Среди специальных фондов важную роль играют фонды (по итальянской терминологии — институты) социального обеспечения. Они не включаются в бюджет центрального правительства. По статистике национальных счетов в общих расходах государственной администрации совокупная доля расходов институтов социального обеспечения возросла с 21,3% в 1951 г. до 38,8% в 1972 г. В 1973 г. расходы итальянских институтов социального обеспечения (без учета трансфертов между ними) составили 13,8 тыс. млрд. лир. Наибольшее значение среди них имеют Национальный институт социального страхования, выплачивающий пенсии и пособия по старости, инвалидности, безработице и по случаю потери кормильца лицам, работающим по найму, или их семьям, за исключением государственных служащих и лиц, работающих на государственных автономных предприятиях (его расходы в 1973 г. составили 8,4 тыс. млрд. лир), Национальный институт страхования по болезни (2,7 тыс. млрд. лир), Национальное учреждение социального страхования государственных служащих (726 млрд. лир) и Национальный институт страхования от несчастных случаев на производстве (670 млрд. лир).
Поступления институтов социального обеспечения формируются главным образом за счет взносов предпринимателей, трудящихся и государства. В 1973 г. из общей суммы поступлений всех институтов социального обеспечения (12,7 тыс. млрд. лир) на взносы предпринимателей приходилось 7,8 тыс. млрд. лир, государства — 2,1 тыс. млрд. лир, трудящихся—1,9 тыс. млрд. лир, различные доходы составили около 300 млрд. лир, прочие поступления — примерно 600 млрд лир. Взносы предпринимателей фактически также уплачиваются трудящимися, на которых перелагаются эти взносы через механизм цен.
В 1973 г. страхованием по старости и инвалидности было охвачено 19 млн. человек, страхованием по болезни— 50,7 млн., по несчастным случаям на производстве и профессиональным заболеваниям — 9,4 млн., по вынужденной безработице — 9,7 млн. человек2. Из 12,2 тыс. млрд. лир пенсий и пособий, выданных в 1973 г., 49,5% приходилось на пенсии по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца, 31,9 — пособия по болезни и материнству, 6,7 — семейные пособия, выплачиваемые на иждивенцев, 4,4 — пенсии и пособия в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, 1,6%—на пособия по безработице.
В послевоенное время социальное обеспечение в Италии развивалось благодаря требованиям левых сил. Так, например, в результате борьбы рабочего класса за улучшение пенсионного обеспечения с 1 января 1974 г, правительство вынуждено было установить рабочим единый минимальный размер пенсии по старости в 42950 лир в месяц, что соответствует 28% среднего ; заработка промышленного рабочего, тогда как до этого он составлял 31 650 лир для рабочих, уходивших на i пенсию до 65 лет, и 33750 лир — для рабочих старше 65 лет.
Одновременно минимальная пенсия самостоятельных хозяев (крестьян, торговцев и ремесленников) была увеличена с 25,3 тыс. лир до 34,8 тыс. лир в месяц, а так называемые социальные пенсии, выплачиваемые лицам старше 65 лет, которые не имеют других доходов,— с 19000 лир до 25850 лир в месяц. Дневное пособие безработным повысилось с 400 до 800 лир. Пособие по безработице выплачивается в течение не более 180 дней. Несмотря на некоторые завоевания в области социального обеспечения, уровень пенсий и пособий не обеспечивает прожиточного минимума трудящимся.
Среди других специальных фондов видное место занимает Касса Юга, созданная в 1950 г. для финансирования экономического развития отсталых южных районов за счет средств государственного бюджета, а также иностранных займов и других источников. Первоначальный срок деятельности кассы был предусмотрен в 10 лет, но затем он неоднократно продлевался; последний срок установлен до 1985 г. С 1950 по 1974 г. центральное правительство выделило кассе 7221 млрд. лир, причем непосредственно из государственного бюджета — 7062 млрд. лир. В этот же период касса получила иностранных займов на общую сумму 788 млрд. лир. За это время касса вложила в экономику Юга 7409 млрд. лир, в том числе в инфраструктуру — 3445 млрд. лир, в виде субсидий различным предприятиям, действующим в промышленности, сельском хозяйстве и сфере услуг,— 2028 млрд. лир, в форме кредитов и приобретения участий—1220 млрд. лир.
С целью форсирования экспорта товаров в Италии образован за счет средств государственного бюджета фонд страхования экспортных кредитов. В августе 1975 г. его размеры были увеличены с 1400 млрд. до 2500 млрд. лир. На 1976 г. в фонд выделена такая же сумма.
В Италии имеется еще около 40 специальных фондов, средства которых прямо или косвенно поступают из государственного бюджета, но расходуются бесконтрольно для субсидирования сельского хозяйства, различных отраслей промышленности, а также районов, пострадавших от стихийных бедствий.
Несмотря на разнообразие целей и задач, классовая сущность специальных фондов одна — обеспечение условий существования капиталистического способа производства.
Какие штрафы грозят тем, кто затевает ремонт в своей квартире
Теория и практика
Кредиты могут быть разными. Попробуем разобраться в их главных отличиях и основных особенностях: