В состав небанковских кредитных организаций входят ломбарды, общества взаимного кредитования, кредитные союзы и др. организации.

См. подробности >>


Преимущества рефинансирования ипотечного кредита

Условия предоставления кредита под залог квартиры

Процентные ставки по кредитам и их значение


Автокредит по кредитной карте: схема предоставления

Автокредитование в Москве: тенденции авторынка

Экспресс автокредит: на что можно надеяться

Страхование автокредитов: условия и процентные ставки

Автомобили трейд ин: меняем старую машину на новую

Кто пользуется автокредитами с быстрым оформлением

Новые уловки телефонных мошенников, на которые может попасться каждый




Киноискусство


История Москвы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период
Издательство "Наука", М., 1967 г.
OCR kredit-moskva.ru

вернуться в оглавление раздела...

В послевоенный период немало трудностей пришлось преодолеть и московским киноработникам.
Победа в Великой Отечественной войне настроила некоторых советских кинематографистов на излишне спокойный лад. Испытывая непосредственное влияние зарубежного буржуазного искусства, прокламировавшего в те годы отход от больших гражданских тем, связанных с войной, пропагандировавшего развлекательные, бездумные, «утешительные» произведения, отдельные советские художники кино начали создавать произведения, не глубокие по мысли, обывательские по настроению, отвлекающие от насущных жизненных проблем. В 1946—1948 гг. ЦК КПСС в постановлениях по идеологическим вопросам решительно выступил против этих отрицательных явлений в советском искусстве, в том числе и в киноискусстве.
В постановлении ЦК партии о кинофильме «Большая жизнь» от 4 сентября 1946 г. были подвергнуты критике вторая серия фильма Л. Лукова «Большая жизнь», фильм Г. Козинцева и Л. Трауберга «Простые люди», а также исторические фильмы «Иван Грозный», вторая серия (режиссер С. Эйзенштейн) и «Адмирал Нахимов» В. Пудовкина. И если спорность исторической концепции «Ивана Грозного» отступала на задний план перед великолепными художественными достоинствами этого фильма, если недостатки «Адмирала Нахимова» были поняты и исправлены авторами при поддержке всего коллектива Мосфильма, то в фильмах «Большая жизнь», «Простые люди», а также в ряде других картин, не упомянутых в постановлении, сказывалось поверхностное знание жизни и отступление от позиций идейности и реализма.
Мощная, развитая, имеющая свои традиции и большие резервы сил, советская кинематография страдала также от искусственного ограничения числа выпускаемых фильмов. Но от уменьшения числа качество не поднималось,а падало,приток молодых сил прекратился, на смену живому реализму пришли дидактическая сухость, официальная парадность. Общее число выпускаемых художественных полнометражных фильмов, доходившее всего лишь до 15—20 фильмов в год, упало в 1951 г. до 8, из которых 4 были сняты на Мосфильме и 1—на студии им. М. Горького. «Период малокартинья» особенно отрицательно сказался на развитии национальных кинематографий. В таких фильмах, как «Клятва», «Падение Берлина» и «Незабываемый 1919 год» режиссера М. Чиаурели, «Сталинградская битва» режиссера В. Петрова, «Третий удар» режиссера И. Савченко, весьма масштабных и монументальных по стилистике, отличающихся уверенной и талантливой режиссурой и актерской игрой, давалось искаженное представление о значительных событиях истории советского народа. В большинстве биографических картин тех лет подлинные судьбы великих людей прошлого модернизировались, жизненные конфликты подменялись дидактикой и холодным морализированием. В фильмах на современ-498 %ую тему преобладали бесконфликтность, приукрашивание действительности, царил холодно торжественный, искусственно приподнятый тон. Особенно характерны в этом смысле московские фильмы «Кавалер Золотой Звезды» Ю. Райзмана по роману С. Бабаевского, «Суд чести» А. Роома по пьесе А. Штейна, «Донецкие шахтеры» Л. Лукова, «Заговор обреченных» М. Калатозова, кинокомедия «Кубанские казаки» И. Пырьева, «Спортивная честь» В. Петрова и некоторые другие. Холодной парадностью и схематизмом страдали и многие документальные фильмы.
Все эти недостатки в развитии киноискусства хотя и привели к известному застою, но не прекратили его движения вперед. За послевоенные годы были созданы сильные, правдивые, яркие произведения. Воспевая исторический подвиг советского народа, героизм и великодушие солдат Советской Армии, деятели кино, верные своим гуманистическим традициям, были далеки от прославления войн вообще, от пропаганды вражды между народами. Полные любви к советским людям и ненависти к фашизму, они показывали войну в полном соответствии с историческими фактами как подвиг свободолюбивого народа, с оружием в руках отстоявшего свою независимость, культуру, государственность и честь.
Одним из наиболее удачных фильмов, посвященных героям войны, была «Повесть о настоящем человеке», поставленная режиссером А. Столпером по произведению писателя Б. Полевого. Артисту П. Кадочникову, игравшему под именем Мересьева реального героя А. Маресьева, потерявшего обе ноги, но не покинувшего боевого поста летчика-истребителя, удалось создать яркий обобщенный образ пламенного патриота, человека с железной волей, пылким сердцем и подлинно социалистической психологией. Правдивые и яркие образы советских людей созданы в некоторых других фильмах. Так, в фильме «Рядовой Александр Матросов» режиссер Л. Луков и артист А. Игнатьев раскрыли героический подвиг отважного русского юноши, грудью закрывшего амбразуру вражеского дота.
Сильным, зрелым и глубоким произведением о героизме советской молодежи в годы войны была двухсерийная эпопея режиссера С. Герасимова «Молодая гвардия» по роману А. Фадеева. Первый вариант фильма был подвергнут критике. Режиссер, а затем несколько позднее и автор романа переработали свои произведения. В фильме особенно удались образы молодых героев Краснодона в исполнении студентов ВГИК Н. Мордюковой, И. Макаровой, Л. Шагаловой, К. Лучко, С. Бондарчука и др., сыгравших впоследствии видную роль в развитии советской кинематографии.
Военная тема решалась и в других жанрах. Так, режиссер К. Юдин поставил увлекательный приключенческий фильм «Смелые люди»; в картинах «Секретная миссия» М. Ромма и «Встреча на Эльбе» Г. Александрова интересно прозвучали памфлетные, сатирические интонации.
Большое место в советском кинопроизводстве заняли биографические фильмы о великих людях нашего прошлого. Растущее внимание к человеческой личности, стремление к повышению познавательной и воспитательной роли искусства, забота о формировании патриотического чувства, о сохранении лучших национальных традиций сделали биографические фильмы важным я прогрессивным явлением советской культуры.
А. П. Довженко в фильме «Мичурин» рассказал о подвиге великого русского ученого, преобразователя природы, борца против робости и ограниченности научного познания. Исполнитель роли Мичурина артист Г. Белов, композитор Д. Шостакович, операторы Л. Косматов и Ю. Кун создали глубоко философское гуманистическое произведение.
Особую роль сыграли биографические фильмы в развитии национальных кинематографий. Образы А. Навои, Т. Шевченко, Д. Гурамишвили, Я. Райниса, Джамбула, Абая познакомили советских людей всех национальностей с лучшими достижениями культуры и искусства социалистических республик. Но и такие фильмы московских мастеров, как «Пржевальский», «Композитор Глинка», «Мусоргский», «Миклухо-Маклай», несмотря на некоторые недостатки и противоречия, были художественны и познавательны.
Особенно слабым участком кинематографического творчества оказались в послевоенные годы фильмы на современную тематику. Конечно, и здесь были хорошие, умные и страстные произведения, к ним в первую очередь относится фильм режиссера М. Донского по сценарию М. Смирновой «Сельская учительница», в котором артистка В. Марецкая создала чистый и сильный образ русской женщины, отдавшей всю жизнь служению народу. Хорошие, сердечные, привлекательные люди были показаны артистами Т. Макаровой и Г. Беловым в картине С. Герасимова «Сельский врач», С. Лукьяновым и Н. Медведевой — в «Возвращении Василия Бортникова» В. Пудовкина, Б. Андреевым -в «Сказании о земле Сибирской» И. Пырьева. Образы, созданные Б. Чирковым, С. Бондарчуком, Л. Орловой, Н. Охлопковым, музыка, написанная И. Дунаевским, В. Соловьевым-Седым, Н. Крюковым и другими композиторами, украсили многие фильмы.
Напряженно продолжали работать московские документалисты. Они создали своеобразный политико-экономический киноатлас, в котором показали жизнь и работу всех братских социалистических республик, а затем и стран народной демократии, а также праздничные события нашей жизни: октябрьские, майские, физкультурные и авиационные парады. Но если каждая из этих документальных картин обладала некоторыми познавательными и пропагандистскими достоинствами, то все они, вместе взятые, были слишком похожи друг на друга, так как использовали стандартные приемы.
Из поля зрения документалистов постепенно ускользали неожиданные и увлекательные события жизни; место живого, взволнованного кинорепортажа стали занимать заранее подготовленные, а подчас и инсценированные события. Однообразные композиции фильмов, торжественно-официальные дикторские тексты, отсутствие экспериментов, поисков новых приемов — все это заставляло с тревогой смотреть на состояние документального кино. Конечно, такие фильмы, мак, например, «Суд народов», «Освобожденная Чехословакия», «День победы», «Болгария», «Советская Якутия», «Армения» и некоторые другие, содержали много интересного и были сделаны мастерски, но и в них сказывались стандартность приемов, робость творческого мышления.
В эти же годы были созданы фильмы, положившие начало новому подъему кинопублицистики; среди них «Нефтяники Каспия» Р. Кармена. Автор средствами документального кино дал живые и запоминающиеся образы людей. Ровнее проходило развитие научно-популярного кино, хотя и здесь пришлось преодолевать тенденции к стандартизации. Авторы научно-популярных картин специализировались в пропаганде достижений человеческой деятельности, положив начало научно-просветительному кино. Наибольшую популярность получили биологические фильмы режиссеров А. Згуриди и Б. Долина. Однако постепенно научная ценность их картин начала снижаться, уступая место красивым пейзажам и развлекательным эффектным сценкам, снятым в специальных заповедниках.
Режиссер В. Шнейдеров возглавил серию «Путешествия по СССР», состоящую из коротких видовых и географических фильмов. Режиссеры В. Юренев, Ю. Желябужский, Я. Миримов удачно работали в области искусствоведческих картин. Известные успехи были достигнуты в области пропаганды астрономических, микробиологических, сельскохозяйственных наук, медицины и спорта. Однако важнейшие области тяжелой промышленности, точных наук, химии, физики популяризовались недостаточно. Все же, несмотря на эти пробелы, научно-популярная кинематография Москвы уверенно заняла свое место на экранах страны, приобрела авторитет не только у советских, но и у зарубежных зрителей.
Московские мастера мультипликации — этого изящного, веселого и забавного искусства — И. Иванов-Вано, Л. Атаманов, М. Пащенко и другие достигли больших успехов в экранизации русских народных сказок и в создании фильмов для детей. В послевоенные годы в Москве продолжалась работа над освоением новых выразительных средств, новых технических возможностей киноискусства.
Опыты в области стереоскопического, объемного кино, успешно начатые советским изобретателем С. П. Ивановым еще до войны, в 40-х годах, продолжались и были завершены созданием в Москве кинотеатра «Стереокино» с растровым экраном, позволяющим добиваться объемного изображения без помощи очков. Дальнейшего развития стереокино не получило, в частности из-за того, что объемность изображения не принесла предполагаемых изменений в киноискусстве.
Несравненно значительнее и полноценнее было освоение цвета. Способы воспроизведения цветного изображения на многослойной кинопленке, разработанные или усовершенствованные советскими инженерами и химиками, давали художникам возможность фиксировать тонкие цветовые оттенки, приближаться к передаче реальных цветов природы и, главное, применять цвет в зависимости от содержания фильма, от его драматургии, стилистики, направленности. В руках советских мастеров цвет стал подлинно могучим выразительным средством киноискусства. Работы таких московских кинооператоров, как Ф. Проворов, Л. Кос-матов, М. Магидсон, И. Гелейн, В. Павлов, С. Урусевский и др., получили всемирное признание.
Новый, современный этап развития советского киноискусства характеризуется бурным ростом числа фильмов (более 100 художественных и около 700 документальных, научно-популярных и других неполнометражных фильмов в год), расширением тематики, увеличением жанрового разнообразия, разработкой новых выразительных средств киноискусства и приходом на кинопроизводство молодых творческих сил.
Как и прежде, развитие киноискусства проходит под плодотворным руководством Коммунистической партии. Через партийную печать, творческие совещания и встречи с мастерами кино Центральный Комитет, а также Московский областной и городской комитеты партии осуществляют постоянную помощь киноработникам.
Забота о воспитании художественного вкуса у советских людей, призывы к всемерному укреплению связей литературы, искусства и, в частности, кино с жизнью народа, содержащиеся во многих решениях партийных органов, служили для московских кинематографистов путеводным маяком. Московские киностудии, московские мастера киноискусства, Всесоюзный государственный институт кинематографии заняли в жизни советской кинематографии ведущее положение. В результате реконструкции, обновления технической базы и строительства новых вместительных павильонов Мосфильм стал самой большой киностудией в Европе. Организационно он разделился на несколько мастерских, руководимых крупнейшими режиссерами. Центральная киностудия документальных фильмов, Московская студия научных фильмов и Всесоюзная студия мультипликационных фильмов — крупнейшие не только в стране, но и во всем мире организации, разрабатывающие свои специфические виды киноискусства, обновляющие его тематику и выразительные возможности и способствующие формированию новых кадров для всей Советской страны. Центром общественной жизни киноработников стал организованный в 1957 г. Союз работников кинематографии СССР. Важную роль в развитии теории и критики киноискусства играют сектор кино Института истории искусств, искусствоведческий ежемесячник «Искусство кино» и журнал «Советский экран», выходящий массовым тиражом.
Благодаря проведенным в Москве в 1959, 1961 и 1965 гг. международным кинофестивалям — самым большим, представительным и серьезным смотрам мирового киноискусства, собравшим деятелей кино более чем 50 государств,— Москва стала подлинным центром киноискусства всего мира. Это положение укрепляется победами московских мастеров на международных кинофестивалях. «Летят журавли» М. Калатозова, «Отелло» С. Юткевича, «Сорок первый» Г. Чухрая, «Довесть пламенных лет» А.Довженко и Ю.Солнцевой были премированы в Канне. «Попрыгунья» С. Самсонова, «Мир входящему» А. Алова и В. Наумова, «Иваново детство» А. Тарковского, «Вступление» И. Таланкина получили высокое признание в Венеции, «Баллада о солдате» Г. Чухрая — в Сан-Франциско, «Дом, в котором я живу» Я. Сегеля и Л. Кулиджанова — в Брюсселе, «Тихий Дон» С. Герасимова, «Сережа» Г. Данелия и И. Таланкина, «Девять дней одного года» М. Ромма, «Живые и мертвые» А. Столпера — в Карловых Барах. В кинодраматургии прочное место заняли писатели В. Ежов, Б. Метальников, Ю. Нагибин, И. Ольшанский, В. Тендряков. Из актеров широкой популярностью пользуются А. Баталов, Э. Быстрицкая, П. Глебов, И. Извицкая, Т. Конюхова, Н. Мордюкова, И. Смоктуновский, О. Стриженов, Н. Рыбников, В. Тихонов, О. Табаков, М. Ульянов и многие другие.
Международное признание пришло и к молодым московским кинорежиссерам. Среди них в первую очередь нужно назвать лауреатов Ленинской премии Г. Чухрая и С. Бондарчука. С. Бондарчук, популярный артист, создатель образов Тараса Шевченко, Отелло, доктора Дымова и многих других, поставил по рассказу М. Шолохова поразительный по силе драматизма и жизненной правдивости фильм «Судьба человека».
Особое значение для советского кино приобрела работа С. Бондарчука над четырехсерийной эпопеей «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого. Образы, с детства дорогие не только русскому, но и каждому культурному человеку, не могут быть воплощены в фильме так, чтобы не вызвать споров, убедить всех. Поэтому трактовка Бондарчуком образа Пьера Безухова, артистами В. Тихоновым и И. Скобцевой — ролей Андрея Болконского и Элен Безуховой вызвала оживленную дискуссию критиков и зрителей. Но выступление молодой актрисы Савельевой в образе Наташи Ростовой, А. Кторова — в роли старого князя Болконского и многие другие образы фильма нужно признать безусловно удачными. Первые две серии фильма «Война и мир» получили большой приз на IV Московском кинофестивале в 1965 г.
Картины Г. Чухрая «Баллада о солдате» и «Чистое небо» посвящены Великой Отечественной войне. Но грозные, жестокие события недавнего прошлого служат художнику для того, чтобы ярче, полнее воссоздать черты новой, социалистической психологии, духовную красоту современного советского человека. Несколько слабее получилась последняя работа Г. Чухрая — драма «Жили были старик со старухой». Но и в ней поставлены и решены важные морально-этические проблемы современного советского общества.
Над современной темой, над материалом жизни наших городов и деревень успешно работали режиссеры Ю. П. Егоров («Добровольцы», «Простая история»), Л. Кулиджанов и Я. Сегель (совместно поставившие «Это начиналось так» и «Дом, в котором я живу» и в отдельности «Отчий дом», «Когда деревья были большими» и «Летите, голуби!»), Э.Рязанов («Карнавальная ночь», «Девушка без адреса» и другие комедии), Ю. Чулюкин («Неподдающиеся» и «Девчата»), А. Салтыков («Друг мой Колька» и «Председатель»), С. Ростоцкий («Земля и люди», «Дело было в Пенькове») и многие другие. Наиболее значительной из этих картин является острая политическая драма «Председатель» о послевоенной деревне.
На московских киностудиях работали и опытные, заслуженные мастера. Они создали немало выдающихся произведений, но большинство из них посвящено прошлому.
И. Пырьев изменил своему излюбленному жанру музыкальной комедии и поставил два фильма по Ф. М. Достоевскому: «Настасья Филипповна» и «Белые ночи». С. Герасимов создал монументальную трилогию «Тихий Дон» по одноименному роману М. Шолохова. Г. Рошаль — трилогию «Хождение по мукам» по одноименному роману А. Толстого. М. Донской экранизировал «Мать» и «Фому Гор-деева» М. Горького. С. Юткевич поставил историко-революционный фильм «Рассказы о Ленине». Историко-революционные фильмы создали также Ю. Райзман, Л. Луков и др. Правда, начиная с 1961 г., большинство кинематографистов все чаще стало обращаться к современности, но не все их фильмы совершенны.
К несомненным удачам московских мастеров нужно в первую очередь отнести фильм М. Ромма «Девять дней одного года», показывающий жизнь советских ученых-физиков. Артисты А. Баталов и И. Смоктуновский создали сложные, глубоко человечные и оригинальные образы. Живой интерес в Советском Союзе и за рубежом вызвали фильмы С. Герасимова «Люди и звери», Ю. Райзмана «А если это любовь?», в которых остро и смело поставлены проблемы нравственности. Большие успехи достигнуты также в экранизации романов советских писателей, особенно Г. Николаевой («Битва в пути»), Ю. Бондарева («Тишина»), В. Тендрякова («Чужая родня», «Чудотворная», «Суд»), П. Нилина («Жестокость», «Через кладбище»).
Большим событием в жизни советского киноискусства стала «Поэма о море», снятая по удостоенному Ленинской премии сценарию А. Довженко режиссером Ю. Солнцевой. Тема преобразования природы, конкретизированная на материале строительства Каховского моря, позволила А. Довженко, его сотрудникам и ученикам создать приподнятое, романтическое повествование о делах и людях социализма. Сочувственно оценена кинокритикой и вторая постановка по сценарию А. Довженко — «Повесть пламенных лет» — о Великой Отечественной войне. Это была первая широкоформатная картина, снятая на 70-миллиметровой пленке, дающей изображение на полукруглом, широком и высоком экране со стереофоническим звуком.
Поиски киноинженеров и конструкторов были направлены на расширение рамок экрана. «Синемаскоп» «Панорамное кино», «Циркорама» как бы стараются охватить зрителя со всех сторон, создать ощущение присутствия в центре действия. Широкий экран, или синемаскоп, стал теперь обычной, повседневной техникой, имеющейся в большинстве московских кинотеатров. Советская циркорама, в которой фильм проектируется на замкнутую окружность, имела большой успех на Брюссельской выставке 1958 г. Еще перспективнее панорамное кино, где три аппарата синхронно проектируют фильм на огромный полукруглый экран. Наиболее перспективной творческие работники и инженеры кино считают широкоформатную пленку в сочетании со стереофонией, блистательно использованные при постановке «Войны и мира».
Значительных успехов добились работники документального, научно-популярного и мультипликационного кино. Успешно были осуществлены совместные постановки с кинематографистами Франции, Чехословакии, Болгарии, Финляндии, Германской Демократической Республики, Индии, Венгрии и других стран. Наши принципы, методы, идеи привлекали во всем мире все больше и больше сторонников. Столица борьбы за мир, Москва становится столицей и всего прогрессивного киноискусства.
В Москве, как и во всем Советском Союзе, бурно развивалось любительское, самодеятельное кинотворчество. Более 100 крупных любительских киностудий успешно работало при заводах, учебных заведениях, клубах, в воинских частях. Было проведено несколько всесоюзных смотров и даже международных фестивалей любительских кинокартин. Московские кинолюбители завоевали широкое признание; они становятся надежным резервом профессиональных киноработников.
Животворящие традиции революционного искусства, верность методу социалистического реализма мастера советского кино пронесли через все испытания. Всемирная слава советского кино растет с каждым днем. Все новые и новые поколения молодых талантливых кинематографистов одерживают творческие победы. Названия московских киностудий, имена московских кинематографистов произносятся на всех языках мира с любовью и уважением.

Изобразительное искусство


В послевоенные годы значительно возросла роль Москвы и как общесоюзного художественного центра. Здесь регулярно устраиваются всесоюзные художественные выставки, а также выставки, посвященные искусству союзных и автономных республик. В столице проведены крупные выставки, посвященные знаменательным датам: годовщине комсомола, 30-летию Советских Вооруженных Сил (1948 г.), 40-летию Советской власти (1957 г.), 20-летию победы в Великой Отечественной войне, в честь XXII съезда КПСС. Новым явлением стали выставки произведений художников РСФСР «Советская Россия» (1960 и 1965 гг.).
В 1947 г. в Москве была создана Академия художеств СССР, а затем образованы единый Союз художников СССР (1957 г.) и Союз художников РСФСР (1960 г.).
Резко возросло в послевоенные годы значение Москвы как международного художественного центра. В Москве стали регулярно устраиваться выставки зарубежного искусства. Особо следует выделить грандиозную выставку, открытую в Москве в дни Всемирного фестиваля молодежи и студентов в 1957 г., собравшую произведения молодых художников нескольких десятков стран, и выставку искусства стран лагеря социализма, которая была открыта в 1958—1959 гг. Советское искусство выступило на ней как искусство, определяемое твердой приверженностью к социалистическому реализму, замечательное своим ярким оптимизмом, последовательно гуманистическим характером. В эти же годы многие художники-москвичи приняли участие в выставках, проведенных за рубежом.
С 1956 г. Советский Союз стал участвовать в крупных международных двухгодичных выставках в Венеции. На всех этих выставках советское искусство выступало как оплот реалистической демократической художественной культуры. В творчестве советских художников прогрессивные зарубежные мастера видели опору в своей борьбе за правдивость и народность искусства.
За рубежом демонстрировались взятые из Государственной Третьяковской галереи произведения старого русского искусства, раскрывавшие перед зарубежным зрителем историю русской художественной культуры. С 1954 г. в столице устраиваются выставки молодых художников Москвы, с 1949г.—художников Московской области; открывались также выставки акварели, эстампа, плаката, графики, работ художников книги, художников-маринистов. Новым важным явлением стали большие выставки декоративно-прикладного искусства. В 1964 г. была организована выставка «Москва — столица нашей Родины». Кроме того, московские художники стали постоянно показывать свои работы на заводах и в колхозах. Существенным вкладом в развитие связей искусства с жизнью народа стали также регулярное проведение недель изобразительного искусства, многочисленные встречи художников со зрителями.
Невиданной в мире цифры достигла посещаемость выставок. На каждой крупной московской выставке, как правило, бывало несколько сот тысяч посетителей. Все это потребовало создания новых выставочных помещений, К залам музеев и залам на Кузнецком мосту прибавились залы Академии художеств СССР, Московского отделения Союза художников СССР на Беговой улице, павильоны Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького. С 1957 г. начал действовать огромный выставочный зал в бывшем Манеже.
Значительно расширилась в послевоенные годы деятельность московских музеев. С возвращением музейных коллекций из эвакуации музеи столицы вновь открыли свои залы для посетителей. При этом главным художественным музеем Москвы, как и в прошлые годы, продолжала оставаться Государственная Третьяковская галерея, через залы которой ежегодно проходило около 1200 тыс. посетителей. В послевоенные годы вновь была развернута экспозиция основных коллекций Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, отремонтированного после повреждений, нанесенных ему вражеской бомбардировкой. Знаменательной страницей в истории этого музея была открытая в 1955 г. выставка картин Дрезденской галереи, спасенных Советской Армией от гибели и возвращенных впоследствии немецкому народу.
Большие изменения произошли за 20 послевоенных лет ь Музее искусств народов Востока. До войны это было довольно скромное и нередко случайное собрание памятников искусства зарубежных стран Азии и восточных республик СССР. К 1965 г. этот музей представлял уже крупную сокровищницу восточного искусства.
В Москве успешно работает один из ведущих художественных вузов страны — Московский государственный художественный институт им. Сурикова. Обучение декоративно-прикладному искусству осуществляет Высшее художественно-промышленное (бывшее Строгановское) училище. Кроме того, художников готовит художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии.
Значительна роль Москвы как центра растущей издательской деятельности в области искусства. Книги и альбомы по искусству, выпущенные издательствами «Искусство», «Советский художник» (основано в 1946 г.), известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. В Москве издаются наиболее значительные журналы по вопросам изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, а также в области художественного творчества — технической эстетике и художественному конструированию. Это журналы, являющиеся органами общесоюзных организаций,— «Искусство», «Творчество», «Декоративное искусство» и журнал «Художник». Москва является важнейшим в стране центром искусствоведческой деятельности. Здесь работают многие из ведущих советских теоретиков, историков и критиков искусства. Их деятельность связана по преимуществу с Институтом истории искусств Министерства культуры СССР и с Институтом теории и истории искусств Академии художеств СССР. Вопросы народного творчества и декоративного искусства изучаются в специальном институте народного и декоративного искусства. Искусствоведческими силами столицы проделана в послевоенные годы больптая работа по изучению искусства народов СССР и мирового искусства. Среди многочисленных исследований можно выделить многотомные капитальные издания: «Всеобщая история искусства», «История русского искусства», энциклопедия «Искусство стран и народов мира».
Огромный вклад в укрепление идейности, партийности, народности изобразительного искусства внесли решения партии по идеологическим вопросам, выступления партийной печати. Большое внимание жизни и творчеству московских художников уделял Московский городской комитет партии.
Значительно оживилась художественная жизнь столицы в 50-е годы. Были отброшены попытки небольшой группы художников монопольно представить свою художественную позицию как исчерпывающее и исключительное выражение социалистического реализма. Был открыт путь полнокровной, многообразной, новаторски творческой разработке метода социалистического реализма. Наиболее яркое выражение это получило в присуждении Ленинской премии художникам различного творческого склада. В эти годы в ряды московских художников влился большой отряд творческой молодежи.
Внимание к современной советской действительности, изучение ее, утверждение ее героики, поэтичности, человеческой глубины и конкретной правды стало самой характерной особенностью художественных поисков второй половины 50-х— начала 60-х годов, развивающих и пробующих новые средства художественной выразительности. Это вступление искусства в новый этап своего развития не было простым. В острых дискуссиях осмысливались проблемы творческого развития метода социалистического реализма, единства и многообразия советского искусства, традиций и новаторства. Но в этих спорах были допущены и серьезные ошибки, выразившиеся в попытках зачеркнуть достижения советского искусства, возродить формализм под видом «новаторского» искусства. В работе некоторых художников проявилось влияние буржуазных модернистских направлений в искусстве. Одновременно в художественной жизни появилось недоверие к новым, развивающимся явлениям в искусстве. Решительное и принципиальное выступление партии против догматических и ревизионистских ошибок помогло искусству укрепить свои идейные творческие позиции.
Все эти годы художников продолжает волновать тема минувшей войны. Так, Кукрыниксы закончили свою картину «Бегство фашистов из Новгорода», раскрыв в ней резкий контраст между фигурками поджигателей, мечущихся в отсветах огня, и величием древнерусских построек. В 1947—1948 гг. Кукрыниксы создали картину «Конец», где с большой долей политического гротеска изобразили последние часы Гитлера. С войной связана и картина А. Лактионова «Письмо с фронта» (1947 г.), завоевавшая большую популярность. Совершенно закономерно развилась в искусстве и триумфально-торжественная тема. Однако в то время она оказалась особо подверженной внешней парадности.
Наряду с картинами, посвященными недавнему прошлому, москвичи создавали и исторические полотна. В лучших произведениях проявились внимание к образу народа, стремление показать его как движущую силу истории. Эти идеи нашли свое воплощение в картине «Выступление В. И. Ленина на III съезде ВЛКСМ», написанной в 1950 г. коллективом художников под руководством Б. Ио-гансона. Серию картин, посвященных образу В. И. Ленина, событиям революции и ее простым героям, создал В. Серов. К образу В. И. Ленина обратился в картине «На Красной площади» (1964 г.) В. Нечитайло. Важный вклад в развитие советской исторической картины внес молодой художник Г. Коржек. Его триптих «Коммунисты» (1957—1959 гг.) проникнут глубоким пониманием закономерностей развития истории борьбы народа.
Но сколь бы велико ни было значение исторической тематики в творчестве московских художников послевоенных лет, наиболее характерной становится в это время современная тема. Образ советского человека, строителя коммунизма, преобразователя жизни, его труд, борьба и быт завоевывают, особенно с середины 50-х годов, ведущее место в творчестве художников москвичей.
Образу советского человека посвящены многочисленные портреты, среди которых следует в первую очередь назвать работы П. Корина, отмеченные Ленинской премией. Многочисленные жанровые картины создал А. Пластов, среди работ которого выделяется картина «Ужин тракториста» (1948 г.), правдивая, проникнутая поэтическим ощущением красоты трудовых будней советского человека. Большую серию работ, посвященную целинникам, исполнил Д. Мо-чальский. К современной тематике обратились и молодые художники Москвы, завоевавшие признание картинами, героем которых стал человек труда. Для их творчества особенно характерна мужественная, героическая тема, подчас приобретающая несколько суровый оттенок («Строители Братска» В. Попкова, 1961 г.; «Наши будни» П. Никонова, 1960г.). В тоже время среди художников развивается интерес к лирическому восприятию жизни советских людей (работы Д. Шилинского, В. Гаврилова, И. Шевандроновой, художников из Московской области братьев Ткачевых). В творчестве художников разных поколений нашла свое отражение кипучая трудовая жизнь всей великой Советской страны. Многообразный облик родной природы, сочетающей свои непреходящие, извечные особенности с постоянным обновлением, вносимым в ее жизнь трудом советского народа, запечатлели пейзажисты С. Герасимов, А. Грицай, Н. Ромадин, Я. Ромас, В. Стожаров, А. Тутунов.
Важное место в творчестве московских художников заняли темы борьбы за мир, демократию, свободу народов от ига империализма. Им были посвящены специальные художественные выставки. Эти темы получили воплощение в различных видах искусства, явившись как бы выражением того, как художники столицы осознавали свою ответственность за судьбы народов мира. В разработке этих тем приняли активное участие мастера политической сатиры Кукрыниксы, чья работа в этой области отмечена Ленинской премией, Б. Ефимов, В. Горяев и другие художники; большое число новых произведений создали плакатисты, к старшему отряду которых присоединились и молодые художники (Н. Терещенко, О. Савостюк, Б. Успенский и др.) Замечательные произведения были созданы графиком Б. Пророковым. Его серия «Это не должно повториться» (1958—1959 гг.), удостоенная Ленинской премии, была одним из самых сильных художественных произведений, гневно выступающих против войны, в защиту мира и свободы. Глубокая внутренняя экспрессия, обобщенность форм придали этим графическим произведениям подлинно монументальный характер.
Московским художникам принадлежат также многочисленные произведения, выполненные ими под впечатлением поездок за рубеж. В этих произведениях отразились противоречия жизни капиталистических стран, проявилось чувство глубокого уважения и любви к трудовому народу других стран и континентов, утверждалась идея солидарности с народами, борющимися за свою свободу. Среди лучших работ этого жанра триптих С. Чуйкова «О простых людях Индии» (1957—1960 гг.), серия Н. Пономарева «Северный Вьетнам» (1957 г.), работы В. Иванова и П. Оссовского о революционной Кубе (1961 г.).
Широко развилось в послевоенное время искусство книжной графики, чрезвычайно богатой по манере и приемам, давшей высокие образцы гравюры на дереве (В. Фаворский, иллюстрации к «Слову о полку Игореве», «Борису Годунову» и «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина, удостоенные Ленинской премии; иллюстрации к произведениям В. Шекспира работы А. Гончарова, Ф.Константинова и др.), выполненные в манере станкового рисунка иллюстрации Кукрыниксов к произведениям А. П. Чехова и М. Горького, Д. Шмаринова к «Войне и миру» Л. Н. Толстого, иллюстрации Д. Дубинского к произведениям А. Гайдара. Успехам книжной иллюстрации, развивающейся в тесной связи с запросами многомиллионного читателя, сопутствует в последние годы подъем станковой графики, среди произведений которой следует отметить работы Е. Кибрика, посвященные ленинской теме. Возросшим потребностям народа в произведениях искусства отвечает искусство эстампа. В области эстампа успешно работали граверы И. Голицын и Г. Захаров, литограф О. Верейский и многие другие.
Ознаменовала свое развитие рядом высокохудожественных станковых работ и скульптура. Мастера скульптуры создали портреты, где в индивидуализированном образе с особой силой раскрывается социальный характер человека. Таковы произведения Н. Томского, С. Коненкова, С. Лебедевой. За «Автопортрет» С. Коненков был удостоен Ленинской премии. В связи с 90-летием со дня рождения С. Коненкову, первому из деятелей искусства, было присвоено звание Героя Социалистического Труда. С содержательными произведениями выступают молодые скульпторы. Из их работ наибольшую известность приобрела скульптурная группа Ф. Фивейского «Сильнее смерти», воспевшая мужество борцов за свободу и независимость. Этой скульптурной группе была присуждена первая премия на Московском фестивале молодежи и студентов в 1957 г. Ясность и выразительность образа современника свойственны работам молодых скульпторов Л. Кремневой («Строительница», 1958 г.), Ю. Александрова («Геолог Дойников», 1961 г.), Ю. Чернова («Рабочий», 1964 г.).
Большое место в творчестве художников-москвичей заняло изображение Москвы. Оно привлекло к себе и художников, специально работающих над московскими пейзажами, и художников других жанров, увлеченных бурнорасгущей 512 и молодеющей столицей. Первые послевоенные картины, посвященные Москве, запечатлели город, празднующий победу. Это были картины Б. Иогансона и К Юона, изображающие салют Победы и полные праздничной красоты. В последующие годы художников увлек образ столицы как города строек и труда. Число живописных и графических произведений, посвященных этой теме, чрезвычайно велико. Здесь мы встретим картины, где Москва рисуется как город заводов, город могучего отряда рабочего класса Советской страны, красота которого заключается в эстетике созидательного труда.
Москва — город, куда съезжаются люди со всех концов Советской страны, столица, живущая кипучей, полной динамики жизнью,— получила воплощение в пейзажах Г. Нисского, открывших красоту стремительно бегущих шоссейных дорог и подмосковных морей и каналов.
Новая Москва занимает большое место в творчестве Ю. Пименова, умеющего подметить, как в повседневной жизни города проявляются великие творческие преобразования. В его городских пейзажах, полных человеческой поэзии и ощущения красоты труда, столица выступает радостно улыбающимся городом строителей. В многоликий образ Москвы, запечатленный нашими художниками, вплетаются и темы величия седой старины (гравюры В. Фаворского «Кремль», 1956 г.) и картины, посвященные сегодняшнему дню («Эстафета» А. Дейнеки, 1947 г.). Среди графических работ о Москве выделяются гравюры М. Маторина, акварели А. Ромодановской, Р. Гершаника, М. Волкова, пейзажи Б. Яковлева и многие другие, прославляющие красоту родного города.
В послевоенные годы в Москве было установлено большое число памятников. Со времени революции, с тех лет, когда сооружались памятники по ленинскому плану монументальной пропаганды, столица не знала такого подъема монументального искусства. Группой скульпторов под руководством В. Мухиной по довоенному эскизу И. Шадра создан памятник М. Горькому, установленный на площади у Белорусского вокзала. К наиболее значительным московским памятникам относится и памятник Карлу Марксу (скульптор Л. Кербель) на площади Свердлова, открытый в канун XXII съезда КПСС и удостоенный Ленинской премии, грандиозный монумент в честь побед советского народа в освоении космоса (архитекторы М. Барш и А. Колчин, скульптор А. Файдыш-Крандиевский). В послевоенные годы были созданы удостоенный Ленинской премии памятник В. В. Маяковскому (скульптор А. А. Кибальников), памятники Ф. Э. Дзержинскому (скульптор Е. Вучетич), Н. В. Гоголю (скульптор Н. Томский), П. И. Чайковскому (скульптор В. Мухина), А. С. Грибоедову (скульптор А. Мануйлов), И. Е. Репину (скульптор М. Манизер), М. Ю. Лермонтову (скульптор И. Бродский), Т. Г. Шевченко (скульпторы М. Грицюк, Ю. Синь-кевич, А. Фуженко). Скульпторы-москвичи были также авторамп памятников, сооруженных в других городах Советского Союза и за рубежом. В. Цигаль создал в 1963 г. памятник генералу Карбышеву в Маутхаузене в Австрии, М. Манизер — монумент независимости в Индонезии (1964 г.). Выдающимся произведением советской скульптуры является монументальный ансамбль в Берлине, сооруженный в честь советских воинов в 1946—1949 гг. москвичами — скульптором Е. Вучетичем и архитектором Я. Белопольским.
В первые послевоенные годы развитие монументального искусства, связанного с архитектурой новых зданий, было подчинено задаче украшения уникальных сооружений. Следуя довоенной традиции, художники создавали мозаики на станциях метрополитена. Наиболее значительные из них — на Комсомольской площади (П. Корин). Обширные скульптурные и живописные работы были проведены в новом здании МГУ. Поворот к новым формам архитектуры вызвал к жизни новаторские поиски синтеза архитектуры и изобразительного искусства. Одним из первых достижений в этой области является ансамбль Дворца пионеров, в работе над которым приняла участие большая группа молодых художников.
Творчество мастеров изобразительного искусства прочно связано и с другими видами художественной культуры. Особенно следует отметить широко развернувшуюся в послевоенные годы деятельность художников театра. Декораторами театра успешно проявили себя и художники, по преимуществу работающие как живописцы и графики. Для театрально-декорационного искусства, начиная с середины 50-х годов, становятся характерными поиски наибольшего разнообразия приемов и форм. Наряду с декорациями, выполненными живописными средствами, используются приемы графики, кино и фогопроекции, позволяющие усилить выразительность спектаклей. Чрезвычайно расширились ряды художников, работающих в кино, чья роль в создании художественно значительных фильмов весьма велика. Следует заметить, что эскизы, выполненные художниками театра (А. Васильев, Н. Золотарев, Ю. Пименов, В. Рындин, Ф. Федоровский, Н. Шифрин) и художниками кино (М. Богданов, Г. Мясников, И. Новодеражкин, А. Пархоменко), представляют собой произведения изобразительного искусства, имеющие самостоятельнее значение.
Процесс дальнейшего развития связей искусства с жизнью вызвал рост декоративно-прикладного искусства. Произведения этого вида искусства живут в повседневном быту и потребности в нем стремительно возрастают по мере того, как сотни тысяч москвичей переселяются в новые квартиры, по мере развития сети учебных, общественно-бытовых и иных учреждений, обслуживающих население города.
Обширнейшие работы по внедрению изобразительного искусства в жизнь и быт москвичей, работы по эстетическому преобразованию условий труда на производстве вместе с борьбой за дальнейший подъем высокоидейного реалистического монументально-декоративного, станкового и декоративно-прикладного искусства создают условия для его всестороннего и полнокровного развития, для превращения его в- одно из важных средств эстетического воспитания человека коммунистического общества.




Какие штрафы грозят тем, кто затевает ремонт в своей квартире






Теория и практика
Кредиты могут быть разными. Попробуем разобраться в их главных отличиях и основных особенностях:

Ипотечный кредит >>

Автокредит >>

Потребительский кредит >>

Ломбардный кредит >>
Практически все крупные банки предлагают разнообразие кредитных карт. В чем их основные отличия?

См. подробности >>


Оценка кредитоспособности заемщика

Особенности страхования кредитов

Обеспечение исполнения обязательств по кредиту
Кому может быть предоставлен ипотечный кредит? Можно ли продать купленную квартиру до полного погашения кредита?

См. ответы на вопросы >>


Отказы по кредитам. Распространенные причины

Риск кредитования. Чем рискуют банки

Расчеты с помощью пластиковых карт


Особенности залога при ипотечном кредитовании

В магазин за экспресс-кредитом: покупки без денег

Ипотека для военнослужащих: как получить жилье

Главный риск заемщика - невыплаты по кредиту

Налоговый учет процентов по кредиту
   © При цитировании гиперссылка обязательна.