорого заплатила за участие в «европейской змее», поскольку спекулятивное давление на лиру, проявляющееся в бегстве капиталов из страны, вынуждало центральный банк тратить огромные средства, чтобы поддержать курс лиры в рамках, согласованных странами ЕЭС.
Положение усугубилось в конце 1972 — начале 1973 гг., когда многие развитые капиталистические страны, экономика которых вступила в фазу подъема, повысили процентные ставки с целью затормозить рост цен. С октября 1972 г. по январь 1973 г. официальная учетная ставка в ФРГ была повышена с 3,5 до 5%, США — с 4,5 до 5, Швейцарии — с 3,75 до 4,5, Англии — с 7,5 до 8,75, Франции — с 5,75 до 7,5% 2. В то же время в Италии, промышленное производство которой с декабря 1972 г. по февраль 1973 г. осталось на уровне 1970 г., официальная учетная ставка была неизменной — 4%. В этих условиях, чтобы сдержать экспорт капиталов, Италия ввела двойной курс лиры, установив «плавающий» курс по операциям, связанным с движением капиталов. Порядок регулирования курса по текущим операциям был оставлен прежним.
Начало 1973 г. ознаменовалось новой вспышкой валютного кризиса, вызванного огромным дефицитом торгового баланса США. Потоки «горячих денег» устремились в Западную Европу. Отказ западноевропейских стран, прежде всего ФРГ, от ревальвации своих валют побудил США пойти 14 февраля на вторую девальвацию доллара. Таким образом, в конце концов США добились своего, поскольку девальвация доллара означала ревальвацию всех валют, которые не последовали за долларом. «В этих условиях, — отмечалось в журнале крупного итальянского банка «Кредито итальяно»,— хотя лира и не подверглась спекулятивному воздействию извне, валютные власти страны должны были ввести плавающий курс и коммерческой лиры с тем, чтобы избежать ее фактической ревальвации к доллару в размере, неприемлемом в обстановке производственного застоя и слабости внутренней экономической системы». «Плавающий» курс коммерческой лиры, т. е. лиры, применяемой в расчетах по текущим операциям, был введен одновременно с девальвацией доллара, что практически означало выход Италии из «европейской змеи».
Оправдывая позицию Италии, бывший в то время управляющим центральным банком Г. Карли признал, что с 1 июня 1972 г, по 13 февраля 1973 г. для поддержки курса лиры в рамках, согласованных странами ЕЭС, т. е. за участие в «европейской змее», было израсходовано 3024 млрд. лир, или около 80% золото-валютных резервов. Только за счет притока иностранных займов Италии удалось сдержать сокращение резервов. Италия, как Англия и Ирландия, не присоединилась к коллективному «плаванию» валют членов ЕЭС по отношению к доллару в марте 1973 г.
Введение «плавающего» курса коммерческой лиры не означало, что Банк Италии не вмешивался в его регулирование. Двойной курс «плавающей» лиры сохранялся. Отсюда и разрыв в курсах между коммерческой и финансовой лирами. Последняя применялась в операциях, связанных с движением капитала. Обесценение финансовой лиры по сравнению с коммерческой составляло в среднем 3—5%.
В июле 1973 г. были приняты новые меры, чтобы помешать продолжавшемуся бегству капиталов. В частности, итальянские экспортеры капитала были обязаны депонировать в центральный банк 50% переводимой за границу суммы, причем в случае приобретения ценных бумаг иностранных инвестиционных трестов размер депозита сокращается до 25%. С целью воспрепятствовать активному участию банков в переводе средств за границу, что могло вызвать сокращение инвестиций в стране, правительство обязало их вложить в течение 1973 г. в облигации сумму, равную 6% общего объема депозитов, имевшихся у них на конец 1972 г. Затем в сентябре 1973 г. была повышена официальная учетная ставка с 4 до 6,5%, а в марте 1974 г. ее уровень был доведен до 9%.
Разразившийся в конце 1973 г. энергетический кризис усугубил валютные трудности Италии. С 1973 по 1974 г. общая сумма дефицита торгового баланса (импорт и экспорт в ценах «фоб») увеличилась с 2314 млрд. до 5497 млрд. лир, в том числе баланса по торговле нефтью и нефтепродуктами — с 903 млрд. до 4509 млрд. лир.
В начале 1974 г. финансовая лира продолжала котироваться на 3—5% ниже коммерческой, а курс лиры на «черных» рынках за рубежом — на 15—20% был ниже котировок финансовой. Так как основными каналами бегства капиталов из Италии стали расчеты по текущим операциям, правительство вслед за Францией отменило с 22 марта 1974 г. двойной курс лиры. В то же время максимальная сумма итальянской валюты, которую итальянские граждане могут вывозить за границу, была ограничена 20 тыс. лир.
Чтобы побудить импортеров сократить за границей закупки тех товаров, которые могут производиться в Италии, стимулировать использование ранее накопленных запасов и изыскание внешних источников финансирования, была введена система импортных депозитов, обязывающая импортеров вносить на беспроцентный шестимесячный счет в центральном банке половину стоимости некоторых импортных товаров, главным образом готовых изделий, составляющих около 40% стоимости всего итальянского импорта. Ввоз сырья и промышленного оборудования был свободен от депозитов.
Введение импортных ограничений было встречено резкой критикой со стороны членов ЕЭС. Итальянское правительство обусловило их отмену предоставлением Италии крупных займов. Добившись своей цели, оно сократило в течение октября — ноября список товаров, подверженных системе импортных депозитов, а в марте 1975 г. отменило их.
Многие займы в 1974 г. предоставлялись Италии на определенных экономических и политических условиях. Так, заем МВФ в 1,2 млрд. долл. сопровождался требованием проводить дефляционную политику. ФРГ, предоставляя Италии заем в 2 млрд. долл., потребовала обеспечить его золотом, усилить политику суровой экономии и не допустить участия коммунистов в правительстве. В качестве обеспечения займа, полученного от ФРГ, Италия внесла золото по цене, близкой к рыночной (149 долл. за унцию). Это было первое соглашение между центральными банками капиталистических стран, в котором цена золота устанавливалась на близком к рыночному уровне. Оно явилось практической реализацией соглашения, достигнутого в Вашингтоне в июне 1974 г. на совещании «группы десяти». В соответствии с этим соглашением страны, испытывающие трудности с платежным балансом, могут использовать золото в качестве обеспечения международных займов, причем цена золота при этом будет устанавливаться на уровне, близком к рыночному.
Дефляционная политика правительства, направленная на сдерживание роста внутренних цен и сокращения валютных резервов, явилась одним из главных факторов резкого снижения внутреннего спроса в 1975 г. Падение промышленного производства в 1975 г. по сравнению с 1974 г. составило 9,2%. Физический объем импорта сократился на 11,4%, в стоимостном выражении — на 6,1%. Экспорт вырос по стоимости на 14,8%, по объему— на 2,3%. Дефицит платежного баланса составил 1341 млрд. лир по сравнению с 3588 млрд. лир в 1974 г. Улучшение платежного баланса позволило Италии в 1975 г. погасить часть иностранных займов на сумму в 900 млн. долл., в том числе ФРГ — 500 млн. долл. Однако огромная внешняя задолженность будет влиять на валютную политику Италии в ближайшие годы.
Какие штрафы грозят тем, кто затевает ремонт в своей квартире
Теория и практика
Кредиты могут быть разными. Попробуем разобраться в их главных отличиях и основных особенностях: